Словесные методы обучения: виды, классификация, характеристика

Поскольку речь – это то, что выделяет человечество из многообразных форм жизни, представленных на земле, то закономерна передача опыта от старших поколений младшим через общение. А такая коммуникация подразумевает взаимодействие при помощи слов. Отсюда вполне обосновано возникает богатая практика применения словесных методов обучения. В них основная смысловая нагрузка ложится на такую речевую единицу, как слово. Несмотря на высказывания некоторых педагогов о древности и недостаточной эффективности такого способа передачи информации, существуют положительные характеристики словесных методов обучения.

Принципы классификации взаимодействия между учеником и учителем

Общение и передача информации при помощи языка сопровождает человека всю жизнь. При рассмотрении исторической ретроспективы можно заметить, что к обучению при помощи слова в педагогике относились по-разному. В средние века словесные методы обучения не были такими научно обоснованными, как в современности, но являлись почти единственной возможностью получения знания.

С появлением специально организованных занятий для детей, а за ними и школ, учителя начали систематизировать разнообразие взаимодействий между учителем и учеником. Так в педагогике появились методы обучения: словесные, наглядные, практические. Происхождение термина «метод», как водится, греческого происхождения (methodos). В дословном переводе звучит как «способ постижения истины или достижения желаемого результата».

В современной педагогике метод – это способ достижения учебно-воспитательных целей, а также модель деятельности обучающего и обучаемого в рамках дидактики.

В истории педагогики принято выделять следующие виды словесных методов обучения: устные и письменные, а также монологические и диалогические. Следует отметить, что в «чистом» виде они используются редко, поскольку только разумное сочетание способствует достижению цели. Современная наука предлагает следующие критерии классификации словесного, наглядного и практического методов обучения:

  1. Деление по форме источника информации (словесные, если источником является слово; наглядные, если источник – это наблюдаемые явления, иллюстрации; практические в случае приобретения знания при помощи выполняемых действий). Идея принадлежит Е. И. Перовскому.
  2. Определение формы взаимодействия между субъектами (академическая – тиражирование «готовых» знаний; активная – опирается на поисковую деятельность учащегося; интерактивная – подразумевает появление нового знания на основе совместной деятельности участников).
  3. Использование логических операций в процессе обучения.
  4. Деление по структуре изучаемого материала.

Особенности использования словесных методов обучения

Детство – это период бурного роста и развития, поэтому важно учитывать возможности растущего организма в восприятии, понимании и интерпретации сведений, получаемых в устной форме. На учете возрастных особенностей и выстраивается модель использования словесных, наглядных, практических методов обучения.

Существенные различия в обучении и воспитании детей наблюдаются в раннем и дошкольном детстве, начальной, средней и старшей ступенях школы. Так, словесные методы обучения дошкольников характеризуются лаконичностью высказываний, динамичностью и обязательным соответствием жизненному опыту ребенка. Эти требования продиктованы наглядно-предметной формой мышления дошколят.

А вот в начальной школе происходит формирование абстрактно-логического мышления, поэтому арсенал словесных и практических методов обучения значительно увеличивается и приобретает более сложную структуру. В зависимости от возраста учащихся меняется и характер применяемых приемов: увеличивается длина и сложность предложения, объем воспринимаемого и воспроизводимого текста, тематика рассказов, сложность образов главных героев и т. д.

Виды словесных методов

Классификация производится согласно поставленным целям. Выделяют семь видов словесных методов обучения:

  • рассказ;
  • объяснение;
  • инструктаж;
  • лекция;
  • беседа;
  • дискуссия;
  • работа с книгой.

Успешность изучения материала зависит от умелого использования приемов, которые, в свою очередь, должны задействовать как можно большее число рецепторов. Поэтому словесные и наглядные методы обучения обычно применяются в слаженном тандеме.

Научные исследования последних десятилетий в области педагогики доказали, что рациональное деление времени занятия на «рабочее время» и «отдых» не 10 и 5 минут, а 7 и 3. Под отдыхом подразумевается любая смена деятельности. Использование словесных методов и приемов обучения с учетом временных промежутков 7/3 является наиболее эффективным на данный момент.

Рассказ

Монологический метод повествовательного, последовательного, логичного изложения материала педагогом. Частота применения его зависит от возрастной категории учащихся: чем старше контингент, тем реже используется рассказ. Один из словесных методов обучения дошкольников, а также младших школьников. Применяется в гуманитарных дисциплинах для обучения школьников среднего звена. В работе со старшеклассниками рассказ менее эффективен, нежели остальные виды словесных методов. Поэтому его использование обосновано в редких случаях.

При видимой простоте применение рассказа на уроке или занятии требует от педагога подготовленности, владения артистическими навыками, умения удерживать внимание публики и излагать материал, адаптируя к уровню слушателей.

В детском саду рассказ как метод обучения воздействует на детей при условии опоры на личный опыт дошколят, отсутствии большого количества деталей, которые мешают следить малышам за главной идеей. Изложение материала обязательно должно вызывать эмоциональный отклик, сопереживание. Отсюда требования к воспитателю при использовании этого метода:

  • выразительность и внятность речи (к сожалению, все чаще появляются воспитатели с дефектами речи, хотя, как бы ни ругали СССР, наличие такой особенности автоматически закрывало двери в педуниверситет перед абитуриентом);
  • использование всего репертуара вербального и невербального словаря (на уровне Станиславского «верю»);
  • новизна и оригинальность подачи информации (с опорой на жизненный опыт детей).

В школе требования к применению метода увеличиваются:

  • рассказ может содержать только точную, подлинную информацию с указанием достоверных научных источников;
  • строиться согласно четкой логике изложения;
  • подача материала производится при помощи понятного и доступного языка;
  • содержит личную оценку фактов и событий, излагаемых педагогом.

Изложение материала может иметь разную форму — от описательного рассказа до пересказа прочитанного, но в преподавании естественных дисциплин применяется редко.

Объяснение

Относится к словесным методам обучения монологического изложения. Подразумевает всестороннее истолкование (как отдельных элементов изучаемого предмета, так и всех взаимодействий в системе), использование вычислений, обращение к наблюдениям и результатам опытов, нахождение доказательств с помощью логических рассуждений.

Использование объяснения возможно как на этапе изучения нового материала, так и во время закрепления пройденного. В отличие от предыдущего метода, его применяют и в гуманитарных, и в точных дисциплинах, поскольку он удобен при решении задач по химии, физике, геометрии, алгебре, а также в установлении причинно-следственных связей в явлениях общества, природы, различных систем. Правила русской литературы и языка, логики изучаются в сочетании словесных и наглядных методов обучения. Зачастую к перечисленным видам коммуникации добавляются вопросы учителя и учеников, которые плавно переходят в беседу. Минимальные требования к использованию объяснения таковы:

  • четкое представление путей достижения цели объяснения, ясная формулировка задач;
  • логичные и научно обоснованные доказательства существования причинно-следственных связей;
  • методичное и обоснованное использование сравнения и сопоставления, иных приемов установления закономерностей;
  • наличие обращающих на себя внимание примеров и строгой логики изложения материала.

На уроках в младших классах школы объяснение применяется только как один из методов воздействия, в силу возрастных особенностей учеников. Наиболее полное и всестороннее использование рассматриваемого приема происходит при взаимодействии с детьми среднего и старшего звена. Им в полной мере доступны абстрактно-логическое мышление и установление причинно-следственных связей. Использование словесных методов обучения зависит от подготовленности и опытности – как педагога, так и аудитории.

Инструктаж

Слово образовано от французского instruire, что переводится как «обучать», «наставлять». Инструктаж, как правило, относится к монологическому способу изложения материала. Является словесным методом обучения, для которого характерны конкретность и краткость, практическая направленность содержания. Представляет собой план предстоящей практической работы, в котором кратко описываются приемы выполнения заданий, а также предупреждения о часто допускаемых ошибках вследствие нарушения правил работы с компонентами и техники безопасности.

Проведение инструктажа обычно сопровождается видеорядом или иллюстрациями, схемами – это помогает учащимся ориентироваться в выполнении задания, удерживая инструкцию и рекомендации.

По практической значимости инструктаж условно делят на три вида: вводный, текущий (который в свою очередь бывает фронтальный и индивидуальный) и заключительный. Цель первого – ознакомление с планом и правилами работы на занятии. Второй призван разъяснять спорные моменты с объяснением и показом приемов выполнения тех или иных действий. Заключительный инструктаж проводится в конце урока с целью подытожить результаты деятельности.

В старших классах часто применяется письменная форма инструктажа, поскольку учащиеся обладают достаточной самоорганизацией и умением правильно прочитать инструкцию.

Беседа

Один из способов коммуникации между учителем и учениками. В классификации словесных методов обучения беседа является диалогическим видом. Ее проведение предполагает общение субъектов процесса по заранее подобранным и логически выстроенным вопросам. В зависимости от цели и характера беседы можно выделить следующие категории:

  • вступительные (призваны подготовить учеников к восприятию новой информации и активизировать имеющиеся знания);
  • сообщение новых знаний (проводится с целью разъяснения изучаемых закономерностей и правил);
  • повторительно-обобщающие (способствуют самостоятельному воспроизведению изученного материала учениками);
  • контрольно-коррекционные (проводятся с целью закрепления изученного материала и проверки сформированных представлений, умений и навыков с попутной оценкой результата);
  • инструктивно-методические;
  • проблемные (педагог при помощи вопросов очерчивает проблему, которую пытаются самостоятельно (или совместно с учителем) решить учащиеся).

Минимальные требования к проведению беседы:

  • целесообразность постановки вопросов;
  • надлежащей формой вопросов считаются краткие, четкие, содержательные;
  • следует избегать использования двойных вопросов;
  • нецелесообразно использование вопросов, «подсказывающих» или подталкивающих к угадыванию ответа;
  • не следует использовать вопросы, требующие коротких ответов «да» или «нет».

Плодотворность беседы в большой степени зависит от выдержки перечисленных требований. Как и все методы, беседа имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести:

  • активную роль учащихся на протяжении всего занятия;
  • стимуляцию развития памяти, внимания и устной речи детей;
  • обладание веской воспитательной силой;
  • метод можно использовать в изучении любой дисциплины.

К недостаткам относятся большие затраты времени и наличие элементов риска (получить ошибочный ответ на вопрос). Особенностью беседы является коллективная совместная деятельность, во время которой вопросы ставит не только учитель, но и ученики.

Огромную роль в организации такого вида обучения играет личность и опыт педагога, его умение учесть индивидуальные особенности детей в адресуемых им вопросах. Важным фактором вовлеченности в процесс обсуждения проблемы является опора на личный опыт учащихся, связь рассматриваемых вопросов с практикой.

Лекция

В русский язык слово перешло из латыни (lectio - чтение) и обозначает монологическое последовательное изложение объемного учебного материала по определенной теме или вопросу. Лекция считается самым сложным видом организации обучения. Связано это с особенностями ее проведения, которые имеют преимущества и недостатки.

К преимуществам принято относить возможность трансляции преподаваемых знаний на любое количество аудитории одним лектором. В недостатках числятся разная «включенность» в осознание темы слушателей, усредненность излагаемого материала.

Проведение лекции подразумевает наличие определенных навыков у слушателей, а именно умение выделять из общего потока информации основные мысли и конспектировать их с применением схем, таблиц и рисунков. В связи с этим проведение уроков при помощи данного метода возможно только в старших классах общеобразовательной школы.

Отличие лекции от таких монологических видов обучения, как рассказ и объяснение, заключается в объеме предоставляемого для слушателей материала, требованиям к его научности, структурированности и обоснованности доказательств. Целесообразно их использование при изложении материала с освещением истории вопроса, с опорой на выдержки из документов, доказательствами и фактами, подтверждающими рассматриваемую теорию.

Основными требованиями при организации подобной деятельности являются:

  • научный подход в трактовке содержания;
  • качественный отбор информации;
  • доступный язык изложения информации и использование наглядных примеров;
  • соблюдение логичности и последовательности в изложении материала;
  • грамотность, внятность и выразительность речи лектора.

По содержанию различают девять видов лекций:

  1. Вводная. Обычно первая лекция в начале любого курса, призванная сформировать общее представление об изучаемом предмете.
  2. Лекция-информация. Самый распространенный тип, цель которого изложение и объяснение научных теорий и терминов.
  3. Обзорная. Призвана раскрыть для слушателей межпредметные и внутрипредметные связи при систематизации научных знаний.
  4. Проблемная лекция. Отличается от перечисленных организацией процесса взаимодействия лектора и слушателей. Сотрудничество и диалог с педагогом могут достигать высокого уровня через решение проблемных вопросов.
  5. Лекция-визуализация. Построена на комментировании и объяснении подготовленного видеоряда по выделенной теме.
  6. Бинарная лекция. Проводится в форме диалога двух преподавателей (диспут, обсуждение, беседа и т. д.).
  7. Лекция с запланированными ошибками. Такая форма проводится с целью активации внимания и критического отношения к информации, а также с целью диагностики слушателей.
  8. Лекция-конференция. Представляет собой раскрытие проблемы при помощи системы подготовленных небольших докладов в исполнении слушателей.
  9. Лекция-консультация. Проводится в форме «вопросы-ответы» или «вопросы-ответы-дискуссия». Возможны как ответы лектора по всему учебному курсу, так и изучение нового материала через дискуссию.

В общей классификации методов обучения наглядный и словесный чаще других держатся тандемом и выступают как дополнение друг друга. В лекциях эта особенность проявляется наиболее ярко.

Дискуссия

Один из самых интересных и динамичных методов обучения, призванный стимулировать проявление познавательного интереса учащихся. В переводе с латинского слово discussio обозначает «рассмотрение». Под дискуссией подразумевается аргументированное изучение какого-либо вопроса с разных точек зрения оппонентов. От спора и полемики ее отличает цель – нахождение и принятие согласия по обсуждаемой теме.

Преимуществом дискуссии является возможность высказывать и формулировать мысли в ситуации спора, необязательно правильные, но интересные и неординарные. Итогом всегда является либо совместное решение поставленной проблемы, либо нахождение новых граней обоснования своей точки зрения.

Требования для проведения дискуссии следующие:

  • предмет обсуждения или тема рассматриваются на всем протяжении спора и не могут быть заменены какой-либо стороной;
  • обязательно выявление общих граней во мнениях оппонентов;
  • для проведения дискуссии требуется знание обсуждаемых вещей на хорошем уровне, но без сложившейся полной картины;
  • спор должен закончиться нахождением истины или «золотой середины»;
  • необходимо умение сторон применять корректные способы поведения во время спора;
  • оппоненты должны обладать знанием логики для того, чтобы хорошо ориентироваться в обоснованности своих и чужих высказываний.

На основании перечисленного можно сделать вывод о необходимости детальной методической подготовки к проведению дискуссии, как со стороны учащихся, так и со стороны педагога. Эффективность и плодотворность данного метода прямиком зависят от сформированности многих навыков и умений у учащихся и прежде всего от уважительного отношения к мнению собеседника. Естественно, что эталоном для подражания в такой ситуации служит учитель. Применение дискуссии оправдано в старших классах общеобразовательной школы.

Работа с книгой

Этот метод обучения становится доступным лишь после полного освоения младшим школьником основ скорочтения.

Он открывает перед учащимся возможность изучения информации разного формата, что в свою очередь благоприятно влияет на развитие внимания, памяти и самоорганизации. Достоинство словесного метода обучения «работа с книгой» заключается в попутном формировании и развитии многих полезных умений и навыков. Учащиеся осваивают приемы работы с книгой:

  • составление плана текста (который базируется на умении выделять главное из прочитанного);
  • конспектирование (или краткое изложение содержания книги или рассказа);
  • цитирование (дословная фраза из текста, с указанием авторства и произведения);
  • тезирование (изложение основного содержания прочитанного);
  • аннотирование (краткое последовательное изложение текста без отвлечения на подробности и детали);
  • рецензирование (отзыв об изученном материале с высказыванием личной позиции по этому поводу);
  • составление справки (какого-либо одного вида с целью всестороннего изучения материала);
  • составление тематического тезауруса (работа над обогащением словарного запаса);
  • составление формально-логических моделей (сюда можно отнести мнемотехнику, схемы для лучшего запоминания материала и другие приемы).

Формирование и развитие таких умений возможны только на фоне тщательной, терпеливой работы субъектов образования. Но овладение ими окупается с лихвой.

Комментарии