Внутренняя среда организации

Любой управленец должен разбираться в том, что собой представляет внутренняя среда организации. Менеджмент предполагает рассмотрение пяти основных ее составляющих: цели, структура, задачи, технология, люди.

Организация – целостное образование, которое служит средством достижения определенных целей. Цели – тот результат, которого группа людей в организации пытается достигнуть совместными усилиями.

Управление внутренней средой организации подразумевает управление целями, которые целесообразно изображать в виде древовидного графа. В нем на высшем уровне стоит стратегическая цель, которую, к примеру, необходимо реализовать предприятию в течение 5 лет, ниже располагаются те цели, достижение которых поспособствует осуществлению главной. Количество уровней зависит от степени детализации и размеров организации.

Безусловно, цели подразделений отличаются между собой, но основное правило дерева целей заключается в том, что ни одна подчиненная цель не может противоречить той, что стоит над ней.

Следующий элемент, который включается в управление внутренней средой организации, - структура. Она предполагает наличие соподчиненных уровней управления, которые обеспечивают наиболее эффективное достижение поставленных целей.

Очевидно, что в любой средней или крупной компании имеется специализированное разделение труда, т.е. присутствуют различные специалисты: по маркетингу, по финансам, по логистике и т.д.

Задачи – следующий элемент, который отражает внутренняя среда организации. Менеджмент традиционно рассматривает задачи в трех аспектах: связанные с людьми, с предметами и информацией.

Технология – также одна из основных переменных, которая представляет собой нечто большее, нежели машины и оборудование. К примеру, Ч. Перроу говорил, что технология – это средство, с помощью которого исходные ресурсы преобразуются в желаемый результат, которого мы объединенными усилиями пытаемся достичь.

Существует две самые известные классификации технологий: по Вудворд и Томпсону.

Д. Вудворд:

- единичная, мелкосерийная или индивидуальная (производится один товар или небольшая серия);

- массовая (товары изготавливаются крупными партиями, они почти или полностью идентичны друг другу);

- непрерывная (благодаря оборудованию и машинам товары производятся круглосуточно).

Д. Томпсон:

- многозвенная технология (для достижения цели выполняется серия определенных задач);

- посредническая (люди объединяются в группу и становятся взаимозависимыми);

- интенсивная (для выполнения задачи необходимо обладать специальными навыками и умениями), к примеру, чтобы назначить пациенту в больнице правильное лечение, необходимо иметь соответствующее образование.

Последняя в списке, но не по значению, переменная, которой представлена внутренняя среда организации, – персонал, или люди. Каждый работник в любом коллективе проявляет себя по-разному, что определено рядом факторов, например, способностями к выполнению тех или иных заданий, потребностями, жизненными устоями и ценностями и так далее.

Конечно, менеджер должен иметь представление о том, какие группы образовались в коллективе, должен знать основных лидеров. Грамотный управленец самостоятельно выбирает стиль поведения, который подойдет к той или иной ситуации и конкретным людям и приведет к тому, что работники наиболее эффективно выполнят поставленные перед ними задания.

Таким образом, внутренняя среда организации состоит из пяти переменных, которые непосредственно влияют друг на друга. Так, все задачи вытекают напрямую из поставленных на предприятии целей, а персонал реализует эти задачи посредством технологии.

Комментарии