Веб-квест - это что такое... Способ активизации учебной деятельности учащихся
В настоящее время интернет оказывает сильное влияние на развитие молодого поколения. Поэтому актуальным становится внедрение информационных технологий в процесс обучения. Использование ресурсов всемирной сети позволяет разнообразить образовательный процесс и сделать его более современным и занимательным для молодежи. Также использование интернета на уроках позволяет образовательным учреждениям идти в ногу со временем и быть на одной волне с учениками.
Одной из наиболее эффективных инновационных технологий являются веб-квесты. Это достаточно новое явление для нашей системы образования, однако уже успевшее хорошо себя зарекомендовать.
Определение
С английского языка на русский "веб-квест" (webquest) дословно переводится как "интернет-викторина". Однако наиболее популярным стал именно англицированный вариант.
Веб-квест – это сочетание задания, содержащего проблему, и своеобразной ролевой игры. Для решения этой задачи обучающимся необходимо самостоятельно искать материалы во всемирной паутине.
Образовательный веб-квест – это страница в интернете, на которой расписан подробный план исполнения задания для участников. Благодаря квестам становится возможным наиболее эффективно сочетать глобальную сеть и учебные дисциплины. Веб-квесты могут быть посвящены одной теме, одному предмету, но также могут охватывать несколько дисциплин и быть межпредметными. Считается, что последние более продуктивны, поскольку позволяют знания из одной области применить в других сферах.
Во время прохождения веб-квестов учащиеся могут работать как индивидуально, так и в группах. Такие задания отличаются тем, что информация для работы разбросана на многих сайтах, следовательно, учащимся необходимо проделать немаленькую работу, чтобы справиться с задачей.
После прохождения квеста у учеников появляется возможность публикации результатов работ на веб-сайтах в интернете.
Технология веб-квестов заключается в том, что учитель подбирает задания в интернете, составляет свои задачи и публикует их на определенном сайте в формате квеста. Затем обучающиеся следуют заданной очередности в выполнении заданий, а результаты оформляют на отдельной веб-странице либо в форме проектной работы, распечатав результаты или рассказав о них устно.
Результаты работы можно представить не только в форме веб-страницы или сайта. Также возможна сдача отчета по итогам веб-квеста средствами Powerpoint в форме презентации. Работа с такими презентациями достаточно легка и не составит особого труда даже для младших школьников.
Основоположником интернет-викторины является американский профессор Берни Додж, который ввел данный термин в 1995 году. Он занимался внедрением IT-технологий в учебный процесс.
Данная технология быстро стала популярной в США и Европе, полюбившись американским и европейским учителям.
Считается, что веб-квесты – это очень эффективный метод обучения, поскольку заставляет учащихся проделывать исследовательскую работу и самостоятельно отыскивать ответы для решения задач.
Это своего рода проект, работая над которым ученик собирает нужную информацию, анализирует ее, систематизирует и готовится защищать перед своими одноклассниками и учителем.
Такое проектное обучение помогает ученикам закрепить пройденный на занятиях материал и познакомиться с исследовательской деятельностью, которая пригодится им в будущем, во время учебы в вузе при написании курсовых и дипломных работ.
Виды и форматы
На практике встречаются различные виды веб-квестов. Например, они различаются по длительности проведения. Одни квесты выполняются в течение короткого времени, а другие требуют более длительного срока на исполнение. Короткие выполняются за несколько занятий и предназначены для закрепления материала и совершенствования знаний в конкретной области. Длинные могут выполняться в течение полугода или целого учебного года и созданы для получения более углубленных знаний по предмету.
Веб-квесты могут составляться в различных форматах. Например:
- Пересказ найденного материала в форме презентации или творческой работы, например, нарисованного плаката. Это самый простой вид веб-квеста.
- Составление собственного проекта на основе изученных материалов.
- Исследование различных сторон личности.
- Исследование различных источников и написание своей работы на основе изученных данных, например, изучение картин известных авторов и создание своей виртуальной выставки.
- Творческая работа учащихся (стихотворение, песня, видеоролик и т. д.).
- Систематизация изученных материалов.
- Составление выводов в форме загадки, ребуса или даже детектива.
- Принятие решения по рассматриваемой проблеме.
- Аргументирование выбранной точки зрения по проблеме.
- Изложение информации в виде журналистского расследования.
- Убеждение в правоте своего мнения.
- Изучение актуальных исследований в разных областях науки.
Из чего состоит веб-квест
Давайте рассмотрим составляющие такого задания:
- Введение. В нем озвучиваются роли участников и общий план квеста.
- Непосредственно задание. Обычно это какое-нибудь интересное задание, которое вызывает желание немедленно приняться за работу. Также в этом блоке содержатся вопросы для изучения, ставится проблема и определяется позиция, требующая защиты. Кроме того, здесь обозначается результат, который должен получиться у участников.
- Список ресурсов для изучения. Это могут быть и электронные, и бумажные источники, ссылки на сайты в интернете.
- Перечень ролей для участников. Учащиеся выполняют задания исходя из своих ролей. Для каждого участника предусмотрен план и задачи.
- Составление алгоритма действий для каждого участника.
- Характеристика критериев оценивания прохождения веб-квеста.
- Описание требований, предъявляемых к результатам выполнения квеста.
- Заключение. Здесь резюмируется полученный учащимися опыт.
Этапы
Как правило, веб-квест состоит из трех этапов:
- На начальном этапе, который также называется командным, участники должны ознакомиться с темой и ее главными понятиями. Далее в команде они разбирают роли, на 1 роль назначается 1-4 человека.
- На ролевом этапе каждый участник команды работает индивидуально, согласно своей роли. Работа индивидуально не предполагает соревнования внутри команды, поэтому участники могут помогать друг другу, обмениваться знаниями и опытом. Все работают на общий результат и заинтересованы в успешном завершении задания. Далее команда совместными усилиями подводит итоги и готовится к созданию сайта по результатам квеста. На данном этапе участники ищут информацию по своей теме в интернете; работают над созданием структуры будущего сайта; собирают и дорабатывают материал для своего сайта.
- На заключительном этапе возобновляется совместная работа. Преподаватель помогает командам опубликовать свои материалы в интернете. Публикация работ во всемирной паутине может стать дополнительной мотивацией для участников, так что не следует пренебрегать этим шагом.
Критерии оценки работ
После завершения всех этапов обычно проводят конкурс на выявление лучшей работы. Среди критериев оценивания значатся: правильное понимание задания, истинность и правильность использования найденной информации, логичность предоставления материалов, критическое мышление при работе над проблемой, аргументированность подходов к ее решению и т. д. Не только педагог, но и сами участники могут оценивать результаты работы путем голосования или коллективного обсуждения.
Поскольку веб-квест представляет собой сочетание различных заданий, то и оценивать их нужно комплексно. Например, создатель веб-квестов Берни Додж советует использовать 4-8 различных критериев. Подробно он описал их в своих трудах.
План работы
При создании веб-квеста следует придерживаться следующего плана:
- Определитесь с направлением и темой квеста. Это может быть квест по учебному предмету либо связанный с внеучебной деятельностью. Интегрированные варианты также приветствуются.
- Подумайте, какова возрастная категория участников и владеют ли они достаточными навыками для работы в интернете. Если у вас маленькие дети, то, возможно, они будут проходить квест вместе с родителями. В таком случае следует позаботиться о том, чтобы тема занятия была интересна как детям, так и взрослым.
- Придумайте интересные роли для каждого направления. Не зря данный вид деятельности назван "квестом", это своего рода загадка, игра, приключение, но носящее образовательный характер. Поэтому роли должны быть неординарными, например: дизайнеры, повара, журналисты, театральные критики, следователи и многие другие. Здесь вам открыт простор для фантазии. Главное условие - чтобы эти роли можно было вписать в тему задания. Кроме того, в одном квесте достаточно 5-6 ролей, не больше.
- Пропишите план действий для каждой роли. Это будет инструкция, которой будут следовать учащиеся.
- Выберите критерии оценки результатов веб-квеста. Можно взять уже готовые, но обязательно их переделать исходя из вашей темы и целей.
- Главная задача веб-квеста - это научить учащихся самостоятельному поиску материалов в глобальной информационной сети, поэтому приветствуется, когда дети сами ищут информацию. Однако педагог может помочь им, предоставляя ссылки на сайты с необходимыми ресурсами.
Роли для веб-квестов
Как уже было упомянуто выше, роли для квестов следует подбирать особенно тщательно.
Для гуманитарных предметов это могут быть роли историка, филолога, журналиста, писателя, собирателя сказок и народных песен, дизайнера, кулинара и т. д.
Для естественнонаучных и технических предметов подойдут роли механика, физика, химика, биолога, изобретателя, естествоиспытателя и т. д.
Общими для всех предметов могут послужить роли следователя, детектива, редактора, оформителя сайтов, веб-мастера и т. д.
Примеров веб-квестов достаточно много. Мы представляем ориентировочные задания для школьников на уроках информатики и иностранного языка.
Веб-квест на английском уроке
На уроках английского языка можно провести квест по изучению жизни и творчества великого поэта и драматурга У. Шекспира.
Данный квест подойдет школьникам средних классов, которые начинают знакомиться с произведениями известного английского поэта, а также для старшеклассников, которые хотят глубже изучить его творчество.
Для работы над данной темой можно выбрать такие роли, как:
- журналист (изучает биографию писателя и интерпретирует события его жизни);
- психолог (анализирует поведение главных героев его самых знаменитых произведений);
- историк (фиксирует и анализирует исторические события, описываемые Уильямом Шекспиром в его пьесах);
- редактор (отвечает за правильное и логичное представление материала во время создания сайта);
- веб-мастер (ответственен за создание сайта или презентации на основе собранного материала).
Задания для данной темы могут быть следующими:
- Изучить информацию в интернете, согласно ролям.
- Ознакомиться с наиболее известными произведениями автора (либо прочитать краткое содержание, либо отрывки).
- Прочитать несколько самых популярных сонетов автора.
- Выучить наизусть любой сонет (если это урок английского, то на английском языке).
- На этапе представления результатов выступить с презентацией и рассказать выученное стихотворение.
Данный план можно использовать как готовый веб-квест, а также можно видоизменять его и подстраивать под свои цели.
Веб-квест по информатике
Тема: "Путешествие в мир информатики".
Данный квест предназначен для учеников средних классов, которым будет интересно познакомиться с историей возникновения компьютеров и интернета.
Цели: развитие у учащихся навыков самостоятельного поиска и анализа необходимой информации; развитие умения компилировать знания из разных отраслей; расширение знаний в области информатики и ИКТ; развитие коммуникативных навыков и умения работать в команде.
В квесте принимают участие мини-группы по 3-5 человек.
На первом этапе ученики знакомятся с сайтом веб-квеста, заполняют анкету и регистрируются в системе. Далее они расписывают, какую роль в их жизни играет компьютер и интернет.
На втором этапе начинается непосредственно выполнение заданий. Например, учащиеся посещают виртуальный музей, чтобы ознакомиться с учеными, внесшими вклад в развитие информатики.
Следующее задание - изучить историю создания ЭВМ и компьютеров. Для этого школьники смотрят видеоролик и читают про различные изобретения. После изучения информации они заполняют таблицу, где указывают название изобретения, дату и ученого.
Третьим заданием будет знакомство с историей создания интернета. Для этого учащиеся посещают интерактивный музей и после изучения материала отгадывают кроссворд. Они должны разгадать ключевое слово кроссворда и выписать его.
Завершающим заданием является творческая работа: либо написать эссе на тему "Информатика - самый важный школьный предмет", либо создать постер на тему, как знание информатики пригодится в будущей профессии.
По желанию можно добавить еще одно творческое задание - создание открытки-поздравления с днем информатика в различных графических редакторах.
На заключительном этапе следует попросить обратную связь. На сайте ученики могут заполнить форму для рефлексии со своей оценкой квеста и с пожеланиями по его улучшению.
Заключение
Итак, теперь вы знаете, как использовать технологию веб-квестов на уроках. С помощью них вы разнообразите свои занятия и сделаете их более эффективными. Пример веб-квеста по информатике должен помочь вам понять, как действовать, чтобы составить свой собственный. Мы дали вам лишь образец, на основе которого можно придумать множество вариантов интересных идей.