'Булыгинская Дума'
К последней четверти 19 века правительство России все больше осознавало, что приближается время превращения государства в конституционную монархию. При этом правящие круги стремились соединить медленные экономические преобразования на рыночной основе и старую политическую систему, представленную в форме неограниченной монархии.
К началу 20 столетия под достаточно сильным давлением радикалов и либеральных оппозиционеров правительство вынуждено было пойти на "некоторое обновление" госстроя. При этом дело реформирования попало в руки тех кругов, для которых установление парламентаризма и введение конституции было равно потере политического всевластия. Разумеется, Император и люди, приближенные к нему, разрабатывали проекты и планы по учреждению представительного органа в стране, исходя, прежде всего, из своих личных интересов. Именно поэтому Первая Гос. Дума формировалась так сложно и долго, в условиях применения различных возможностей правящих кругов для замедления этого процесса.
В 1905 году, к середине февраля в обществе начал развиваться достаточно острый конфликт. 18 февраля Николай Второй издал рескрипт. В нем он объявлял о намерении привлечь людей, избранных населением, к участию в обсуждении и предварительной разработке законодательных предложений. При этом император оговаривал условие " непременного сохранения за монархией всей полноты данной власти".
Реализация этого установления возлагалась на Особое совещание, председателем которого был А. Булыгин. Это Особое совещание и разработало проект формирования нового представительного органа (который тут же получил название "Булыгинская Дума"). Обладал новый орган законосовещательным статусом. По истечении практически шестимесячных дебатов (по ходу которых многие приближенные к императору стремились как можно больше ограничить думское право) был, наконец, издан Манифест.
В соответствии с ним представительный орган страны формировался в качестве "законосовещательного установления". "Булыгинская Дума" формировалась не только с целью участвовать в обсуждении законодательных предложений. Этот орган наделялся правом рассматривать росписи расходов и доходов, задавать вопросы правительству, а также указывать на присутствие незаконности в деятельности властей. При этом никакие решения, которые принимала "Булыгинская Дума", не были обязательными для исполнения ни для правительства, ни для самого императора.
При определении выборной системы разработчики основывались на структуру, существовавшую сорок лет назад. Как и тогда, депутаты должны были выбираться "избирательными собраниями". Избиратели же разделялись на три курии: городских жителей, крестьян и землевладельцев. Для горожан выборы были двухступенчатыми, для землевладельцев трехступенчатыми, а для крестьян четырехступенчатыми. Выборы не были равными, всеобщими и прямыми.
По словам Ленина "Булыгинская Дума" являлась самым наглым и бесспорным издевательством над представительством народа. Положенные в ее основу принципы были безнадежно устаревшими.
Большая часть либералов, а также все революционные движения и партии заявили единогласно о намерении бойкотировать новый представительный орган. Согласившиеся же принять участие в выборах, говорили о том, что используют свои права в целях легального разоблачения "псевдонародного псевдоправительства".
Созыв Первой Государственной Думы так и не состоялся. Статус нового представительного органа не удовлетворял антиправительственное движение. В результате в стране наступило обострение кризиса власти, которое осенью 1905 года (в октябре) вылилось во всероссийскую политическую стачку. Из-за стремительного развития революционного взрыва правящие круги вынуждены были пойти на уступки в вопросе о статусе будущего представительного органа.