Образовательные учреждения в России. Государственные и негосударственные образовательные учреждения

Образовательные учреждения, согласно ФЗ «Об образовании», представляют собой организации, которые осуществляют образовательный процесс. Они реализуют одну либо множество различных направлений.

Образовательные учреждения обеспечивают воспитание, обучение, развитие воспитанников (обучающихся), являются юридическими лицами. В своей жизни человек проходит несколько ступеней психологического, умственного, физического развития. С помощью государственного образования маленький человек справляется со всеми ступенями.

Этапы развития

Маленького ребенка встречают детские дошкольные образовательные учреждения (ДОУ). Затем идет начальная школа, где ребенок осознает уникальность своей личности. Третьим этапом его развития является общее основное образование (гимназия, лицей). Далее ребенок получает среднее или высшее образование, после которого предполагает послевузовская подготовка.

Образовательные учреждения дополнительного вида: дома детского творчества, школы искусств, спортивные клубы, танцевальные студии направлены на дополнительное развитие детей. В них дети занимаются после завершения уроков. Также предлагается обучение в коррекционных образовательных учреждениях, кадетских корпусах.

Обучение является важнейшим элементом образовательной системы, которая помимо учебной деятельности, дополнительно включает воспитание и развитие каждого ребенка.

Дошкольное обучение

Государственное образовательное учреждение данного типа в зависимости от направления деятельности делят на несколько видов. Детский сад общего развивающего вида, в котором в качестве приоритета выделяют одно либо несколько направлений развития подрастающего поколения. К примеру, детский сад специализируется на физическом, художественном, эстетическом, интеллектуальном развитии дошкольников.

Также выделяют детские сады компенсирующего вида, в которых основным направлением работы является коррекция отклонений в психическом и физическом развитии малышей.

Детский сад оздоровления и присмотра предназначен для профилактических, санитарно-гигиенических, оздоровительных процедур и мероприятий.

Образовательная программа образовательного учреждения комбинированного вида допускает сочетание оздоровительных, компенсирующих, общеразвивающих групп.

Центры развития ребенка организуются для психического и физического развития, оздоровления и коррекции воспитанников ДУ.

Задачи дошкольных учреждений

Государственное образовательное учреждение для детей дошкольного возраста направлено на решение следующих задач:

  • укрепление физического и психического здоровья дошкольников;
  • личностное, интеллектуальное развитие ребенка;
  • осуществление коррекции при выявлении отклонений от нормального развития дошкольника;
  • формирование общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения.

ДОУ имеет расчетный счет, устав, печать, фирменные бланки. Образовательная программа образовательного учреждения должна соответствовать требованиям ФГОС, разработанным для дошкольного образования в РФ.

ДОУ проходит обязательную аттестацию в соответствии с Законом РФ «Об образовании», целью которой является установление соответствия уровня и качества воспитания и обучения требованиям ФГОС дошкольного образования.

Детское дошкольное учреждение является тем образовательным учреждением в РФ, которое реализует общеобразовательные программы ДО разнообразной направленности, которые способствуют воспитанию, обучению, присмотру, оздоровлению, уходу детей с двух месяцев до семилетнего возраста.

Частные ДОУ

В настоящее время в стране появляется все больше частных (негосударственных) детских садов. Для того чтобы получить разрешение на подобную деятельность, необходимо предоставить в государственные органы пакет документов. Осуществлять педагогическую деятельность в частных детских садах могут только профессиональные воспитатели, имеющие диплом государственного образца. Они работают по развивающим программам, аналогично деятельности коллег в государственных дошкольных учреждениях.

Особенности отечественного обучения

Муниципальные образовательные учреждения делят на несколько видов. Среди них выделяют гимназии, кадетские корпуса, сменные (вечерние) школы, воспитательные трудовые колонии. Также к ним причисляют основные общеобразовательные, начальные школы.

Бюджетное образовательное учреждение для детей младшего школьного возраста обеспечивает преемственность между дошкольным и начальным школьным обучением, развитием, воспитанием.

Педагоги обеспечивают оптимальные условия для развития коммуникативных, творческих, интеллектуальных способностей обучающихся, формируют в них позитивное отношение к родному языку и культуре.

Организация процесса обучения в начальных классах характеризуется календарным (годовым), поурочным планами, а также расписанием уроков.

Виды

Среди основных государственных учреждений выделяют:

  • начальные общеобразовательные школы;
  • основные образовательные учреждения;
  • средние школы;
  • школы с углубленным изучением предметов;
  • гимназии (обеспечивают детальное изучение различных направлений: гуманитарного, научного);
  • лицеи с различными профилями.

Частные школы

Помимо бесплатных лицеев и гимназий, предназначенных для создания индивидуальных образовательных траекторий для каждого ученика, в настоящее время в стране появляются и частные (коммерческие) образовательные учреждения.

Ученики таких школ сдают итоговые выпускные экзамены аналогично ученикам государственных (бесплатных) образовательных организаций. Только при успешном прохождении итоговой аттестации и единого государственного экзамена ученики частных учреждений получают аттестаты государственного образца, имеют право на поступление в средние и высшие учебные заведения.

Среднее специальное образование

В образовательные учреждения профессионального образования принимают на базе неполного и полного среднего образования, в зависимости от профиля и направленности. Существует определенный порядок приема студентов, установленный Министерством образования РФ. Профессиональное образовательное учреждение функционирует на основе образовательных программ, которые соответствуют требованиям стандартов на данном этапе обучения.

Высшее образование

В начале двадцать первого века в России стали появляться многочисленные негосударственные (платные) учебные заведения высшего звена. Среди основных минусов подобного вида обучения необходимо отметить отсутствие документа государственного образца о наличии высшего образования.

Без государственной аккредитации коммерческие учебные заведения высшего образования не имеют право вести образовательную деятельность, принимать, обучать, выпускать студентов.

В связи с тем, что выпускники коммерческих учебных заведений высшего звена имели низкий уровень качества знаний, не были востребованы на рынке труда, многие из подобных российских университетов и академий были закрыты по решению Министерства образования РФ.

Подводим итоги

В настоящее время в Российской Федерации функционируют и частные (платные), и государственные (бесплатные) образовательные организации разных ступеней. Недостаточное финансирование детских дошкольных учреждений стало причиной появления частных детских садов. Безусловно, при их организации, предприниматели обязаны соблюдать все конституционные права маленьких граждан нашей страны, в частности, на получение воспитания и развития. Пристально следит государство и за программами, реализуемыми в платных (негосударственных) учреждениях всех ступеней, начиная с детского сада, заканчивая высшим профильным образованием. При нарушениях закона "Об образовании" у государства есть право закрыть негосударственное учебное заведение.

Комментарии