Третьеиюньская монархия
В 1907 году, 3 июня был принят новый Закон. Согласно Постановлению представительство от крестьян сокращалось в два раза, от рабочих – в три, от Кавказа и Польши – также в три раза. Избирательным правом не были наделены "инородцы" из Зауральских областей, студенты, военнослужащие, женщины, молодежь до двадцати пяти лет и прочее. Третьеиюньская политическая система допускала к участию в избирательном процессе лишь тринадцать процентов всего населения страны.
Половина членов Государственного Совета назначалась Императором. Самодержец обладал правом законотворческой инициативы, утверждая все законы перед тем, как они вступят в силу.
Третьеиюньская монархия предполагала право Императора распустить или приостановить деятельность Думы. Царь полностью контролировал исполнительную власть. Третьеиюньская монархия наделяла Императора правом назначать членов Совета министров – органа, не зависящего от парламента. Правительство находилось под непосредственным руководством премьер-министра.
Третьеиюньская монархия предполагала осуществление судебной власти от императорского имени. Царь же назначал высший орган правосудия – Сенат. Первые инстанции (окружные и крестьянские волостные суды), а также судебные палаты (вторые инстанции) были выборными. Судьи при этом избирались пожизненно, а присяжные – на конкретный срок в соответствии с имущественным цензом.
Третьеиюньская монархия допускала существование законов, формально обеспечивающих свободы, которые были приобретены в период революции: функционировали Временные положения о союзах, была отменена цензура, не были запрещены экономические стачки. Но на деле ситуация обстояла противоположным образом. Третьеиюньская монархия – это фактически была жизнь по инструкциям. Свободы были весьма ограничены циркулярами, подзаконными правительственными актами и прочим. Более чем на 75% территории России действовало постановление о чрезвычайной охране.
В Третьей Думе, избранной согласно новому Закону, правые националистские группы, в общем, получили 32%, правые либерал-октябристы – 30%, левые – 7%, прогрессисты и кадеты – 21%. В отсутствии твердого большинства основное влияние на ход голосования оказывали октябристы (как самая крупная фракция).
Несмотря на действующий дискриминационный Закон, Четвертая Дума стала более левой, нежели Третья. Хотя при этом трудовики и социал-демократы сократили свое представительство. Прогрессисты и кадеты получили 25%, октябристы, получив 22%, сохранили все-таки решающую роль, благодаря своему политическому статусу.
Правительство все шире пользовалось возможностью принимать законодательные акты без думского участия.
В 1912-14 годах социальная основа Третьеиюньской монархии сократилась достаточно существенно. Усиливалась оппозиция, в состав которой постепенно вступили все политические движения, кроме черносотенцев. Правящая верхушка оказалась неспособной приступить к действенным преобразованиям. В России существовала масса проблем. Однако непоследовательная политика лавирования, проводимая правительством, не смогла разрешить основных трудностей в стране.
При этом модернизация государства, осуществление преобразований для решения аграрных, трудовых и прочих вопросов признавалось правительством, как меры необходимые, без проведения которых прочие усилия, направленные на "успокоение страны" были бессмысленны. Премьер-министр Столыпин, будучи ярым сторонником государственной власти и понимая необходимость преобразований, разработал план, согласно которому в стране началась аграрная реформа. На первом этапе преобразований в России отмечался некоторый подъем крестьянства. Однако на второй стадии реформы активность резко снизилась.
Политика государства оттолкнула поместное дворянство, способствовавшее во многом падению Столыпина. С другой же стороны было разрушено объединение с правыми либералами. Все эти факторы спровоцировали новый подъем революционного движения.