Железнодорожный путь - это... Определение, понятие, характеристика и размеры. Габариты поездов и особенности эксплуатации путевого хозяйства

Разъезжая на поездах по городам и весям, можно узнать немало интересного и занятного о мире железной дороги.

Не единожды задавались путешествующие люди вопросами о том, куда ведет тот или иной железнодорожный путь. Это ведь интересно. А что чувствует машинист, управляющий железнодорожным составом, когда поезд только трогается с места или прибывает на станцию? Как и откуда движутся машины из металла и какими бывают пути железнодорожного транспорта?

Чем хороша железная дорога

Каждый человек был хоть однажды на вокзальном перроне, а может, даже ехал в купейном вагоне один на один с веселой компанией, до утра распевающей песни и не дающей уснуть остальным пассажирам. И почему-то во время таких поездок по бесконечной железной дороге в душе возникают особые чувства: и свобода, и загадочность, и легкость. Появляются и друзья, с которыми лежит долгий, в одном направлении, путь. Путь, который хорош во всех отношениях, потому что не скучен, пролегает по России, построен качественно и работает исправно.

Что такое железнодорожный путь

Железнодорожный путь – это сооружение целого комплекса инженерных объектов, выполняющих единую функцию пропуска поездов по определенному участку с назначенной скоростью.

Железные дороги характеризуются наличием пары длинных металлических полос, расположенных параллельно на всем протяжении пути. Создаваемая гладкая и прочная поверхность с малым ходовым сопротивлением, особенно горизонтальным, дает возможность транспортировать огромные массы без применения значительных тяговых усилий.

Обязательными спутниками железнодорожных путей всегда являются станции, сигнализационное и иное оборудование, требующее тщательного текущего содержания.

От технического состояния путей зависит работа подвижного состава:

  • безопасность и бесперебойность перемещения поездов;
  • результативность эксплуатации общетехнических средств железнодорожных магистралей.

Основные компоненты ж/д пути

В числе основных составляющих железнодорожного пути – два строения: нижнее и верхнее.

В структуру нижнего строения входят следующие элементы: земельное полотно; канавы, предназначенные для стока вод; всевозможные искусственно созданные сооружения.

Все неестественные сооружения в данном случае – это ряд возведенных человеком объектов на пути прокладки железнодорожного полотна:

  • мосты нужны для преодоления водных препятствий – проливов, ручьев, рек;
  • трубы предназначены для пропуска некрупных водотоков под путями;
  • воздушные путепроводы – эстакады и виадуки - заменяют огромные насыпи в местах форсирования солидных оврагов и сухостойных долин, способствуют безопасному разноуровневому движению в местах пересечения железных и автодорог, а также пешеходных переходов;
  • тоннели открывают возможности прокладки путей сквозь горные хребты, холмы и пригорки;
  • подпорные стены необходимы для поддержания земляных откосов;
  • селе-спуски и спецгалереи устанавливаются в местах, неблагополучных по селям и камнепадам.

Верхнее строение пути включает:

  • рельсы;
  • подрельсовые основания: железобетонные блоки, рамы, плиты, шпалы;
  • рельсовые скрепления и противоугонные элементы;
  • балластный слой;
  • брусья: мостовые и переводные (железобетонная основа под стрелочный узел);
  • глухие бесстрелочные пересечения и элементы стрелочных переводов.

Балластный слой пути

Рельсошпальная решетка состоит из рельсов и основы: плит, блоков, шпал. Основа укладывается на слой балласта, состоящий из двух или одного слоя.

Как правило, устанавливается балластная призма, состоящая из пары слоев. Главный слой – твердый щебеночный, а под ним другой – в виде подушки из песка или песчано-гравийной смеси. В однослойной конструкции помимо вышеперечисленных допускается применение шлака, ракушечника или производственных асбестовых отходов.

Балластный слой нужен для поперечной и продольной устойчивости рельсошпальной решетки, упругости передачи на земляное полотно давления от подвижного состава и отвода воды с верхних конструкций.

Рельсы и рельсовые скрепления

Рельсы бывают разного типа. Все зависит от того, какой железнодорожный путь. Как в прямых, так и в кривых участках магистрального полотна рельсы должны ориентировать продвижение колес и напрямую воспринимать тяжесть от проходящих поездов, передающуюся посредством шпал и слоя балласта на почву под ними.

Размерный ряд рельсов, весовые характеристики, химсостав металла и прочие параметры установлены Госстандартом. Номинальный метраж рельсов равен 25 м.

Конструкция железнодорожного пути подразумевает соединение рельсов между собой и со шпалами посредством стыковых и промежуточных рельсовых скреплений. Для соединения используют болты, накладки и подкладки. Так из отдельных рельсовых звеньев образуется единая непрерывная конструкция со стыковыми зазорами между рельсами. Оставленные промежутки нужны при перепадах температур, так как металл имеет свойство сжиматься разжиматься под действием их. Рельсовые стыки – места частого напряжения железной дороги. Более прогрессивным считается бесстыковой путь, когда свариваются рельсовые плети по 800 м, а между ними укладываются три или четыре стыковых рельсовых звена.

Стрелочные переводы

В процессе пользования железнодорожными путями для соединения их между собой применяют стрелочные переводы. Перекрестные и обыкновенные стрелки используют для соединения рельсов или их ответвления. Благодаря стрелочной конструкции подвижной состав имеет возможность передвижения по разным путям. Глухие пересечения эксплуатируют на обычных рельсовых перекрестках, где не требуется перехода состава на другой путь.

В наши дни налажено централизованное управление стрелочными переводами со специального пульта ЭЦ. Раньше электрической централизации не было, перевод осуществлялся вручную дежурными стрелочниками по указаниям вышестоящих ответственных должностных лиц.

Путевое хозяйство

Для бесперебойного и безопасного железнодорожного сообщения необходимо поддерживать в хорошем состоянии не только подвижной парк, но и железнодорожные пути. Работа по сохранению магистралей в должном состоянии при любых погодных условиях, в плавности движения как пассажирских, так и грузовых поездов – очень важное направление служб эксплуатации железнодорожного транспорта.

На долю путевого хозяйства доводится больше 50 % главных средств от эксплуатации всей системы железных дорог. Численность работников-путейцев превышает 20 % общего кадрового состава.

Профессия – путеец

К сфере деятельности работников путевого хозяйства относятся:

  • железнодорожные пути в комплексе с их устройствами и сооружениями;
  • ряд производств и хозяйственных подразделений, функционирующих с целью поддержания состояния железнодорожного пути на должном уровне, включая организацию плановых ремонтных работ.

Профессии работников-путейцев существуют ради безопасности железнодорожных перевозок.

К структурным звеньям путевого хозяйства относятся: дистанции пути, придорожные машинные станции и участки лесозащитных полос.

Классификация железнодорожных путей сообщения

Для перемещения людей и грузов существуют водные, воздушные и сухопутные пути сообщения. В их число входят и железнодорожные пути. Это, в свою очередь, следующие типы путей:

  1. Главные – служат для соединения раздельных пунктов и станций.
  2. Станционные.
  3. Специального назначения – ответвляющиеся от главных пути необщего пользования, предохранительные ветки и улавливающие тупики.

Станционные пути делятся на виды:

  • погрузочно-выгрузочные;
  • приемо-отправочные – служат для приема, стоянки и отправки поездов на перегон;
  • соединительные;
  • вытяжные;
  • сортировочные;
  • ходовые и другие.

Те пристанционные пути, которые продолжают основную ветку примыкающего к станции перегона и не отклоняются на стрелочных переводах, называются главными станционными путями. На больших станциях пути с однотипными функциями группируют в парки.

Железнодорожные пути необщего пользования предназначены для подъезда или отъезда составов к промышленным предприятиям или к другим пользователям услугами железной дороги на договорной основе, а также для осуществления железнодорожниками собственных работ. Такие пути примыкают к магистрали общего пользования напрямую или через иные железнодорожные подъезды.

Длина путей

В технической документации станции указывается две характеристики длины станционного пути – полная и полезная.

Полная длина участка железнодорожного полотна – это интервал промеж стыков рамных элементов стрелок, ограничивающих данную зону пути. Для тупикового участка полная длина – это промежуток от стыка рамного рельса стрелки до упора.

Полезная длина железнодорожного пути – это отрезок полной длины, в границах которого может быть поставлен подвижной состав, если при этом возможно безопасное передвижение других составов по соседним путям.

Полезная длина пути на железной дороге ограничивается следующим образом:

  1. Если участок пути оборудован светофорами и электроизоляцией, то с одной стороны ориентируются на маневровый (выходной) светофор, с другой – на изолирующий стык рельсового участка.
  2. При оборудовании полотна только светофорами одна сторона ограничивается светофором, другая – столбиком, обозначающим предел.
  3. При отсутствии спецоборудования ограничение производится предельными столбиками с двух сторон.

Ширина колеи железнодорожных линий

Колея – это две параллельные рельсовые нити. Ширина пути – расстояние между рельсами. Размер колесных пар и ширина колеи должны находиться в соответствии.

В России этот размер составляет 1520 мм, в Европе – на 85 мм меньше. Более широкая колея дает возможность увеличить как товарные грузоперевозки, так и перевозить железнодорожным транспортом большее количество людей. Пассажирский железнодорожный путь в России невозможно представить малогабаритным. Пассажирские станции и пристанционные платформы принимают по подъездным и отправным путям много поездов и пригородных электричек. Для них предусмотрены специальные пути отстоя пассажирского подвижного состава. Такие участки железной дороги оборудованы сигнальными устройствами, предупредительными транспарантами, пешеходными мостами, тоннелями, переходами, местами для ожидания.

Существует еще один тип железнодорожных путей – узкоколейка, знакомая многим по детским железным дорогам. Узкие дороги более простые и менее затратные, но все-таки больше подходят для шахтового, торфяного производств, а также лесосек и рудников. Их ширина может быть от 0,6 до 1,2 м.

Габариты на железных дорогах

Соблюдение заданного межосевого расстояния между смежными железнодорожными путями – это необходимое условие для безопасного трафика поездов, а также гарантии жизни и здоровья людей, оказавшихся между двух магистральных линий. При этом нужно учитывать как габариты железнодорожного транспорта, так и наличие поблизости построек. Правила эксплуатации не позволяют превышать следующие расстояния междупутий:

  • при двухпутном движении – 4,1 м;
  • если путей три и более, то между вторым и третьим – 5 м;
  • на станционных путях – 4,8 м;
  • в местах второстепенных путей и грузовых зон – 4,5 м.

На сегодняшний день нитки железных дорог окутали всю Землю. Поезда движутся и по железнодорожным путям в одном направлении и по многопутным магистралям в разные стороны.

Не будь у железной дороги хоть чего-то одного, даже колесной пары у состава или надежного путевого хозяйства, она перестанет быть для всех верной спутницей в путешествиях и деловых поездках.

Доброго всем пути!

Комментарии