О, память сердца, или Адресаты любовной лирики Пушкина
Человеческая жизнь подобна искре: вспыхнула на мгновение – и погасла. Однако порой в этот мир приходят люди, свет от которых продолжает сиять спустя столетия. А. С. Пушкин принадлежит к их числу.
Более того, Пушкина называют солнцем русской поэзии – ведь в своей лирике он наметил основные пути, мотивы и образы, которые затем развивались в творчестве лучших представителей нашей литературы. И благодаря Пушкину не канули в Лету, не оказались в забвении многие его знакомые – с кем он дружил, общался, кому отправлял письма или посвящал стихи. Но особый интерес вызывают у нас современницы Александра Сергеевича – адресаты любовной лирики Пушкина.
Влюблённость – естественное состояние человеческой души. И тем более оно присуще личности творческой. Любовь – само по себе чувство красивое, яркое, самобытное. Оно – источник сильных переживаний, глубоких страстей, высокого творческого порыва. Потому Пушкин был твёрдо уверен – не любить сердце не может, особенно сердце Поэта.
Кто же они – любимые женщины Пушкина? Чтобы ответить на этот вопрос, отправимся в увлекательное путешествие по его жизни.
Пушкин, любовная лирика – слова синонимы. Мало кто был так влюбчив и пылок, как он. С одинаковой восторженностью и горячностью, вполне искренно поэт мог восхищаться сразу несколькими прекрасными дамами, видя в них прежде всего высокий эстетический идеал, внешнюю красоту, одухотворённую красотой внутренней.
Первый реальный женский образ, мелькающий в стихах юного шестнадцатилетнего Александра - Катенька Бакунина. Ей двадцать, она фрейлина при императрице, любит балы, чудесно танцует. Внешне очень мила, с тонким станом, лёгкой, летящей походкой. Со знакомыми общается просто, естественно, без жеманства и картинности, столь популярных среди молодых светских барышень. И это особенно пленяет Пушкина, чувствительного ко всякой фальши и не терпящего её.
Целый поэтический цикл – двадцать два стихотворения, ставших своего рода энциклопедией первой любви со всеми присущими ей нюансами и оттенками переживаний – посвятил Пушкин Бакуниной. Да и много лет спустя отголоски этого светлого платонического увлечения можно будет заметить в его лирике, связанной с уже другими женскими именами. А саму первую любовь он не раз будет вспоминать с «тихими тоски слезами».
И в ранней юности, и в годы зрелости поэт интуитивно и безошибочно влюблялся не просто во внешнюю неотразимость, женскую привлекательность своих избранниц – его влекли натуры незаурядные, наделённые острым умом, тонким пониманием жизни. Наверное, потому адресаты любовной лирики Пушкина, будь то Авдотья Истомина, прославленная русская балерина, воспетая им в «летучей громаде» «Евгения Онегина», или Анна Керн, ставшая, благодаря поэту, для всех последующих читателей олицетворением «гения чистой красоты», мадонна Наталья Гончарова – все они вызывают в нас особый душевный трепет, искреннее уважение и восхищение.
Настоящая любовь – любовь без границ временных и пространственных. Это доказывает пылкая увлечённость молодого Александра Евдокией Ивановной Голицыной, которую современники восторженно называли принцессой. Голицына родилась на двадцать лет раньше поэта, что не помешало Пушкину быть буквально приворожённым ею. Её литературный салон был одним из любимых мест самых блестящих, умнейших людей того времени. Хозяйка его отличалась живым умом, отличным образованием, умением сказать точное, меткое слово. Для поэта она была не просто обворожительной женщиной, но и другом, единомышленником, которого он посвящал в творческие замыслы. А это даже больше, чем любовь... И потому пылкий молодой человек, всегда как абсолютную ценность воспевавший свободу, не боялся ей признаться: «Свободу потеряв навек, неволю сердцем обожаю».
Годы южной ссылки поэта были освещены двумя главными лирическими героинями – Амалией Ризнич и Елизаветой Воронцовой. Обе любимые женщины Пушкина вполне достойны стать его музами. Амалия – яркая, экзотическая бабочка, так непохожая на томных светских красавиц, скованных рамками приличий. Она не боялась быть самой собой, эксцентричной, несколько взбалмошной, жадно стремящейся испытать в жизни всё – ведь век красавиц так недолог! Жизнелюбие, энергия, бьющая через край, потрясающие внешние данные делали её практически неотразимой для мужских сердец, даже самых искушённых. А что говорить о поэте, летевшем, словно мотылёк на огонь, на всё необычное, выходившее за общепринятые рамки и стандарты.
Страстное и нежное стихотворение «Ночь» - тому свидетельство, равно как и написанное гораздо позже знаменитое «На берегах отчизны дальней», ставшее одним из любимейших русских романсов. А печальная судьба Амалии – тяжёлая болезнь и ранняя гибель – накладывали на его воспоминания о ней печаль и сострадание.
Пушкин любил рисковать, и ухаживания за Елизаветой Воронцовой, женой фактического правителя всего южного края графа Воронцова, добавляли в его чувства элемент романтики, куража, остроты ощущений и переживаний. Воронцову считали одной из самых совершенных женщин своего времени, а подобными отзывами свет не разбрасывался. Это была большая любовь и большая страсть с обеих сторон. Письма поэта Елизавета Ксаверьевна сберегла до последних дней жизни. А он очень дорожил подаренным ею дорогим перстнем, ставшим для него талисманом. Об этом кольце, об их чувствах – одно из известнейших произведений поэта – «Талисман».
Адресаты любовной лирики Пушкина, как бы потом ни складывались отношения у поэта с ними, были признательны Александру Сергеевичу за высокую поэзию, облагородившую и воспевшую в стихах их страсть. Гуманность, что лелеет душу, была отличительной чертой его творчества. И она нашла отражение именно в лирических строках.
В этом плане невозможно не сказать об Анне Олениной – ведь к ней обращено пронзительное «Я Вас любил...», ставшее образцом поэзии душевной, напрочь лишённой какого-либо эгоизма, расчётливости, выказавшее полное самоотречение поэта.
А стихи, обращённые к Наталье Гончаровой... Едва ли в мировой поэзии наберётся несколько десятков, подобных той же «Мадонне»... Трепет души, возвышенная чистота и преклонение, благодарность за то, что ЭТА женщина вошла в его жизнь – вот первое, что мы можем понять, почувствовать при знакомстве со стихотворением. А далее, читая и перечитывая, открываем для себя всё новые нравственные и эстетические глубины. И потому нельзя не вспомнить утверждение Белинского о том, что на поэзии Пушкина можно в себе воспитать человека.
Вновь и вновь приобщаясь к вечно живым пушкинским строкам, удивляясь, какими разными были адресаты любовной лирики Пушкина и находя в них, в то же время, общие черты – талантливость, красоту духовную и телесную – мы навсегда будем благодарны им за чудесную поэзию сердца – лирику А. С. Пушкина.