Узбекская железная дорога (УТИ): история, современное состояние и общая протяженность. Карта железных дорог Узбекистана
По общей длине сети железных дорог Узбекистан занимает 37-е место в мире. Довольно неплохой показатель, особенно если учесть, в каких природно-климатических и ландшафтных условиях находится государство. В этой статье мы подробно расскажем вам об истории, современном состоянии и подвижном составе узбекской железной дороги.
Немного истории
Рельсы и шпалы пришли в Среднюю Азию относительно поздно – лишь в 1880-х годах. Все начиналось с Закаспийской железной дороги, три четверти которой нынче расположены в соседнем Туркменистане. Ветка имела важное военно-стратегическое значение для Российской империи, а на местных жителей это инженерное чудо производило неизгладимое впечатление.
Первый поезд въехал на территорию современного Узбекистана в 1888 году (со стороны Туркменабада). В столицу железная дорога пришла гораздо позже – в 1899 году. В начале ХХ века начинается строительство Оренбургско-Ташкентской магистрали, однако большая ее часть сегодня проходит по просторам Казахстана.
В период СССР существовала единая Среднеазиатская железная дорога, которая соединяла в себе сети всех центральноазиатских республик. При этом ее управление располагалось именно в Ташкенте. В послевоенные годы узбекская железная дорога пополнилась рядом новых магистралей: Салар – Барраж, Чарджоу – Кунград, Джизак – Мехнат, Нукус – Чимбай и других. В 70-х годах началась активная электрификация железнодорожных путей.
Узбекская железная дорога: современное состояние
Железнодорожная сеть страны (местное название – «Узбекистон Темир Йуллари», сокращенно – УТИ) входит в число самых активно строящихся на постсоветском пространстве. Судите сами: почти 17 % ее длины было построено уже во времена независимости государства.
Общая протяженность узбекской железной дороги составляет около 7000 километров. По этому показателю, к слову, Узбекистан опережают лишь четыре страны бывшего СССР. Это Беларусь, Россия, Украина и Казахстан. Электрифицировано в Узбекистане порядка 1600 километров железнодорожных путей, что тоже является довольно неплохим показателем.
Таким образом, Узбекистан вполне себе можно считать полноценным железнодорожным государством. Более того, в отличие от многих других постсоветских стран, узбекская железная дорога продолжает развиваться и в наши дни. Так, в 2017 году было завершено строительство железнодорожной магистрали от Бухары до Мискина. К концу 2018 года планируется закончить линию, соединяющую город Китаб с Ташкентом. Обновление путей и закупка современных электровозов позволяет составам развивать скорость до 150 км/час.
Какие маршруты узбекской железной дороги самые популярные и востребованные? Какие населенные пункты являются главными железнодорожными узлами страны? Об этом читайте далее.
Узбекская железная дорога: маршруты и основные узлы
Более чем столетие железные дороги Центральной Азии развивались как единая система. Вначале – в границах Российской империи, а затем – в составе Советского Союза. С распадом последнего, в начале 1990-х годов, оказалось, что некоторые маршруты теперь пролегают через территории других стран, в частности Туркменистана и Таджикистана. Это создало массу проблем для транспортной инфраструктуры молодого государства.
Сегодня сеть железных дорог покрывает почти все густонаселенные регионы страны. Самый насыщенный пассажиропоток наблюдается на отрезке, соединяющем Ташкент и Самарканд. Не менее популярные маршруты: Ташкент – Бухара и Бухара – Самарканд. Есть рейсы, курсирующие из Ташкента в Москву и Саратов.
Крупнейшие железнодорожные узлы Узбекистана – Ташкент, Андижан, Самарканд, Джизак, Навои, Термез, Карши и Нукус. Составить более детально представление о железнодорожной системе этой страны вам поможет карта.
Подвижной состав
УТИ обладает разнообразным и относительно приличным парком пассажирских поездов. Ежедневно они совершают десятки рейсов, соединяя между собой крупнейшие города республики. Давайте перечислим основные:
- «Афросиаб» – высокоскоростные поезда испанского производства в количестве шести штук. Развивают скорость до 230 км/час (на отдельных участках). Курсируют по маршрутам Ташкент – Бухара и Ташкент – Самарканд – Карши.
- «Шарк» – фирменный экспресс, соединяющий древнейшие города Узбекистана – Ташкент, Самарканд и Бухару. Развивает скорость до 160 км/час.
- «Насаф» – фирменный электропоезд, курсирующий с 2007 года по маршруту Ташкент – Китаб. Один состав рассчитан на 252 пассажира.
- Ночные поезда – соединяют столицу и наиболее удаленные от нее города страны (Термез, Ургенч, Нукус и другие). Все вагоны в таких поездах оснащены кроватями. Скорость движения небольшая – не более 140 км/час.
- «Афсона» – новый туристический поезд, существующий с 2013 года. Его главная цель – соединить южные и северные регионы страны, способствуя развитию внутреннего туризма. Однако курсирует он не регулярно, а по предварительному запросу.
Важно отметить, что железнодорожный транспорт в Узбекистане – достаточно дорогое удовольствие. Одна поездка на поезде обойдется в этой стране гораздо дороже, чем на автобусе. Узбекские вагоны преимущественно старые и не очень чистые. Пассажирам доступны вагоны разного класса: купе, плацкарт и СВ. Кондиционеры есть только в последних. В узбекских поездах широко распространена практика безбилетного проезда «зайцем».