Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью малых фольклорных форм
У современных детей все чаще диагностируются задержки в развитии речи, нарушения произношения или полное отсутствие говорения при нормальном развитии речевого аппарата. По-видимому, изменились формы общения детей и родителей, уменьшилось количество личностного общения, увеличилась возможность получения информации через технические средства: телевизор, компьютер, радио. При этом малыши не видят образец формирования звука и технику его произношения, поэтому для развития умения говорить затрачивается больше времени, чем прежде.
Для того чтобы развитие речи детей дошкольного возраста происходило в соответствие с нормой, следует уже в период вынашивания ребенка беседовать с ним, читать вслух ритмичные бытовые стишки и петь колыбельные песенки. Клиническими психологами доказано, что ребенок начинает воспринимать звуки с четырех месяцев внутриутробного развития, а пение матери развивает его слух, успокаивает, создает ситуацию «диалога», но пока без слов со стороны ребенка. Малыш может реагировать движением или, наоборот, успокоением на голос матери. К тому же, закладывается пассивный словарь, который в будущем востребуется и активизирует развитие речи детей дошкольного возраста тогда, когда их речевой аппарат будет готов к говорению. Рассмотрим это более подробно.
Развитие речи дошкольников – процесс непрерывный, поэтому уже после рождения родители могут помимо бытового общения сопровождать свое взаимодействие с ребенком приговорками по поводу умывания, расчесывания, ходьбы и совершения прогулок. Они произносятся четко. Мама наклоняется над малышом таким образом, чтобы он видел ее лицо, губы, язык при говорении. Можно заметить, как младенец еще без звуков пытается копировать мамины движения губами. Так происходит тренировка речи, укрепление мышц речевого аппарата.
Развитие речи детей дошкольного возраста начинается с первых словесных игр, в которых движение сочетается со словом. Игра в «ладушки», «сороку-белобоку» или «мальчик-пальчик» помогает запомнить значение слова, а частое воспроизведение стихотворного текста помогает ребенку повторять его раз за разом все в большем объеме. Стимулом для произношения становятся положительные эмоции ребенка, которые он испытывает во время игры.
Развитие речи детей дошкольного возраста, а также ее совершенствование можно отследить по количеству произносимых слов ребенком, а также по его умению строить фразы, предложения, задавать осмысленные вопросы. Если к году ребенок использует в речи только 8-10 самых простых слов, то к полутора годам запас слов увеличивается до 40, а малыш начинает спрашивать, указывая на предмет: «Что это?». В три года словарный запас резко увеличивается и достигает тысячи слов, которые малыш пока не все произносит правильно, а звуки зачастую пропускаются или искажаются. К пятилетнему возрасту дошкольник, как правило, четко произносит все звуки родного языка, строит сложные предложения, его речь похожа на небольшой рассказ, а словарный запас достигает 2500 слов, которые ребенок может употреблять в разных падежах, с предлогами.
Развитие речи в детском саду происходит не только на организованных педагогом занятиях, но в свободном общении малышей, когда они организуют сюжетные игры, разыгрывают театральные представления. За основу игр и инсценировок, прежде всего, отбираются фольклорные произведения: потешки с коротким сюжетом, пестушки, знакомые с раннего детства, когда родители играли с пальчиками и ладошками малыша, а также простые сказочные сюжеты: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» и другие.
Малые фольклорные формы – просты, ритмичны и понятны детям. Подобранные в соответствии с возрастом, они служат средством для восприятия и тренировки речи. Они могут в большом ассортименте использоваться и родителями, и воспитателями в любое время: на занятии, при подготовке ко сну, при совершении бытовых действий.