Страхование средств воздушного транспорта - особенности, правила и требования

Страхование средств воздушного транспорта является совокупностью типов страхования. Они предусматривают обязанности страховщика по выплатам страховки в размере частичной или полной компенсации ущерба. В том случае, если он нанесен объекту страхования.

Воздушный транспорт является самым быстрым, однако и самым дорогим. Основной сферой применения его стали пассажирские перевозки на расстояниях более тысячи километров. Грузовые перевозки также осуществляются, но не так часто. Несчастные случаи, которые связаны со сферой авиации, влекут за собой человеческие жертвы, а также многомиллионные убытки. Их несут собственники воздушных судов и третьи лица.

Надежная защита предлагается многими компаниями, осуществляющими страхование всех типов воздушных судов.

Объекты

Под объектом страхования воздушного транспорта понимаются имущественные интересы того лица, о страховании которого подписывается соглашение, связанные с распоряжением, пользованием и владением воздушным судном, вследствие уничтожения (кражи, угона) или повреждения средства воздушного транспорта, в том числе мебель моторы, оборудование, внутреннюю отделку и т.п.

По договору могут быть застрахованы:

  • двигатели, шасси, крылья и фюзеляж воздушного судна;
  • навигационное оборудование, гидравлические системы и др.;
  • запасные части к застрахованному судну.

Требования

Какие требования предъявляются к страхованию средств воздушного транспорта?

У страховщика есть право застраховать средства воздушного транспорта, если есть соответствующая лицензия, которая выдается органом страхового надзора. Чтобы получить ее, фирма представляет заявление установленной формы в федеральный орган исполнительной ветви власти по надзору за деятельностью страховщиков, учредительные документы, бумаги, подтверждающие выплату уставного капитала, правила страхования, экономическое обоснование деятельности страховщика.

Правила

В правилах предусматривается определение перечня объектов и субъектов страхования средств воздушного транспорта; список страховых случаев, наступление которых порождает ответственность компании по страховым выплатам; установление сроков страхования; страховые тарифы; порядок заключения соглашений и уплаты взносов на страховку. К ним следует приложить образцы форм договоров и полисов.

Правила страхования средств воздушного транспорта должны строго соблюдаться.

Документация

Чтобы заключить соглашение, страхователь обязан представить следующие документы страховой компании:

  • заявление в письменной форме о страховании воздушного судна;
  • подтверждение государственной регистрации судна;
  • бумаги о балансовой стоимости судна;
  • эксплуатационные условия воздушного судна;
  • удостоверение о пригодности к полетам воздушного судна;
  • количество посадок и налет, бортовой номер, срок службы (остаточный ресурс), количество капитальных ремонтов воздушного судна;
  • прочие необходимые документы, которые допускают экипаж и воздушное судно к полетам.

Каковы риски при страховании воздушного транспорта?

Особенности, риски

Обязанность страхователя – сообщить своему страховщику всю информацию о специфике летательного аппарата, уменьшающую безопасность полетов, следовать всем требованиям технически-эксплуатационной документации, выполнять указания властных структур относительно безопасности перелетов.

При страховании воздушного судна страховая сумма может устанавливаться в размере, который не превышает его страховой стоимости, то есть действительной стоимости транспорта ко времени заключения соглашения.

Страховая сумма, установленная по договору авиационного страхования, может быть ниже страховой стоимости судна. Воздушные суда по таким соглашениям страхуются «только от полной гибели».

Воздушное судно обычно признается погибшим полностью, если стоимость его спасания или восстановления, в том числе сопутствующие расходы, выше 75% установленной страховой суммы.

Если воздушное судно страхуется «от всех рисков», то страховое возмещение выплачивается страхователю как при гибели судна, так и при его повреждениях, которые возникают по любым причинам, помимо специально установленных в качестве исключения в полисе.

Соглашение страхования может заключаться на конкретные полеты (с указанием при этом пунктов начала и завершения рейса, мест промежуточных посадок) и на конкретный срок (в таком случае фиксируются районы эксплуатации судна и фиксируется период страхования).

Страховой полис

Полис подтверждает факт заключения соглашения страхования средств воздушного транспорта. Один из самых первых полисов на случай катастрофы выдали в Лондоне перед первой мировой войной. До сих пор лондонский рынок страхования продолжает входить в число главных центров авиационного перестрахования и страхования, на котором представлена большая часть объединений, страховых компаний, пулов, сюрвейеров, брокеров и других физических и юридических лиц, которые связаны со страхованием рисков авиации во многих мировых странах.

В международной практике функционирует полис по страхованию средств воздушного транспорта от повреждений и гибели, в котором не содержится подробное перечисление рисков, покрываемых страховкой. После утверждения в нем страхования «от всех рисков» воздушных судов и довольно коротких общих условий перечисляются специальные условия, дополнения и исключения.

Такие дополнения и исключения (сужающие или расширяющие страховое покрытие) могут вводиться в текст страховых условий или даваться как приложения в форме стандартных оговорок, которые применяются на международном рынке страхования.

Комбинированные полисы

В мировой практике особенное распространение получили комбинированные полисы, страхующие и воздушный транспорт («авиа-каско»), и разные виды ответственности, которые обусловлены их эксплуатацией. В подобных полисах перечисляются условия, являющиеся общими для всех разделов соглашения страхования, а также частные условия, которые относятся к тому или иному разделу.

Главный раздел полиса содержит сведения, полученные от страхователя, согласованные с ним при подписании страхового договора, в том числе информацию о страхователе, выгодоприобретателях, сострахователях, воздушных судах, которые принимаются на страхование, франшизах и страховых суммах по запасным частям и воздушным судам, периоде страхования, географических рамках эксплуатации транспорта, компетентности экипажей, характере его использования и т.д.

Если нарушаются условия, прописанные в полисе, например, изменение сферы использования судна, его географических эксплуатационных пределов, при нарушении ряда других условий, к примеру, пилотирование лицом, у которого нет такого права, отступление от правил эксплуатации и др. Не выплачивается страховое возмещение при нарушении, не связанном с непреодолимыми обстоятельствами.

Процедуры страхования средств воздушного и водного транспорта очень схожи.

Водный транспорт

Страхование средств водного транспорта – это совокупность типов страхования, которые предусматривают обязанности страховой компании по страховым выплатам, размер их – частичная или полная компенсация того ущерба, который был нанесен страховому объекту. В данном случае под объектом страхования подразумеваются имущественные интересы лица, для которого заключается соглашение, связанное с пользованием, владением, распоряжением судном в результате уничтожения или повреждения средства водного транспорта, в том числе такелаж, моторы, оборудование, внутренняя отделка и др.

Наиболее распространенным стало страхование судов КАСКО, при котором страхуются судна с оборудованием, машинами, оснасткой (такелажем), фрахт, расходы по снаряжению и прочие расходы, которые связаны с эксплуатацией, и транспорт в постройке.

Мы рассмотрели, как проходит страхование воздушного транспорта в России.

Комментарии