Суть инновационного процесса состоит в целенаправленных действиях, связанных с инициацией и разработкой нового продукта или услуги, реализацией на рынке и её дальнейшим распространением.
Инновационный процесс представляет последовательную совокупность действий от идеи нововведения до проектирования, создания, реализации и распространения этого нововведения. Эти этапы от замысла до его осуществления мы рассмотрим ниже. Другими словами говоря, инновационный процесс – это деятельность экономического субъекта, то есть процесс, который состоит в разработке и реализации результата научного исследования в новый или усовершенствованный продукт либо услугу, реализуемую на рынке, или технологический процесс, который используется в производственной деятельности.
Инновационный процесс включает семь компонентов, соединённых в единую последовательную цепочку, которые и образуют его структуру. К ним относят:
- инициирование инновационной идеи;
- маркетинговые исследования;
- освоение и выпуск инновации;
- реализация произведённой инновации;
- инновационное продвижение;
- оценка экономической эффективности;
- распространение.
Инновационный процесс начинается с инициации – деятельности, которая состоит в определении его целей и задач, осмыслении соответствующей идеи и в её документальном подтверждении. Последнее – это превращение её в документ имущественного права (авторское свидетельство, лицензию) и в технологический документ.
Инициация инновации является началом инновационного процесса. После того, как идея нового продукта была зафиксирована документально, проводится маркетинг инновации, в ходе которого исследуют спрос на новую продукцию или услугу, определяют количество или объем выпуска, товарные характеристики и потребительские свойства, которые должны быть у товара, выходящего на рынок. После этого происходит продажа инновации и на рынке появляется небольшая ее партия, которую продвигают, оценивают эффективность и распространяют.
Продвижение инновации – это система мероприятий, которая направлена на ее реализацию. После этого проводится экономический расчёт ее эффективности. Инновационный процесс завершается распространением (диффузией) нововведения.
Диффузия (в переводе с латинского – растекание, распространение) означает распространение освоенной инновации в новых районах, на новых рынках и в новой экономическо-финансовой ситуации.
Управление инновационными процессами как предмет исследования прошло в своей эволюции 4 основных этапа.
На первом из них реализовывался факторный подход, где рассматривались оценочные критерии для каждого составляющего компонента соответствующего менеджмента. В это время применялись, по большей части, экстенсивные методы развития, проявлявшиеся в количественном увеличении научно-технического потенциала.
Второй этап характеризовался развитием концепций функций инновационного менеджмента, делавшим акцент на изучении типов управления и процесса принятия УР (управленческих решений).
На третьем этапе стали применять системный подход, который позволял рассматривать субъект инновационной деятельности (предприятие, организация и т.д.) как систему внутренне взаимосвязанных компонентов, ориентированную на достижение конкретных целей и принципа обратной связи.
Четвертый этап соотносится с ростом популярности ситуационного подхода к пониманию целей, смысла и содержания инновационного менеджмента, позволяющего проводить анализ факторов внешней и внутренней среды, систематизировать и комбинировать оптимальным образом различные модели поведения инновационного менеджера или эффективные управленческие решения.