Фильм «Машинист»: отзывы, описание, сюжет
Ранние работы режиссера Брэда Андерсона неизменно становились фаворитами публики кинофестиваля «Сандэнс». Поэтому в 2002 году он стал почетным членом жюри. А его творение 2004 года окончательно закрепило за постановщиком статус культового.
В отзывах фильм «Машинист» позиционируется как индустриальный психологический триллер. Индустрия – профессиональная сфера главного героя, который скорее слесарь, нежели машинист. Герой ленты – очевидный пациент психиатра, поэтому – психологический. Плюс ко всему – стилизованный под черно-белое кино мрачнейший фильм разыгран в неумолимом психопатическом ритме, повествование насыщено до предела пугающими картинками и будоражащими воображение звуками. Критики фильм «Машинист» (2004) в отзывах безудержно хвалят, картина имеет показательно высокий в сравнении с другими образчиками жанра рейтинг – IMDb: 7.70.
Краткое описание сюжета
В центре повествования картины – Тревор Резник, потерявший покой и сон. Он не спит практически год. Переутомление приводит его организм к умственному и физическому истощению. Окружающие и коллеги, озабоченные видимыми переменами, постепенно отдаляются от Тревора, а после вступают в открытый конфликт. Поводом для обострения отношений служит несчастный случай на производстве, в котором винят Резника. Герой решается провести расследование таинственных происшествий, превративших его жизнь в сплошной кошмар. Но чем больше он узнает, тем меньше хочет знать.
В сравнении с классикой жанра
Большинство рецендентов в отзывах о фильме «Машинист» характеризует сюжет как по-настоящему интересный, содержащий закрученную интригу, крайне необходимую каждому хорошему триллеру. Эксперты кино склонны сравнивать работу Андерсона с нетленными творениями Альфреда Хичкока и фильмом «Малхолланд Драйв» Дэвида Линча. Свою позицию они объясняют тем, что в обеих лентах до последнего нельзя наверняка разобраться в происходящих с главным героем событиях. При этом пресловутый саспенс возведен режиссером на должный уровень, повествование логичное, без провисаний и «притягивания за уши», которым страдают большинство современных триллеров с клишированными завязками.
Технические изыски
Брэд Андерсон после катастрофически недооцененного криминального хоррора «Девятая сессия» решил снимать новый проект в Испании. Это неудивительно, ведь словосочетание «испанский триллер» практически выступает гарантом стильного и глубокого зрелища. А ведь именно так именуют зрители фильм «Машинист» в отзывах.
Действительно, картина выглядит идеальной. Режиссеру словно удалось поместить камеру в череп главного героя и предоставить зрительской аудитории возможность посмотреть на окружающий мир глазами параноика. Нестандартные ракурсы, дрожащие и расплывающиеся контуры предметов, крайне низкие углы съемки. Оператору Уте Бризвитцу в тандеме с режиссером Брэдом Андерсоном, взявшим на себя обязанности монтажера, скучать не приходилось.
Согласно мнению критиков, выраженному в отзывах о фильме «Машинист», остроты повествованию добавляют хаотичный монтаж и цветовое решение проекта. Создается впечатление, что отбеливатель, которым главный герой щедро отмывает руки и кафель ванной, попал и на пленку. Гамма цветовых оттенков визуализации вытравлена, выщелочена и обезжирена, подобно телу Резника. Огромную роль в насыщении атмосферы играет музыкальное сопровождение композитора Климакса Голдена Твинса. Напряженные, тревожные композиции звучат в нужные моменты.
Alter Ego. Осторожно, спойлер
Когда говорят о детище Андерсона, то зачастую рассказ содержит лишь обсуждение необычайной метаморфозы исполнителя главной роли Кристиана Бэйла. Это, естественно, впечатляет, но не меньшего внимания заслуживает сюжетная составляющая ленты, наполняющая зрителя мраком капля за каплей, не говоря уже о тонкой, профессиональной режиссуре.
Главный герой, лишенный сна после трагедии, вынужден мириться с присутствием призраков и несуществующих коллег. И тут внимание приковывает наголо обритый здоровяк Айван, зловеще ухмыляясь утверждающий, что работает с главным героем, хотя другие рабочие о нем не знают и не слышали никогда. Резник вынужден пережить все круги ада, чтобы понять, что его приятель – всего лишь вина и боль за трагическую аварию, произошедшую более года назад. Образ Айвана на экране воплотил Джон Шэриан, преимущественно второплановый актер, засветившийся в «Пятом элементе», в кино «Реальная любовь», «Связи нет» и в «Машинисте». Отзывы о фильме редко содержат упоминание о других исполнителях, привлеченных к созданию проекта, называя картину бенефисом Кристиана Бэйла.
Фильм одного актера
Общественное мнение, приписывающее основную заслугу в реализации творческих планов Андерсона исключительно Бейлу, имеет право на существование. Безупречная работа актера сравнима с осью, вокруг которой вращается повествование, намотана пружина сюжетной интриги. Другие актеры фильма «Машинист» просто не имели шанса конкурировать с Кристианом. Хотя Джон Шэриан, Дженнифер Джейсон Ли и другие исполнители создали характерные выразительные образы своих персонажей. Но Бейл, в прошлом волевой клирик из «Эквилибриума» и офисный маньяк из «Американского психопата», получил главную порцию зрительского внимания. А его усилия в процессе подготовки можно считать полной самоотдачей.
Подумать только, актер похудел до веса 54 кг, это при росте 183 см. Чтобы убедительно изобразить дистрофика, он четыре месяца соблюдал жесточайшую диету. Пил воду, в день съедал по яблоку, выпивал чашку кофе, порой баловал себя виски. Фактически объявив голодовку, Бейл скинул 28 кг. Он намеревался продолжить эксперименты с весом, доведя его до 45 кг, но врачи и обеспокоенные продюсеры фильма остановили его. В течение шести месяцев после окончания съемок актер вновь набирает вес и мышечную массу, чтобы блистать в блокбастере «Бэтмен: Начало».