Порт Тикси: описание, акватория, глубина, фото
Тикси – это поселок городского типа, административный центр Булунского улуса Республики Саха (Якутия). Стоит на берегу одноименной бухты. Тут же находится морской порт, расположенный в восточном направлении от устья реки Лены, на берегу моря Лаптевых.
Немного истории
Впервые эти места были описаны в 1739 году известным российским полярником и исследователем Дмитрием Лаптевым. Тогда открытой им бухте присвоили название Губа Горелая. 1878 году тут пришвартовались пароходы «Вега» и «Елена». Участники этой экспедиции А. Норденшельд, А. Сибиряков и лейтенант Оскар Нордквист были восхищены красотой этих мест. При этом последний высказал предложение о необходимости присвоении бухте другого имени, так как название Горелая неспособно передать все прелести сибирской действительности. После того как они выяснили у переводчика название места, которые дали аборигены, бухту стали называть Тикси.
Бухта Тикси
В переводе с якутского языка «тикси» означает причал. Общая длина бухты достигает 21 км, ширина у входа 18 км. Наибольшая глубина около 12 м. Она замерзающая, лед стоит с октября по июль месяц. Стоящий здесь одноименный порт являются морскими воротами Якутии. Это крупный транспортный узел арктической части России. Здесь находится Северо-Восточное управление морского флота РФ, которое отвечает за транспортное сообщение в море Лаптевых, Восточно-Сибирском море и Чукотском море, а также за судоходство по рекам Лена, Хатанга, Оленок, Индигирка, Колыма.
Возникновение и развитие порта
Порт был создан в 1933 году. В этот период СССР начал активное освоение Северного морского пути. Первые зимовщики, а также строители порта и поселка высадились на берегу бухты в августе 1932 года.
Здесь в разное время жили известные люди России, а также исследователи Сибири А. Папанин, А. Маринеско, А. Чилингаров.
В годы Великой Отечественной войны через Тикси шла переброска важных транспортных грузов в Архангельск, Мурманск и Владивосток.
Настоящее время
В настоящее время порт Тикси считается достаточно современным и высоко механизированным по меркам арктического побережья России. Навигация здесь короткая, не более 3 месяцев. Но в Тикси полярники живут и работают круглый год. Сам поселок состоит из 2- и 5-этажных домов. Все построены на сваях. Частный сектор отсутствует.
Фактически Тикси – это два обособленных города. Тикси-1 – поселок городского типа, в котором проживает гражданские население. Тикси-3 – военный городок. Обе части соединяет трасса длиной в шесть километров. Рядом с военным поселком находится аэропорт, который эксплуатируется гражданскими и военными самолетами. Здесь же находится вертолетная стоянка. Обычно в Якутск из аэропорта два раза в неделю летает самолет. Имеются рейсы в Москву и Санкт-Петербург. Летают они в эти города несколько раз в месяц.
Поселок городского типа
Население Тикси составляет порядка 6-7 тыс. человек. Кроме различных районных учреждений, здесь работает Тиксинское управление гидрометеорологии и контроля окружающей среды, геофизическая обсерватория, строительно-монтажное управление.
Зимой обычная температура 25-30 градусов со знаком минус. Но нередко бывает, что она опускается гораздо ниже. В период с конца осени по середину весны Тикси захватывают ураганные ветра, очень часты шквальные метели и снежные бураны. Солнце появляется над поселком только с середины февраля.
Поселок обязан своему возникновению морскому порту Тикси. Сам порт находится в центральном секторе арктического побережья России, на берегу моря Лаптевых. В непосредственной близости от дельты реки Лена. В бухте Тикси. Этот порт считается одним из самых северных портов РФ и построен в наиболее труднодоступном участке Северного морского пути.
Жизнь порта
Работает порт только летом. Навигация длится около 90 дней. Здесь происходит перевалка грузов с морских судов для Тикси и поселков, которые расположены в глубине материка на реках Хатанга, Оленок, Яна, Индигирка, Колыма. Порт осуществляет перевалку в основном промышленных и продовольственных грузов, различного оборудования, вывозит лес и лесоматериалы. Железнодорожного сообщения с портом Тикси нет.
Кроме сообщения с республиканским центром, Москвой и Санкт-Петербургом, выполняются местные авиационный перелеты.
Летом, в период навигации, между поселком Усть-Кут, находящимся на реке Яна, и поселком Тикси действует грузопассажирское сообщение. В это время по реке Лена до Якутска ходят теплоходы.
Порт работает круглосуточно. Его основным оператором является ОАО «Морской порт Тикси», который в том числе самостоятельно осуществляет добычу и перевозку песка, а также организует перевозки пассажиров.
Заправку топливом судов в нем произвести нельзя, необходимой инфраструктуры нет. Судам предоставляется только пресная вода.
Пополнить запас продовольствия можно только в местных торговых сетях и за наличный расчет. С учетом дефицита товаров отпуск его осуществляется в ограниченном количестве. Медицинское обслуживание осуществляется в Тикси. В порту имеется собственная судоремонтная база. Располагает порт и водолазной станцией, однако работы она ведет исключительно по особому разрешению руководство порта.
Порт Тикси, производственные мощности порта, акватория, глубина
Порт насчитывает 16 причалов, их общая длина составляет 1724 м. Глубина у причалов колеблется от 2,5 до 6,8 м.
Имеет в своем распоряжении 9 портальных кранов, 6 плавучих и 4 гусеничных. Располагает мостовым контейнерным краном и несколькими автомобильными. ОАО «Морской порт Тикси» владеет кроме этого тридцатью автопогрузчиками, трейлерами, бульдозерами, тракторами и около различными автомашинами (около 50 штук).
Акватория порта занимает 0,29 га. Для обеспечения приема морских судов имеется два причальных терминала. Общая их длина составляет 315 м. Пропускная способность 67000 тонн в год. Период навигации официально заявлен с 15.07 по 30.09. Порт обеспечен складскими помещениями, из которых открытые площадью 52009 квадратных метров, закрытые - 3000 квадратных метров. Имеются резервуары емкостью 38000 тонн.
Основная специализация порта – обработка и перевалка продовольственных грузов, генеральных, контейнеров морского типа весом до 20 тонн, перевалка угля, леса, лесоматериалов и нефтепродуктов.
Обработку судов порт Тикси может вести как у причальных стенок, так и на рейдах. В этих целях используются специальные плавсредства и судовые перегрузочные устройства.
Неопределенности в перспективах
Необходимо отметить, что в 20-м веке порт Тикси достаточно бурно развивался. Прилегающий к нему поселок получил статус поселения городского типа. К концу века население Тикси стало сокращаться. В настоящее время его стало почти в два раза меньше по сравнению с тем, что было в пик развития.
Уменьшение роли порта произошло вследствие технического прогресса. После того как Северный морской путь стали обеспечивать атомные ледоколы, необходимости в промежуточных остановках на пути движения караванов судов отпала. Поэтому заходить корабли в якутский порт Тикси перестали.
Как доехать
Для того чтобы попасть в Тикси, необходимо получить специальный пропуск на посещение этого региона. Он оформляется погранслужбой ФСБ РФ. Без этого документа находиться там запрещено.
Попадают сюда обычно тремя способами: самолетом, теплоходом, по зимней дороге. Но стоит отметить, что все эти способы не совсем надежны. Так, весной и зимой регулярное авиационное сообщение может быть приостановлено на неопределенное время из-за постоянных снежных буранов и сильных ветров. Теплоход может доставить в эту местность людей только в летнее время, в период навигации, которая относительно недолгая. Более того, теплоходы, как правило, всегда загружены, достать билеты очень трудно. Добираться зимней дорогой следует только в составе колонн полноприводных автомобилей.
Тем же, кто добрался до Тикси, обязательно стоит попробовать местную рыбу, очень вкусную и еще встречающуюся в изобилии в устье реки Лена. Местные рыбные дары, а именно нельма, муксун, чир, ряпушка известны своими вкусовыми качествами не только в Булунском улусе и Якутске, но и в Москве. А привезенное из этих северных и суровых мест собственноручно сделанное фото порта Тикси обеспечит воспоминаниями на долгое время.