Систематизация права – достаточно распространенный термин в правовой культуре. Многие студенты, обучающиеся по программам юриспруденции, не единожды сталкиваются с данным понятием. Для рядового обывателя и новичка нормативной сферы определение «систематизация права» непонятно. Несмотря на это, термин представляет особый интерес для граждан, так как насквозь пронизывает все сферы общественной жизни.
О сути понятия
Система и систематизация права происходит от глаголов «объединять», «обобщать», «приводить в установленный порядок». Исходя из этимологии слова, нетрудно догадаться, что в правовой культуре термин используется для организации российского права.
В юридической доктрине практически все мнения сводятся к тому, что систематизация права представляет собой деятельность, целью которой является приведение юридических документов в слаженную и четко взаимодействующую систему. Под данным процессом необходимо понимать последовательность действий, которые только в течение времени могут показывать результат в виде эффективно работающего законодательства в государстве. Не может быть и речи о разовых инструментах и шагах, так как отсутствие слаженности этапов не повысит эффективность публичных и частных норм.
О правотворчестве
Понятие «систематизация права» включает в себя такой элемент, как создание и публикование нормативных актов. Правотворчество – это динамично развивающаяся сфера государственной деятельности, остановка которой приводит к розни общественных взглядов и убеждений с деятельностью правительства.
В современном мире существует объективная необходимость постоянного обновления правовых документов, издания норм и правил поведения, а также реформирование устаревших актов. Так, некоторые законы устаревают, другие дополняются и становятся шире, третьи полностью перерабатываются и наполняются новыми нормами. Для эффективного правотворчества важно на постоянной основе проводить анализ всех сфер жизни общества на предмет соответствия взглядов и ценностей действующему законодательству.
Об объектах систематизации
Большинство научных деятелей склоняется к тому, что объектом систематизации права являются исключительно законодательные акты и документы, однако в современной юриспруденции все больше молодых ученых опровергают укоренившуюся точку зрения.
Сейчас приведению в порядок подвергаются не только НПА, но и судебные решения, акты прокурорского реагирования, а также иные правореализационные документы, перечень которых невозможно исчерпать.
Более того, систематизация источников права регулярно происходит на местном уровне: в муниципальных образованиях, организациях здравоохранения, частных компаниях и предприятиях. Этот процесс занимает несколько больше пространства в жизни современного человека, чем можно представить. Рассматриваемый термин приводит к достижению высоких результатов, повышая эффективность каждого сотрудника и рабочего коллектива в целом.
Этапы приведения права в порядок
Учитывая тот факт, что формы систематизации права могут быть различными (государственных НПА, муниципальных актов, систематизация документов местного уровня), порядок данной деятельности невозможно рассмотреть в едином формате. При этом стоит выделить общие этапы приведения права в систему:
- План.
- Составление списка документов, с которыми необходимо работать.
- Непосредственный сбор актов.
- Избавление от документов, не имеющих своей значимости, например, устаревших.
- Внесение (в случае необходимости) изменений и дополнений.
- Всесторонний анализ и последующая ревизия.
- Выбор критериев систематизации.
- Размещение материала в соответствии с рубриками.
В результате проведения всех мероприятий, итогом работы является гармонично взаимодействующая между собой система документов. Важно обратить внимание не только на процесс отбора и обновления, но и на определение и выбор критериев.
Значение: стоит ли овчинка выделки?
Систематизация права – процесс весьма сложный и многогранный. Именно поэтому создавать слаженную и упорядоченную структуру НПА должен наиболее опытный работник отдела либо юрист, который с такими вопросам давно на «ты».
В связи с этим, многие работодатели и управленцы компании недооценивают значение данной деятельности, которое заключается в следующих четырех пунктах:
- Необходимость детального изучения какого-либо вопроса заставляет каждого сотрудника перебирать огромное количество норм и актов. Если система таковых отсутствует, на поиск и выборку уйдет огромное количество рабочего времени, что крайне невыгодно как для работодателя, так и для клиента. Да и сам работник, наверняка, чрезмерно устанет от всестороннего анализа не связанных между собой документов.
- Благодаря фундаменту и слаженному взаимодействию НПА в научной теории, легко выделить проблемы систематизации права. Как обозначить документ, который устарел, но нормы которого используются в повседневной жизни? Какие изменения объективно необходимы, а какие изживут себя через пару месяцев? На эти и многие другие вопросы могут ответить правоведы-мыслители, которые на протяжении десятков лет изучали данные процессы с целью повышения их эффективности.
- Безграничность фантазии. Любая организация способна отсортировать документы по любому количеству выборок. Подобное разнообразие приносит максимальное количество пользы, когда компания чрезмерно большая, а взаимодействие отделов не проработано. В данном случае систематизация права является лучшей возможностью взаимовыгодного обмена информацией.
- Данный процесс важен для развития государственной правовой системы. Отследить конкретные изменения в обществе и своевременно обновить законодательную базу возможно только посредством эффективно работающей системы.
Об основополагающих началах деятельности
Принципы систематизации права выступают фундаментом и двигателем правотворческой деятельности. В качестве основополагающих в современной юриспруденции особое значение играют:
- планы, то есть четкие этапы деятельности;
- полнота рассматриваемых сведений – весь объем правовой и законодательной базы;
- целесообразность и необходимость организации актов, а также конкретные цели;
- оперативность и динамичность созданной системы играют далеко не последнюю роль;
- непрерывность обновления – новый правовой акт не должен пошатнуть систему действующих элементов;
- экономичность и доступность;
- научность и возможность использования современных юридических инструментов.
Виды систематизации права. Основы внедрения
Эффективность и соблюдение указанных выше принципов во многом зависит от видов систематизации права. Так, в научной теории существуют следующие подвиды:
- инкорпорация;
- кодификация.
Данные виды тесно взаимодействуют со способами и формами приведения в систему, о которых следует рассказать более подробно.
Три формы – три базовых кита
Формы систематизации права включают в себя следующие базовые элементы, изучив которые, вы легко сможете подобрать для своей компании подходящий вариант:
- Учет – это самый простой способ ведения дел. Можно вести картотеку или журналы входящих и исходящих нормативных правовых актов. Однако под влиянием процесса все-таки намного рациональнее внедрить автоматизированный учет.
- Систематизация нормативных правовых актов на электронных носителях. Данную возможность предоставляют справочные системы, среди которых гигантами Интернета являются «Гарант» и «Консультант+».
- Консолидация представляет собой сложную систему НПА различных уровней, объединенных в единую тематику.
Об инкорпорации
Способы систематизации права не ограничиваются одним лишь учетом, электронными носителями или консолидацией.
Инкорпорация представляет собой учет такого вида, при котором содержание актов не подвергается изменениям, сохраняется их полная самостоятельность. Фактически, происходит лишь процесс их формального соединения с целью облегчения поиска необходимой информации.
Инкорпорация подразумевает работу лишь с внешней оболочкой, например, сортировка по тематике, дате принятия или внесенных изменениях и так далее. Исключением может явиться лишь факт удаления устаревших статей и норм.
Чаще всего инкорпорация может быть официальной и неофициальной, предметной или хронологической.
О кодификации
При данном способе систематизации права происходит внешняя и внутренняя проработка нормативно-правового акта. При всестороннем анализе административного законодательства, а также процесса реализации норм ответственности, законодатель пришел к выводу о необходимости создания АПК – Административно-процессуального кодекса.
Значение кодификации заключается в успешном объединении разрозненных норм. Учитывая то, что отрасль административного права представляет для многих «темный лес», Арбитражный процессуальный кодекс РФ – подарок для системы судопроизводства в России.
О видах и особенностях
Несмотря на простоту деятельности по объединению норм в логически составленный свод законов, существует несколько видов кодификации.
- Всеобщая. Итоговый нормативно-правовой акт включает неограниченное количество статей, которые пронизывают большинство сфер жизни общества. Наиболее яркими представителями данного способа систематизации права являются Свод законов Российской империи, Артикул Воинский и так далее. Закрепление наиболее общих правил поведения помогает обозначить рамки дозволенного как в государстве, так и в компании.
- Отраслевая. Объединение правовых норм в рамках нескольких однотипных институтов – задача отраслевой кодификации. При этом создание соответствующей формы нормативного акта является обязательным. Данный способ является наиболее популярным в системе государственного правотворчества, так как именно создание кодекса позволяет привести воедино совокупность общественных отношений обширной сферы.
- Специальная. Данный вид кодификации направлен на создание тесно взаимодействующих норм и статей узкого правового института. Ярким примером является Лесной кодекс – узкая отрасль гражданского права.
Таким образом, для каждого уровня организации работы приемлем только конкретный, наиболее подходящий способ систематизации права.