Адыгея, Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь: описание, история и особенности
Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь в Адыгее расположен неподалеку от поселков Победа и Каменномостский. Это крупный религиозный и туристический центр, который ежегодно буквально притягивает много верующих и обычных путешественников. Большое количество увлекательных достопримечательностей вокруг и гостеприимство монахов привлекают сюда практически всех, кто приезжает отдохнуть в Адыгею.
Предпосылки к появлению храма
Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь в Адыгее появился еще в XIX веке. Предпосылками к его созданию стало появление нескольких казачьих станций в горной полосе Закубанья в 1864 году. Большинство местных жителей жили бедно, поэтому не могли себе позволить ни содержание, ни строительство храма. Из-за сложившейся в станице ситуации руководство Ставропольской епархии было обеспокоено, так как среди казаков было много сектантов и старообрядцев. В результате решили построить Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь в Адыгее.
Средства для строительства храма собрали с близлежащих поселков и станиц. Первую попытку основать монастырь попытались осуществить в 1874 году. Зимой прошение об основании Михайло-Афонской пустыни в Адыгее подали мещанин Илья Безверхов из Харькова и крестьянин Исидор Трубин. Оба давно служили при церквях, испытывали тягу к духовной и нравственной жизни. Изначально они хотели ее основать возле Сахрайской станицы, но их самих постоянно тянуло в горы. Эти места поразили монахов своим величием и красотой. В этом они получили поддержку у местных казаков.
Жители станиц в округе подарили 270 десятин земли под будущий храм, казаки решили передать молитвенный дом, предназначавшийся Сахрайской станице. Пожертвованная земля оказалась плодородной, все это говорило о том, что будущий монастырь будет жить в достатке.
В результате Трубин и Безверхов решили, что смогут справиться со строительством без помощи государства, так как материалов было достаточно, а местные жители изъявили готовность поучаствовать в работе. Монахи всерьез рассчитывали, что появление Свято-Михайловского Афонского мужского монастыря в Адыгее благотворно скажется на казаках и местных жителях. На базе монастыря появилась школа.
Неудачная попытка
Подготовив почву, монахи обратились за благословением к епископу Герману. Тот распорядился, чтобы их на время отправили в другую пустынь, чтобы они изучили монастырские правила.
Сам Герман начал собирать необходимую информацию о будущем храме. К 1876 году стало очевидно, что станичники не имели права передавать земельные участки под строительство обители, так как они были общинными. Подобным образом распоряжаться ими было категорически запрещено.
Из-за того что разрешение на обустройство монастыря так и не было получено, Герман передал все ценности и пожертвования, которые уже успели собрать, церкви Трухмянского пристава. В результате первая попытка основания обители не увенчалась успехом, но мысли о реализации этого проекта не покидали местных жителей.
Разрешение на строительство
В 1877 году станичники направили прошение Кавказскому наместнику с просьбой выделить 350 десятин из станичных земель, чтобы построить православный монастырь на горе Физиабго. Уже в мае того же года было выдано разрешение на строительство мужского монастыря в Адыгее в поселке Победа.
В сентябре работы начались. Весной 1879-го был завершен первый храм, посвященный ангелу-хранителю архистратига Михаила. Первоначально он использовался и для проживания монахов, и для проведения служб.
В 1881 году было завершено строительство храма в честь Александра Невского. Через четыре года построили самую большую церковь Свято-Михайло-Афонского монастыря. Это был Успенский собор, который сумел вместить около тысячи прихожан.
Приезжавшие паломники участвовали в его дальнейшем благоустройстве. Каждый должен был принести с собой хотя бы по одному камню на строительство.
Основание обители
Жившие в обители монахи постоянно проводили время в молитвах и трудах. Их день начинался с богослужения в 2 часа ночи. Оно продолжалось до рассвета. После трапезы все отправлялись на работы. В полдень все возвращались к обедне.
От конца обеденного богослужения до вечернего монахи могли отдыхать. При нарушении порядка монахи наказывались дополнительными работами. Паломники и прихожане соблюдали этот же порядок.
Развитие старчества
Первый настоятель монастыря Мартирий стремился культивировать старчество. Местные старцы строили кельи на горе Шахан, там они много трудились и молились.
Старцы вместе с монахами воздвигли на горе храм Преображения Господня. Несколько из них, которые посчитали, что слишком грешны, вырыли подземные ходы в горе.
При участии Мартирия в этом месте была образована церковно-приходская школа, которой стал руководить инок Вакулин.
Влияние на местных жителей
Появившийся монастырь оказал большое влияние на адыгейские поселения в округе. Среди местных жителей активно распространялись идеи православия, велась борьба с раскольниками, влияние которых было достаточно велико. Для противостояния с ними монахи постоянно читали проповеди для всех желающих.
Вскоре на базе самого монастыря появилось мощное хозяйство. Послушники занимались животноводством, выращивали всевозможные сельскохозяйственные культуры, на пастбищах паслись лошади, коровы, волы и верблюды. Было возведено много хозяйственных построек, в том числе скотный двор, ферма, швейная и сапожная мастерские, кузница, пекарня, красильная и прачечная. В монастыре даже был построен собственный завод по производству алебастра, госпиталь и станция для наблюдений за климатом.
Во времена Советского Союза
После Гражданской войны земли у монастыря конфисковали, также обитель лишилась всего инвентаря, производственных помещений и оборудования.
В 1926 году здесь был открыт дом отдыха, а затем коммуна под названием "Владилен". Несмотря на все эти изменения, монастырская жизнь не утихала до 1928 года. Только тогда его окончательно закрыли, а постояльцев разогнали.
В самом начале Великой Отечественной войны туристическую базу ликвидировали, на базе монастыря появился госпиталь для раненых. Адыгея была освобождена в 1944 году, тогда в этом месте основали трудовую колонию для детей.
В 1946 году советскими властями был взорван Успенский собор, а из его камня возвели школу. Затем разобрали и другие строения на территории обители ради материала для строительства общежитий колонистов. В 1946-м был взорван храм преображения Господня.
Трудовую колонию расформировали в 60-е годы. Оставшиеся строения передали Каменномостскому совхозу. В 1972-м территории передали комитету по туризму Краснодара. На месте обители открыли турбазу "Ромашка".
Возрождение обители
После распада Советского Союза активисты начали борьбу за возвращение монастыря православной церкви. Удалось это сделать только в 2001 году. С тех пор в обители начали возрождать монашескую жизнь.
Первым его настоятелем в современной истории стал иеромонах Мартирий. Ему удалось заново организовать богослужения, отремонтировать келейные корпуса и Троицкий храм. В 2004-м его сменил Пимен, при котором численность монахов увеличилась до 20 человек.
С 2006 года по настоящее время руководит монастырем иеромонах Герасим. Ему удалось возвести храм архистратига Михаила на месте разрушенного.
Монастырь и его окрестности
В последнее время количество паломников и туристов увеличивается с каждым годом. С обителью они знакомятся со Свято-Троицкого храма.
При описании Свято-Михайловского монастыря обязательно упоминают про Успенский храм, расположенный в самом центре. Среди достопримечательностей обители также братская могила воинов-инвалидов, которые были замучены нацистами, и строения, которые до сих пор не удалось полностью восстановить. Это странноприимный дом, церковь святого Александра, трапезная. Ведется работа над восстановлением храма Божией Матери.
Многих привлекает возможность окунуться в купели Свято-Михайловского Афонского мужского монастыря в Адыгее. Вода отсюда считается целебной. Паломники обязательно советуют посетить вершину горы Физиабго, чтобы набрать святой воды из источника. Оттуда открывается прекрасный вид на окрестности. Те, кому взобраться в гору не под силу, могут наслаждаться панорамой, которая открывается с обзорной башни с территории советской туристической базы.
Впечатления
Большинство посещают с экскурсиями Свято-Михайловский мужской монастырь. Туристы и паломники советуют обязательно насладиться красотой и величием этих мест.
Монастырь расположен на территории современного поселка Победа, примерно в пятнадцати километрах от поселка Каменомостсокого. В этом месте поражает оформление православных храмов, которые больше напоминают знаменитые греческие христианские обители. При желании можно забраться наверх, откуда открывается удивительной красоты вид со старой колокольни.
В отзывах о Свято-Михайловском Афонском мужском монастыре в Адыгее, помимо красивых окрестностей, обязательно упоминают про вкуснейшие монастырские блины по приятным ценам (около 25 рублей за один блинчик).
Ближайший крупный город - это Майкоп. До него около пятидесяти километров. Купель, о которой мы уже писали, находится приблизительно в одном километре от самой обители, этот путь обязательно стоит пройти всем верующим и путешественникам, которые добрались до этих мест. Дорога до источника ровная и широкая, выложена брусчаткой. По пути можно встретить много лавочек, на которых при желании удастся отдохнуть. Считается, что окунувшись в эту купель, человек избавляется от всех болезней.
Важно, что хоть монастырь и мужской, на его территорию пускают и женщин. Перед входом представительницам слабого пола выдают платки и юбки.