Этапы и принципы планирования аудита

Рыночная экономика - это невероятно сложная истема. Найти в ней свое место не так уж и просто, тем более если дело касается бизнеса. Как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели должны тщательно заботиться о своем финансовом состоянии. Важную роль в такой заботе играет аудит. С планированием и реализацией аудиторской проверки знакомы далеко не все. Что это за процедура, как она реализуется? Попробуем разобраться в нашем материале.

Что такое аудит?

В латыни есть слово audio, что означает "слушатель", "слушающий". Лицо, умеющее слушать, способно на оказание помощи. Например, это врач, узнавший о состоянии здоровья пациента. Разобравшись в причинах болезни, он готов приступить к лечению. В экономической сфере аудитор - это такой же врач. Только основной его целью является не лечение, а поиск проблем, можно сказать, болезней.

Финансовая проверка является обязательной процедурой для всех юридических лиц. Раз в год организации должны уделять внимание планированию и проведению аудита. Можно делать это и чаще, но тут все зависит от воли самого юридического лица.

Аудитор проверяет финансово-хозяйственное состояние организации. Он обладает куда большими знаниями и навыками, чем, например, бухгалтер. Связанно это с непрерывным развитием аудиторской процедуры за последние 30 лет. Еще со времен перестройки в стране началось активное становление рынка. Но крепкую экономику нельзя сформировать без качественных контрольно-надзорных мероприятий. Контроль осуществляет в основном государство. При этом цель у него не навязать свои услуги, а создать систему, при которой юридические лица стали бы более самостоятельными в вопросах финансовой проверки и планирования аудита.

Цели и задачи аудиторских проверок

Целью аудита является установление точности и достоверности бухгалтерской отчетности различных экономических субъектов. Это зафиксировано и в Федеральном законе "Об аудите в РФ". В ходе проведения аудиторской проверки нужно получить достаточные и точные доказательства, позволяющие аудиторам с уверенностью говорить о соответствии имеющейся отчетности нормам российского законодательства.

В ходе проведения финансовой проверки должны быть достигнуты следующие цели:

  • полное выявление финансовых резервов и проверка их на соответствие данным, указанным в документации;
  • проверка полноты, точности и достоверности отражения в отчетности всех затрат, резервов, финансов и заемных средств;
  • подтверждение достоверности отчетов либо заключение об их недостоверности;
  • контроль над соблюдением российского законодательства.

Цели могут показаться немного сложными для восприятия, а потому юристы смогли их переформулировать. Так, планирование и проведение аудитов необходимо для проверки хозяйственного состояния организации:

  • на обоснованность включения в отчеты тех или иных сумм;
  • на общую приемлемость отчетности;
  • на законченность и аккуратность подсчетов;
  • на верность оценки, данной организации своим действиям;
  • на разделение баланса;
  • на открытость и точность сведений, занесенных в финансовую отчетность.

Таким образом, задачей аудиторских компаний является проведение тщательной проверки той или иной организации. Если же будут выявлены проблемы, то аудиторы обязаны указать на них и попросить компанию немедленно исправить ситуацию.

Целостность, беспристрастность и конфиденциальность

Принципы планирования аудита и его реализация примерно одинаковые. Все они указаны в первой главе соответствующего Федерального закона.

Первым принципом является целостность проверки. Именно полнота и точность реализуемых действий является основой профессионализма. Как аудиторы, так и подчиняющиеся им лица обязаны грамотно и качественно организовывать свою деятельность. Запрещается скрывать друг от друга важные сведения, мешать работе, демонстрировать свою некомпетентность и т. д. Всегда нужно сохранять профессионализм и желание сделать свою работу как можно лучше.

Следующий принцип планирования аудита и его реализации именуется беспристрастностью. Это очень важный принцип, так как связан с понятием объективности проверки. Если кратко, то вся работа должна проводиться честно и правдиво. Никакие препятствия не должны мешать точному определению результатов. Поддерживают принцип беспристрастности некоторые гарантии, зафиксированные в Федеральном законе. В частности, это запрет на проведение множественных проверок одним и тем же аудитором, недопустимость реализации финансовой проверки лицом, приходящимся родственником аудируемому субъекту и т. д.

Третий принцип - это конфиденциальность. Вся информация, получаемая от аудитора к проверяемым субъектам, должна находиться под защитой. Особенно это касается процедуры планирования аудита. Безопасность и тайность предоставляемых сведений позволит провести более точную и беспристрастную проверку.

Профессионализм, независимость и надежность

Принцип профессионализма базируется на ряде важных гарантий. В частности, это особые требования к образованию, навыкам и способностям аудиторов. Получить работу в компании, проводящей финансовую проверку, очень непросто. Это куда сложнее, чем устроиться менеджером или бухгалтером. Стоит только задуматься, какое количество обязанностей возлагается на аудиторов. Разбираться в хозяйственной деятельности непохожих друг на друга предприятий, к тому же в ограниченные сроки, представляется задачей невероятно трудной, а порой и вовсе невозможной. Чтобы все прошло качественно и без единой ошибки, нужно помнить о принципе профессионализма. Это знание своего дела, заинтересованность в нем, соблюдение профессионального этикета и способность здраво оценивать свои поступки.

Следующим принципом является независимость. Это идея, тесно связанная с понятием беспристрастности. Некоторые юристы относят независимость к числу гарантий, а не основополагающих начал и идей. Все дело в том, что как и судьи, аудиторы самостоятельно организуют свою деятельность. Они подчиняются лишь закону. Никто не может оказать давление на аудиторов или как-то помешать их деятельности. Любые попытки подкупа лиц, реализующих финансовый надзор, будут караться в соответствии с нормами уголовного законодательства.

Последним важным принципом проведения, организации и планирования аудита является направленность на процесс получения свидетельств. Это разумный и законный способ составлять надежные заключения перед началом аудиторской проверки, или же по ее итогам. Все свидетельства должны быть верифицируемыми. Поскольку аудит проводится в ограниченный период времени, проверить все хозяйство предприятия попросту невозможно. Поэтому аудиторские компании немного упрощают свою деятельность. Они опрашивают аудируемых лиц, а потом проверяют часть свидетельств на подлинность.

Таким образом, цель планирования аудита и его реализации подкрепляется шестью важными принципами. Далее следует рассмотреть две основные формы финансовой проверки.

Внутренний аудит

Финансово-хозяйственный надзор имеет две основные формы: внешний и внутренний. Обе эти формы отличаются по масштабу и целям. Так, планирование внутреннего аудита определяется закрепленной в Федеральном законе целью. Это помощь органам управления в реализации эффективного надзора за разными звеньями и элементами контроля. Основной задачей аудиторов, проводящих внутреннюю проверку, является удовлетворение потребностей органов управления в части предоставления контрольных сведений. Дается оценка адекватности системам контроля и эффективности их деятельности.

Внутренний аудит имеет несколько форм. Он может быть функциональным, то есть направленным на оценивание производительности и эффективности хозяйства. Есть также организационно-техническая форма аудита. Выражается она в надзоре за разными звеньями управления, а также контроле на предмет их технологической или организационной целесообразности.

Чаще всего внутренний аудит применяется в банковской системе. Так как кредитные организации имеют очень сложную и обширную структуру, их проще проверять по частям. Практическая польза от внутренней финансовой проверки зачастую гораздо больше, чем от внешней. Крупным недостатком является необходимость в постоянном повторении аудита. Так, процедура должна осуществлять не раз в год, а гораздо чаще. Еще одна проблема заключается в планировании процесса аудита. Не у всех организаций есть время на постоянное составление планов проверки.

Внешний аудит

Внешняя форма хозяйственно-финансовой проверки имеет более сложный и обширный характер. Главной целью такой проверки является предоставление реальных, объективных и точных сведений об аудируемом лице.

Проводится внешний аудит на договорной основе. Задачей лиц, проверяющих финансовое состояние предприятия, является оценивание всей организации, а не каких-то ее частей. Внешний аудит является обязательным. Организации обязаны реализовывать его раз в год. Функции, которые осуществляют аудиторы, иногда не взаимосвязаны, а потому результат проверки не всегда может быть точным. Все будет зависеть от профессионализма обеих сторон и от желания аудитора провести качественный надзор.

Глубина внешней проверки бывает различной. Она определяется договором, который составляется на этапе планирования аудита. Существенными, то есть обязательными условиями договора, является проверка бухгалтерской документации, подсчет бюджета организации, оценка объема выручки и т.д. Есть также факультативные, то есть дополнительные критерии. О них аудируемое лицо заранее договаривается с проверяющей инстанцией. Примером факультативных условий являются такие мероприятия, как прогнозирование, глубокое оценивание, предоставление советов, санация и многое другое.

Предплановый аудит

Стоит, наконец, рассказать об этапах планирования аудита. Контроль за предприятием не может быть выстроен просто так, всегда нужна тщательная подготовка к проверке.

Первым этапом в планировании процедуры является предплановая, или же договорная деятельность. Это время от волеизъявления заказчика до непосредственного заключения договора. Заказчик находит нужную аудиторскую компанию, после чего сам определяет сроки и формы проверки. Это очень ответственный этап, поскольку крупные организации имеют мало времени и возможностей для того, чтобы уделить внимание контролирующим инстанциям. Дабы не возникло проблем в виде внезапных отказов, а как следствие, задержки аудита, необходимо хорошо подумать над удобной датой для проверки.

Следует учитывать, что внешний аудит, а иногда даже и внутренний, не являются причиной для остановки работы предприятия. Руководство юридического лица всего-навсего будет временно обременено дополнительными функциями.

На предплановой стадии организации проверки заказчик должен сразу подготовить все необходимые документы. Полный перечень бумаг, подлежащих выдаче аудиторам, можно уточнить у самой компании, в которую обращается заказчик.

Заказчик должен сразу задуматься о планировании аудита и программе аудиторской проверки. Дело в том, что программа не составляется одной лишь контрольной инстанцией. В ее разработке должен принять участие и сам заказчик. В противном случае может приключиться нечто очень неудобное для аудируемого лица. Например, в ходе проверки выяснится, что будет реализован ряд факультативных мер, совершенно не нужных заказчику. Чтобы этого избежать, следует уделить особое внимание предплановому этапу организации.

Планирование аудиторской проверки

Аудит необходимо тщательно подготовить. Делается это в два этапа: первый, предплановый, мы уже разобрали. Далее реализуется само планирование аудита. Этапов здесь два: составление договора и разработка программы. Иногда договор это и есть программа. Подобное соединение документов характерно для реализации внешней проверки. В остальных случаях договор - это акт, в котором указываются имена, фамилии, сроки и способы оплаты. Программа же формируется отдельно.

Что такое договор на аудит? Согласно закону, это официальный документ, в котором указываются способы взаимоотношения между предприятием (заказчиком) и аудиторской организацией (исполнителем). Поскольку обе стороны являются предпринимателями, договор оформляется в соответствии с норами гражданского права. В нем могут быть существенные и факультативные условия. При планировании внутреннего аудита возможно составление нескольких договоров по разным этапам проверки. Вот что указывается в документе:

  • наименование сторон, контактные данные о них;
  • права и обязанности обеих сторон;
  • предмет договора на оказание аудиторских услуг;
  • условия оказания услуг;
  • ответственность сторон;
  • стоимость аудиторских услуг.

В месте, где говорится про условия оказания услуг, необходимо написать про их сроки и этапы, цель и объект, а также ссылки на законодательство. В пункте про права и обязанности указываются сведения о форме проверки, уровне самостоятельности каждой из сторон, доступе к информационной базе и распоряжении рабочей документацией.

Оплата услуг

Важное место в этапе планирования аудита занимает пункт об оплате реализуемых услуг. Согласно законодательству, существует четыре легальных формы оплаты аудита.

Первая форма платежа именуется аккордной. Она назначается заранее и фиксируется в договоре до начала проверки. Многие аудиторы определяют сумму произвольно, в зависимости от финансовых возможностей заказчика и сложности дальнейшей работы.

Повременная форма оплаты широко распространена на сегодняшнем рынке услуг. Исполнитель в лице аудиторской организации не говорит стоимость работы заранее. Цена становится известна лишь по завершении работ. Это не самая удобная форма платежа, потому как заказчику сложно предугадать, на какую цену ему можно рассчитывать. Зависеть все будет от времени и сложности проводимых работ.

Следующий тип оплаты именуется сдельным. Расчет цены одной операции определяется бухгалтерами заказчика и непосредственно исполнителем. Сдельная оплата услуг является самой удобной из представленных, так как ее форму и цену можно высчитать заранее. По ходу исполнения заказа аудируемое лицо может просить о выполнении дополнительных работ.

Смешанная оплата, последняя возможная форма, представляет собой комбинацию из всех перечисленных выше способов платежа. Использовать такую форму оплаты удобно на крупных и сложных предприятиях. Учитываются разные моменты. Это, например, денежная состоятельность заказчика, выбранные формы услуг, либо общее количество финансовой отчетности.

Планирование аудита, таким образом, представляет собой процедуру даже более ответственную, нежели сам аудит. Если в реализации финансово-хозяйственной проверки приоритет отдается исполнителю, то планированием должен заниматься только заказчик.

Этапы проведения проверки

Рассмотрев стандарты планирования аудита, следует немного рассказать о самой процедуре финансово-хозяйственной проверки. После планирования аудиторы распределяются по подразделениям и начинают работу. Каждое лицо, реализующее проверку, действует по специальному опроснику, подготовленному заранее. Опросник - это своеобразное методическое пособие, в котором содержатся свидетельства, полученные от заказчика. Информация из пособия сверяется с реальными данными. Если будет обнаружено противоречие, аудиторам придется насторожиться. Все организационные и функциональные проблемы будут занесены в специальный протокол.

Глубина проверки зависит от формы аудита. Если проверка внешняя, то исполнителей будет немного. Скорее всего, им даже не придется разделяться. Они в короткие сроки сравнят реальное состояние предприятия с данными опросника, после чего покинут организацию. Если же аудит внутренний, то все будет куда серьезнее. Исполнители поделятся на несколько групп, после чего начнут тщательный надзор за производственной, организационной или функциональной сферой.

Закрытие аудита во всех перечисленных формах проверки одинаковое. Составляется протокол, в котором указываются слабости организации, различные несоответствия, проблемы, угрозы и т. д. Заказчик знакомится со списком и обязуется в ближайшее время исправить все трудности. По итогу оформляется документ о результатах аудита.

Комментарии