Островки безопасности на дороге. ПДД для пешеходов
Что такое островок безопасности? В ПДД этому элементу дорожной инфраструктуры отведено отдельное место, поскольку он обладает достаточно важным значением как для пешеходов, так и для водителей.
С увеличением количества транспортных средств условия дорожного движения для пешеходов становятся более опасными. Это самая многочисленная категория участников движения, безопасность которых является приоритетной задачей государства. Для решения данного вопроса необходима дорожная инфраструктура, которая соответствует новым условиям движения для пешеходов, способная защитить их от наездов транспортных средств, а именно - достаточное количество тротуаров, поднятых над уровнем проезжей части, регулируемых пешеходных переходов, ограждений, островков безопасности.
Понятие
Островки безопасности на дороге (ОБ) – это элемент дорожного обустройства, который разделяет полосы движения (в т. ч. полосы для участников на велосипедах), а также трамвайные пути и полосы движения. Его основным предназначением является обеспечение безопасности пешеходов при переходе через проезжую часть.
ОБ может выделяться при помощи:
- бордюрного камня (возвышение над проезжей частью);
- техсредств организации движения на дорогах (разметка и пр.)
Часть разделительной полосы, которая пересекается пешеходным переходом, также может относиться к островку безопасности.
Требования стандартов
Политика формирования улично-дорожной сети закреплена национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52765-2007. К элементам обустройства автодорог относят комплекс сооружений, зданий для обслуживания движения, технических устройств и средств, предназначенных для создания безопасной дорожной «среды». Об условиях и режимах перемещений на участке дороги информирует разметка, в которую входят линии, надписи, указатели и другие обозначения.
При высокоинтенсивном движении ТС (не меньше 400 единиц/час) на одну полосу дороги на пешеходных переходах наземных организовывают островки безопасности. Их размещают на разделительной полосе или проезжей части. Расстояние между краем последней и границей островка должно быть не меньше 7,5 метров. Длина ОБ должна быть более 1,5 метра, ширина - не меньше ширины пешеходного перехода.
Устройство по ГОСТу
Согласно требованиям стандарта, в роли границы островка безопасности на дороге может выступать разметка или бордюр.
Основные правила устройства ОБ следующие:
- приподнятые островки с поребриками на проезжей части устанавливают при наличии постоянной электрической подсветки;
- при разделении встречных потоков транспорта посредством установки ограждений вдоль проезжей части такие приподнятые островки с поребриками не применяют;
- высота бордюра равна 10±1 сантиметров;
- центр ОБ на дороге должен находиться в створе линии разметки, которая отделяет противоположные направления;
- перед островком с обеих сторон наносят сплошную наклонную разметку 1.1 по ГОСТ Р 51256, которая отводит потоки транспорта от него, под наклоном к оси дороги 1:20/1:50 (1:20 - для скорости движения 60 км/ч, 1:50 - более 60 км/ч);
- ОБ, которые находятся на разделительной полосе, должны быть с твердым покрытием;
- на территории самого островка наносят разметку 1.16.1 (наклонные параллельные белые полосы);
- если имеется бордюр, устанавливаются дорожные знаки 4.2.1 (препятствие объезжай справа) с разметкой 2.7 (горизонтальные и вертикальные полосы черного, белого цвета в порядке чередования).
В местах слияния и разветвления транспортных потоков образуют так называемые направляющие линии, которые допускается использовать в качестве островков безопасности на дороге.
Принцип действия островка безопасности
Когда министерством транспорта вводятся какие-либо элементы конструкции дороги, предусматривается формирование будущего алгоритма их работы.
Согласно ПДД, островки безопасности должны действовать следующим образом:
- Приближение к ОБ должно заставить водителя придерживаться установленного скоростного режима, поскольку проезжая часть зрительно сужается в месте пешеходного перехода, что увеличивает концентрацию водителей.
- Выезд автомобиля на «встречку» для обгона (опережения) становится невозможным.
- Стоянка (остановка) на переходе, а также поблизости от него исключается.
- Это своеобразная защита для пешеходов – место «отдыха» и пережидания проезда автомашин, т. к. переход через пешеходный переход и так зачастую сопряжен со страхами и опасениями.
- Островки с барьерами должны учить водителей снижать скорость возле пешеходных переходов. Практика установки именно таких ОБ распространена в странах Европы. В России, к сожалению, их пока не много.
Можно ли парковаться, наезжать, останавливаться ТС?
По ПДД островок безопасности не предусмотрен для остановки (стоянки) автотранспортных средств.
В больших городах в условиях довольно ограниченного пространства для парковки и остановки ТС, распространенной является ситуация, когда водители бросают свои авто на островках. В пункте 12.4 ПДД не прописан прямой запрет на такие действия, однако п. 12.1 и 12.2 четко определяют способы стоянки и остановки ТС. В ПДД с комментариями говорится, что если не имеется специальных мест для парковки на дороге, ТС можно поставить только справа (на левой стороне – при одностороннем движении и на дороге с наличием не менее 2-х полос) и параллельно относительно края проезжей части.
Островки обычно размещаются в центре дороги между потоками движения, а их границы обозначаются сплошной линией, пересекать которую категорически запрещено. Из этого следует вывод, что парковаться и останавливаться таким образом не разрешается. Ввиду сплошной линии разметки также запрещен и наезд на островок безопасности. В Москве установлены специальные камеры, которые фиксируют данные нарушения и рассылают «письма счастья».
Исключение составляют аварийные ситуации.
Ответственность водителей
За остановку на островке безопасности, равно как и стоянку, предусмотрена административная ответственность.
В силу ст. 12.16 КоАП РФ отступление от требований разметки влечет наложение штрафа от 500 рублей.
Ст. 12.19 этого же Кодекса прописывает, что несоблюдение правил стоянки (остановки) влечет штраф в 500 руб.
На островке, который относится к пешеходной «зебре», остановка (стоянка) категорически запрещена. В рамках расположения пешеходного перехода территория в десять метров с обеих сторон также не предусмотрена для этих целей. За нарушение в данной области предусмотрен увеличенный штраф - 1000 рублей плюс задержание и эвакуация ТС.
Могут ли на островках стоять полицейские машины?
Наверное, каждый водитель видел, что сотрудники ДПС часто стоят на этих островках безопасности, контролируя дорожное движение. Многие с ревностью задаются вопросом о том, почему же им можно, а обычным автолюбителям нельзя. Давайте разберемся.
В своей деятельности сотрудники ГИБДД руководствуются Административным регламентом, утвержденным Приказом МВД РФ 2017 г. № 664. П. 87 данного документа гласит, что остановка служебного ТС должна производиться с учетом ПДД и принятием мер по обеспечению безопасности участников движения. В то же время пункт 88 регламента говорит о том, что исключения могут устанавливаться, если существует необходимость осуществления регулировочных, распорядительных действий, пресечения правонарушений, предотвращения угрозы причинения вреда здоровью, жизни и (или) имуществу участников движения.
Общие правила движения пешеходов
Данная категория участников является самой незащищенной среди остальных, поскольку находятся они вне транспортных средств и передвигаются при помощи ног.
Правилами дорожного движения для пешеходов установлен особый порядок их передвижения. Данные нормы перемещения пешеходов законодательно закреплены в пункте 4 ПДД 1993 г. № 1090. В условиях реального движения пешеходы обязаны ходить по тротуарам. Возможно передвижение по специальным полосам и дорожкам для велосипедистов. По обочине человек может идти тогда, когда специально выделенного пространства не имеется. Если нет боковой части, то ходить можно по дороге справа. Кроме того, правилами дорожного движения для пешеходов, которые следуют группами, предусмотрен порядок перемещения в 1 ряд друг за другом. Чтобы вести постоянное наблюдение за передвижением автотранспорта, пешеходам необходимо двигаться навстречу потоку машин. В вечернее и ночное время, а также в условиях плохой видимости (снегопад, дождь, туман и т. п.) для пешеходов ПДД рекомендуется одевать одежду со светоотражающими элементами. Это обеспечивает их видимость водителем.
Перед выходом на дорогу пешеходы обязаны оценить обстановку и удостовериться в безопасности своего передвижения.
Запрещается мешать движению автомобилей, долго стоять и задерживаться на дороге, если эти действия не направлены на безопасность движения. В случаях задержки при переходе на другую сторону дороги прохожий должен остановиться на линии, которая разделяет потоки транспорта, или на островке. Данное правило хорошо известно каждому пешеходу, поскольку все понимают, насколько велика возможность создания аварийной ситуации на дороге, и никто не хочет узнать на себе лично, что это такое. Островок безопасности ПДД в данном случае служит неким путеводителем, в какой-то мере остерегающим пешехода от опасности.
Ожидать такси и автобус, который двигается по установленному маршруту, можно только на площадках для посадки, возвышающихся над проезжей частью, а в случаях их отсутствия – на тротуаре или обочине. На не оборудованные такими элементами остановки разрешается выходить для посадки в ТС лишь после его полной остановки. При высадке нужно, не задерживаясь, покинуть дорогу.
Немедленно уйти с проезжей части или воздержаться и остаться в безопасном месте необходимо тогда, когда к месту перехода приближается транспортное средство с работающим синим проблесковым маячком (может быть синего и красного цветов) и звуковым специальным сигналом.
Пешие колонны
Движение пеших организованных колонн в ПДД с комментариями описывается следующим образом: идти по дороге люди могут только по направлению движения автомашин, т.е. справа и до 4-х человек в одном ряду. Спереди и сзади колонны выставляется по одному сопровождающему с красным флажком. Данные люди должны находиться с левой стороны строя. В ночное время и при недостаточной видимости движение осуществляется с использованием включенного фонаря белого цвета спереди, красного - сзади. Водить группы детей можно по тротуарам и дорожкам для пешеходов, а при их отсутствии - по обочинам, при этом должен быть сопровождающий взрослый.
Где переходить дорогу?
Для осуществления намерения пересечь проезжую часть пешеход обязан использовать пешеходные переходы.
На дороге они выделяются соответствующими знаками, имеющими форму квадрата, внутри которого на синем фоне располагается белый треугольник, в нем изображен черным цветом силуэт пешехода, идущего по пешеходному переходу. Для обозначения мест, отведенных для перехода, сверху дорожного покрытия наносят специальную разметку в виде сплошных полос белого цвета и (или) белого с заполнением желтого, расположенных вдоль оси дороги. Такую разметку называют «зебра». В исключительных случаях допускается переходить дорогу в местах, где в обе стороны она хорошо просматривается. Переходить можно только под углом 90 градусов к краю дороги в отсутствие разделительной полосы и ограждений, отграничивающих потоки транспорта встречных направлений. На опасных участках дорог в зависимости от интенсивности движения автотранспорта устанавливают пешеходные переходы (подземные и надземные). Места их расположения выделяются дорожными знаками. На переходах могут устанавливаться пешеходные светофоры. В случаях отсутствия перехода через пешеходный переход, пересекать дорогу можно в пределах перекрестка, где человек, как участник движения, обладает преимуществом. Однако в местах, где регулирование движения осуществляется регулировщиком и (или) светофором, люди должны руководствоваться именно сигналами, разрешающими им движение. По диагонали - между находящимися друг напротив друга углами перекрестка - позволяется пересекать дорогу при наличии разметки, обозначающей такой переход, и исключительно на регулируемом перекрестке.
Ответственность пешеходов
За нарушение ПДД для пешеходов предусматривается ответственность:
- административная,
- уголовная,
- гражданская.
Первый вид ответственности устанавливается статьями КоАП РФ 12.29 и 12.30 (нарушение повлекло помехи в движении, вред здоровью человека легкой и средней тяжести). В случаях, если в результате нарушения пешеходом ПДД возникли обстоятельства, вызвавшие нанесение вреда здоровью тяжкой степени (ч. 1 ст. 268 УК РФ) или это вызвало его смерть (ч. 2 данной статьи), либо причинило смерть 2-х и больше лиц (ч. 3), наступает уголовная ответственность. Вследствие несоблюдения ПДД в ситуациях, когда причиненный в результате нарушения вред затрагивает гражданские права граждан, пешеходы несут обязательства, предусмотренные ГК РФ (ст. ст. 8, 15, 1064, 1085 — 1094, параграф 4 главы 59).
Следует вывод, что приоритетом в сфере дорожного движения всегда была, есть и будет безопасность: как пешеходов, так и иных участников. Именно с этой целью на законодательном уровне были введены островки безопасности на дороге. Они также предназначены для тех, кто пешком, и для тех, кто на колесах. Конечно, во многом само обустройство этих важных элементов не дотягивает до европейского уровня, но наше государство, надеемся, к этому стремится. Важность такой конструкции в том, что она помогает сохранить множество жизней и водителей, и пешеходов.