Формы организации образовательного процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт
Формы организации образовательного процесса бывают разные. Но их объединяет то, что все они направлены на обеспечение всестороннего развития учащихся. Чтобы лучше понять, о чем идет речь, начнем статью с определения образовательного процесса.
Понятие
Перед тем как перейти к формам организации образовательного процесса, нужно выяснить, что подразумевается под этим понятием.
Итак, образовательным процессом называют всестороннее и многофакторное воздействие на человека, которое позволяет социализироваться и развиваться личности.
Что касается форм организации образовательного процесса, то это способ донести до человека ту или иную информацию посредством разной организации ее подачи.
Как можно получить образование
Не только в России, но и в мире существует несколько способов получения знаний.
Первым и самым распространенным способом будет получение образования в образовательном учреждении. Учащиеся проходят курс или всю программу, после чего сдают экзамены. Можно учиться как на дневном отделении, так и на вечернем.
Довольно популярен экстернат. Человек учится на дому, к нему приходят педагоги или он сам изучает программу. Далее учащийся сдает экзамен в ближайшем образовательном учреждении соответствующего уровня.
Сейчас эра компьютерных технологий, а потому все больше предпочтение молодежь отдает дистанционному обучению или образованию на расстоянии. Учатся люди с помощью компьютерных программ и также сдают экзамены.
Для работающих людей подходит больше всего заочная форма. Учащийся может обращаться к преподавателям учреждения за консультациями и разъяснениями. Он должен сдавать контрольные работы, экзамены и зачеты в оговоренный срок.
Какие бывают формы
Форм организации образовательного процесса немало, что позволяет преподавателям добиваться хорошего качества знаний. Выбираются они в зависимости от того, какую цель преследует преподаватель, сколько человек необходимо обучить, места, где проходит обучение, и прочее.
Основные формы организации следующие:
- Урок, который длится от 35 до 45 минут. Как правило, это школьный урок.
- Семинар. К этой форме прибегают, когда нужно занять практикой всю группу учащихся.
- Лекция. Длится от полутора до двух часов, может быть с перерывом, а может быть без. Чаще всего лекция встречается в высших учебных заведениях.
- Лабораторный практикум. Занятие, на котором учащиеся на практике применяют оборудование, технику, ставят опыты или проводят исследования.
- Индивидуальная или групповая консультация с преподавателем. Они проводятся по тем вопросам, которые бы хотел углубленно объяснить преподаватель или когда учащиеся сами просят об этом. Такая форма доступна как на школьном уроке, так и на лекции.
- Экскурсия. Она может проводиться на природе, в каком-то общественном месте или на предприятии. Цель такого занятия — расширить знания учащихся.
Свойства образовательного процесса
Образовательный процесс не только помогает получать знания, но и возлагает на себя воспитательные свойства.
Кроме всего прочего, к свойствам относится:
- Взаимодействие между учеником и педагогом.
- Гармоничное и всестороннее развитие личности учащегося.
- Соответствие технической и содержательной стороны процесса.
- Взаимосвязь цели образования и результата процесса.
- Обучение, развитие и воспитание учащегося.
Если образовательный процесс выстроен правильно, то результатом его будет нравственное, интеллектуальное и социальное развитие обучающихся.
Что такое форма
Когда речь заходит о форме занятий, сразу понятно, имеется в виду организация учебной деятельности, построение учебных занятий. Поэтому формы организации образовательного процесса в школе или университете постоянно меняются. Это обусловлено тем, что учреждения развиваются, изменяются задачи образования или вовсе та или иная форма просто перестает быть актуальной для учащихся.
Можно привести пример из истории, когда дети обучались на дому. Это привело к тому, что только малая часть населения страны была грамотной. Обществу нужны были образованные люди, а потому изменилась система получения знаний.
Классно-урочная система
С появлением классно-урочной образовательной системы проблема решилась полностью. Название у системы такое, потому что занятия проводятся в классе, с определенным количеством учеников одной возрастной группы. Вторая часть названия говорит о том, что занятия проходят в форме уроков, которые имеют фиксированное время, и между ними устраиваются промежутки отдыха.
На сегодня именно урок считается главной формой учебного процесса. На уроке преподаватель может последовательно рассказывать материал, при этом учащиеся могут работать как самостоятельно, так и под контролем учителя. Преподаватель может применять различные методы обучения, что улучшает качество усвоения материала, например, лабораторный практикум во время урока позволяет соединить сразу два метода обучения: самостоятельное и под наблюдением педагога.
Урок также позволяет решать воспитательные задачи. Структура урока зависит от того, какую цель преследует педагог. Он может решить проверить знания, а может дать новый материал к самостоятельному изучению.
Требования к уроку
Образовательный процесс основан на проведении уроков. По этой причине к этой форме обучения предъявляются повышенные требования. Рассмотрим некоторые из них:
- Урок является единицей или звеном систематической работы преподавателя. На уроке не только учат чему-то, но и решают воспитательные вопросы и помогают развиваться личности. Комплексные задачи решаются только в том случае, если урок правильно распланирован и продуман.
- Каждое занятие должно иметь четкую цель. Например, практическое занятие должно закреплять материал на практике. Формулировать задачи и цели урока нужно кратко, но при этом емко.
- Урок считается хорошим, когда он правильно выстроен. Учебный материал нужно подавать последовательно, практическая деятельность не должна идти вразрез с теоретическим материалом.
- Качество урока зависит не только от преподавателя, но и от учеников. Чем больше они готовы воспринимать материал, тем успешнее будет результат.
Лекционно-семинарская система
Эта образовательная система появилась вместе с первыми университетами. Основой такой системы являются практические занятия, семинары, лабораторные занятия и лекции. Сюда же можно отнести прохождение практики и различные консультации.
Чтобы система была успешной, обучающимся нужно иметь базовые знания по дисциплинам и уметь работать самостоятельно. Так как такая образовательная система не имеет альтернативы в высших учебных заведениях, бытует мнение, что формы процесса образования в этих учреждениях не развиваются. Это далеко не так, просто именно этот вид обучения приносит максимальные плоды.
Виды лекций
Если урок — это основная форма обучения в школе, то лекция — основная форма обучения в вузе. Лекции бывают нескольких видов, каждая из которых несет определенный набор задач:
- Вводная. Это занятие, которое знакомит студента с дисциплиной и позволяет сориентироваться в предстоящей работе. Лектор объясняет, какое место предмет занимает в будущей профессии и что он собой представляет. Также дается краткий обзор всего курса, называются имена ученых, которые внесли вклад в область. Лекция позволяет объяснить методические особенности обучения, когда сдаются экзамены и какую литературу стоит почитать.
- Информационная. На этом занятии преподаватель излагает информацию, которая обязательна к изучению. Это стандартная лекция, во время которой излагается новый материал.
- Обзорная. Учащиеся получают общие знания об основах предмета, методах изучения и сфере применения дисциплины. При этом никто не углубляется в подробные пояснения.
- Проблемная. Занятие основано на том, чтобы подать материал через какую-то проблему. В процессе лекции между преподавателем и студентами возникает диалог, который помогает усвоить материал.
- Визуализация. Занятие, на котором образовательный процесс заключается в просмотре фильмов или прослушивании аудиозаписей. Лектор только комментирует увиденное.
- Бинарная. Лекция проводится двумя преподавателями. Это могут быть как представители одного вуза, так и нескольких.
- Лекция с ошибками. Она позволяет стимулировать внимание студентов. Благодаря такой форме обучения студенты сосредотачивают свое внимание на предмете лекции и лучше усваивают материал. Можно даже назвать это занятие своеобразным повторением пройденного материала.
- Конференция. Это научно-практическое занятие, во время которого учащиеся выступают с докладами. Благодаря такому подходу тема занятия будет полностью освещена, а информация благополучно усвоена студентами. В конце занятия преподаватель подытоживает все сказанное и дополняет, если требуется, информацию.
- Консультация. Есть несколько вариантов развития такого занятия. Лекция может проходить в формате вопросов и ответов, а может в усложненном варианте. Тогда лектор излагает материал, студенты тут же задают вопросы, происходит дискуссия.
Недостатки традиционной системы
Как вы уже поняли, для достижения нужного результата применяются разные формы и методы организации образовательного процесса. Но несмотря на то что дисциплинарная или классно-урочная система в нашей стране применяется уже несколько сотен лет, на сегодня многие люди недовольны ей. И действительно, недостатков немало. О них расскажем подробнее.
Главным недостатком сейчас называют несоответствие образовательной базы специалиста и требований к работе по профессии. Так происходит потому, что в учебном заведении даются абстрактные знания по предмету. На производстве оказывается, что нужно совершенно другое. Вспомните поговорку о том, что как только вы устроитесь на работу, должны забыть все, чему учились в университете. Мешает правильному направлению знаний и образовательный процесс, который построен таким образом, чтобы разделить знания по дисциплинам.
Получается, чтобы студенты могли успешно применять полученные знания на работе, нужно реорганизовать систему образования. Если изменить формы и технологии организации образовательного процесса, то получится именно то, что нужно.
Например, стоит дать студентам больше времени на самостоятельное изучение материала. Подойдет и изменение форм подготовки на те, что подразумевают сотрудничество студентов между собой. Если преподаватели начнут вести со студентами диалог, то это очень поможет в усвоении материала и повысит интерес к предмету.
Требования к организации образовательного процесса
Согласно программе ФГОС НОО и СОО, образовательный процесс должен отвечать заявленным требованиям. В чем же они заключаются?
- Наличие практических и теоретических занятий, а также лабораторных работ у учащихся. При этом целью таких занятий является ориентация учащихся на знания и усвоение информации. Практические занятия должны проводиться в виде практикумов или семинаров.
- Дети должны уметь самостоятельно работать с материалом и изучать его. Учащихся нужно готовить к тому, что со временем они начнут заниматься самообразованием. Объяснять им, как это важно.
- Проведение консультаций как групповых, так и индивидуальных. Они помогут ребенку разобраться с предметом и правильно выстроить отношения с учителем. Ученик будет знать, что он может обратиться за помощью, и ее окажут.
- Готовить детей к экзаменам. После прохождения всего курса придется сдавать экзамены. И дети должны так усвоить материал, чтобы не было сомнений в том, что экзамен будет сдан. Итогом такой проверки станет решение, в котором будет прописано, освоен предмет или нет.
Стили и виды обучения
Чтобы знания были усвоены, нужно уделять внимание не только формам организации образовательного процесса в начальной школе по ФГОС или средней школе, но и стилям и видам обучения. Выделим некоторые из них:
- Развивающее. Задача такого обучения заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно искать истину, осваивать знания, а также проявлять независимость. Учащиеся осуществляют деятельность в зоне ближайшего развития. Последняя позволяет проявить черты характера, стороны психики и прочее. Учитель не просто передает информацию, он организует поисковый процесс, который активирует воображение, заставляет работать память и мышление. Этот вид подразумевает открытость учителя к обсуждению различных точек зрения учеников.
- Иллюстративно-объяснительное обучение. В этом случае преподаватель должен не просто передать знания, но и закрепить их практикой. То есть учитель должен не сухо излагать материал, а подкреплять его различными иллюстрациями и наглядными материалами.
- Проблемное. Подобный стиль позволяет овладеть знанием через решение проблемы. То есть учащиеся должны найти ответ на поставленный вопрос. Например: "Как решить это неравенство?", и ученик ищет пути решения. Даже при нехватке данных обучающиеся должны сами искать, откуда их почерпнуть. Это стимулирует мозговую активность и позволяет ребенку научиться нестандартно мыслить. Проблемным заданием может быть только сложный вопрос, чтобы ответить на который, нужно узнать что-то новое. Организация этого вида обучения трудна, ведь нужно потратить много времени на поиск решения. Зато благодаря такому способу, сразу видно, кто из учеников способен самостоятельно работать, а кто нет.
- Программированное. Обучение с помощью компьютера или иной техники. Преподаватель не только экономит время на теоретической части, но и дает возможность каждому ученику изучать информацию в нужном ему темпе.
- Модульное. Ученики и учитель работают с информацией, разбитой на модули. Тут важна больше самостоятельная работа учащегося. Сюда же можно отнести учебную экскурсию по теме или практический урок.
Заключение
Как вы уже поняли, образовательная система в нашей стране несовершенна, но это не значит, что она никуда не годится. С каждым годом вводят инновационные формы организации образовательного процесса, которые помогают улучшать качество образования. Появилось большое количество приспособлений для обучения, ими обладают даже сельские школы.
Преподаватели повышают квалификацию, Федеральный государственный образовательный стандарт редактируется. Все это ведет к тому, что качество обучения повышается.
В том же ФГОС четко прописаны все требования для каждого образовательного учреждения. Такой подход позволяет дать максимально разностороннее образование и развить детей как личностей. Если раньше детям не разрешалось иметь собственного мнения и высказывать против того, что им рассказывали учителя, то сейчас точка зрения каждого ребенка ценна, и ее внимательно слушают.
Вообще, качество образования зависит не только от педагогического состава и законов. В большей степени на него влияет заинтересованность учеников и их стремление получать знания. Если дети любознательные, то при любой форме образовательного процесса они извлекут все самое нужное для себя.
Школа всегда считалась вторым домом, зачастую ребенок проводит там больше времени, чем с родителями. Естественно, что личность ребенка формируется благодаря той информации, которую он получает от преподавателей. Если в школе работают увлеченные люди, то и дети там учатся умные и счастливые.