Пола Ракса – актриса и просто красавица
Пола Ракса принадлежит к тем женщинам, которые составили рейтинг самых красивых актрис польского кино XX века. Причем из 25 обаятельных и, прямо скажем, восхитительной внешности дам, она на втором месте. Согласятся ли с такой оценкой почитатели польского кинематографа или нет, это дело каждого. О вкусах, как говорится, не спорят. Но то, что Аполония — единственная такая, с широко распахнутыми и немного грустными глазами — факт, не подлежащий никакому сомнению.
Из историков в актрисы
Актриса Пола Ракса, фото которой и сейчас можно увидеть на страницах глянцевых изданий, родилась в середине апреля 1941 года в белорусском городке Лида. Ее настоящее имя Аполония, но в кино ее знают как Полу (в польском произношении оно звучит как Поля).
Детство девочки пришлось на сложные военные годы. После получения школьного аттестата она стала студенткой Вроцлавского университета и начала подробно изучать историю родной Польши. Иногда она выходила на сцену студенческого театра «Каламбур». Правда, делала она это в основном для развлечения и никаких целей становиться актрисой перед собой не ставила. Сейчас уже непонятно, что бы происходило в ее жизни, если бы не один интересный случай.
Фотография с обложки
Однажды Пола Ракса, биография которой и сегодня интересует поклонников ее таланта, отдыхала в кафе. Мимо проходил фотокорреспондент. Ему понравилось лицо девушки, и он ее сфотографировал. Эта фотография потом оказалась на обложке журнала «Доокола Швята».
Благодаря этому неожиданному событию на Полу обратила внимание режиссер и профессор Лодзинской высшей школы театра и кинематографии Мария Каневская. В то время она начала снимать детскую картину под названием «Сатана из седьмого класса». Мария разыскала девушку и предложила ей сниматься в роли Ванды, племянницы профессора. Ракса ответила согласием.
По сюжету фильма, у пожилого учителя Гонсовского, которого за глаза называют Гусем, учится один школьник Адам Цисовский. За то, что мальчик обладает необыкновенными способностями, учитель называет его сатаной. У Адама непревзойденный талант сыщика. Он может разобраться даже с самыми запутанными загадками.
В небольшом поселке Бейгола работает брат старенького учителя. Он трудится над реставрацией старинного дворца, из которого неизвестные все время воруют двери. Гонсовский обращается с просьбой к Адаму разобраться в этой краже.
«Кинематограф — это мое все!»
Этот дебют стал для нее не особо удачным. Пола Ракса казалась очень скованной и совсем невыразительной. Зритель не был впечатлен увиденным на экране. И все-таки обнаружился один положительный момент, абсолютно неожиданный для самой Полы.
Благодаря этим съемкам она буквально заразилась кино. Теперь она поняла, с какой профессией хочет связать свою жизнь. Поэтому она становится студенткой Лодзинской Высшей школы театра и кинематографии. Училась она там с потрясающим упорством и энтузиазмом, чего не мог не заметить ректор Ян Кречмар. Именно он, человек, всегда выступавший против того, чтобы студенты выходили на съемочную площадку, для Полы делал исключение.
Один взмах ресниц
Пола Ракса, фильмы которой очень любят польские зрители, во время учебы снималась практически в каждом семестре. Будучи студенткой первого курса, она была утверждена на главную женскую роль революционерки Марыси Чепулонис в картине «Действительность» (режиссером выступил Антони Богдзевич). Но при всех ее стараниях персонаж получился просто милым, но не более. И все-таки молодая актриса не сдавалась. Труды ее не остались бесследными, и удача пришла.
За год до окончания Высшей школы в ее творческой биографии появился еще один фильм. Тогда польский сценарист Александр Сцибор-Рыльский, который был на тот момент довольно известным, решил попробовать себя в качестве режиссера. Его дебютом была мелодрама «Их день обычный» (в прокате советского кинематографа она называлась «История одной любви»). В фильме рассказывалось о проблемах молодой семьи. Пола Ракса играла Гражину, девушку, к которой, по сюжету, из семьи ушел муж.
Именно в этой роли молодой актрисе удалось сделать то, что не получалось до сих пор. Девушка была безумно органичной в кадре. Только глазами она могла передать зрителям гамму чувств, и это нашло свой отклик. Чуть позднее, когда приближалось двадцатилетие польского кино, журналом «Экран» проводился опрос среди молодежи. Народ Польши выбрал Гражину одним из самых любимых персонажей.
О ролях
1965-й ознаменовался для Полы еще одной ролью — Хелены де Вит в историческом фильме «Пепел» Анджея Вайды. Но не все получилось так, как было задумано. Потихоньку пошли разговоры о том, что костюмные роли — это не для нее. Возможно, что эти слухи имели под собой некую основу, тем более что тогда же Ракса весьма успешно снялась в другой картине у Анны Соколовской «Беата».
Уже в 1967-м в кинокопилке актрисы появилась новая работа. Она сыграла Зосю в одноименном фильме режиссера Михаила Богина. Это была история любви польской девушки и советского солдата в трудные военные дни. В одном батальоне, расположенном на отдых в деревне в Польше, служат два парня — Михаил и Виктор. Однажды они знакомятся с дочкой своей квартирной хозяйки — Зосей. Миша потерял голову моментально, но ему почему-то кажется, что красавица выбрала Витю. К Михаилу приходит понимание того, что чувства Зоси обращены исключительно к нему, только тогда, когда батальону пришло время уходить из деревни.
За эту роль Ракса была удостоена призом журнала «Советский экран» в те дни, когда проходил Московский международный кинофестиваль. При проведении опроса читателей оказалось, что именно эта девушка достойна стать лучшей актрисой 1967-го.
В истории кинематографа есть не так много картин, во время демонстрации которых даже пустовали детские площадки разных городов. Одной из таких, которую пересмотрело большинство детей и подростков, был польский сериал, снятый по одноименной повести Януша Пшимановского «Четыре танкиста и собака». Его еще называли «Три поляка, грузин и собака». Пола Ракса была утверждена на роль медсестры Маруси. Эта героиня была очень обаятельной девушкой. Большинству советских зрителей актриса стала известна именно по этой роли.
В семидесятых и восьмидесятых Пола снималась очень редко. Последняя ее киноработа — мама Агаты в фильме «Похищение Агаты». Этот фильм вышел на экраны в 1993 году.
Сейчас актриса занимается дизайном одежды.
Пара слов о личном
Личная жизнь Полы Раксы почти неизвестна широкой публике. Но это никакого удивления не вызывает, потому что актриса никогда не стремилась выставлять ее напоказ.
Известно только, что на протяжении шести лет, с 1964 по 1970 год, она была замужем за Анджеем Костенко, режиссером и оператором. Они стали родителями замечательного сына Мартина.