Старец Филофей, автор концепции «Москва — Третий Рим». Послание старца Филофея великому князю Василию III
В 2009 году исследователями Псковского археологического центра была обнаружена могила старца Филофея. Она находится в некрополе, у собора Трех святителей, среди других погребений. Этот собор входит в состав Елеазарова монастыря, откуда и были направлены в Москву знаменитые послания. Письмена эти посвящены самым разным вопросам. Однако наибольшую известность автору принесла теория «Москва – Третий Рим». Кратко она сформулирована в выражении о том, что два Рима уже пали, сейчас стоит третий, а четвертому не быть.
Актуальность идеи
Многими россиянами нахождение могилы псковского старца Филофея, являющегося проповедником главной русской идеи, было воспринято в качестве знака, свидетельствующего о нашем национальном возрождении. И относиться к нему нужно очень ответственно, вспоминая сегодня об этой замечательной личности и о значении сказанных старцем слов.
О теории Филофея «Москва – Третий Рим» сегодня говорится очень много. О ней можно услышать как от сторонников политического и духовного укрепления нашей страны, так и от его противников. Но всем ли им под силу объяснить значение этих слов и их происхождение? Ведь в данном случае речь идет о такой идее, которая лежит в основании самосознания Московской Руси, носящего религиозно-политический характер. Свою основополагающую роль она сохранила по сегодняшний день.
Эпоха возвышения Московского княжества
Год рождения псковского старца – 1465-й, а умер он в 1542-м. Годы его жизни пришлись на 2-ю половину 15-го – 1-ю половину 16-го века. Филофей был свидетелем того времени, когда происходило стремительное возвышение Московского великого княжества. По факту оно превращалось в другое, православное царство.
В период сознательной жизни монаха Филофея Москва в 1480 году была окончательно освобождена от Орды. Началось интенсивное собирание русских земель. Так, произошло присоединение:
- Твери – в 1485-м;
- Пскова – в 1510-м;
- Новгорода – в 1514-м;
- Рязани – в 1520-м.
И, наконец, в 1523-м, когда пишется послание к дьяку по фамилии Мисюрь-Мунехин и послание старца Филофея к великому князю Василию III, посвященные Третьему Риму, к Москве присоединяется Новгород-Северское княжество. По прошествии 30 лет московские войска отправятся далеко на восток, чтобы произвести присоединение Казани, Астрахани и Сибири.
Но у данного процесса, связанного с геополитическим возвышением Московского государства, должна быть глубокая идеологическая основа, которая в то время могла быть только религиозной. Московская Русь должна была явиться миру в качестве оплота православной цивилизации.
Европейские претензии на Третий Рим
Но такое монументальное здание не может быть возведено вследствие чьего-то произвола. У него должно быть твердое основание, и при этом необходимо учитывать такой фактор, как внешнее и внутреннее сопротивление. Именно это было хорошо понятно старцу Филофею.
Нужно отметить, что в то время многие страны в Европе пытались строить у себя нечто наподобие Третьего Рима. Они вычисляли родословные своих монархов и придумывали искусственную преемственность. Это хорошо прослеживается в геральдике множества мелких княжеств и городов, имеющей агрессивно-напыщенный характер.
Но, по мнению исследователей, предпосылки назвать себя Третьим Римом имелись именно у Московского княжества. Однако долго этого не случалось, понадобилось почти 100 лет, чтобы этот факт был признан всенародно.
Скромность менталитета
Почему это происходило? В качестве ответа на данный вопрос предлагается множество различных версий. Одной из них, лежащей на поверхности, является небывалая скромность, характеризующая русский, восточнославянский менталитет. Это ясно прослеживается в развитии культуры иночества в Средневековой Руси.
Однако подобная скромность иногда может обернуться ложным самоуничижением. Тогда, имея все права, а также возможности заявления своих преимуществ, русские оставляют это другим. Так и сам старец характеризовал себя как сельского человека, учившегося буквам, ничего не понимающего в эллинских премудростях, не беседовавшего с умными философами, а лишь изучавшего благодатный Закон, чтобы очистить свою душу от греха.
Между тем идеи Филофея, тексты его посланий свидетельствуют о европейской учености, об овладении риторической наукой. В противном случае представители образованной элиты, состоящей при Московском дворе, никогда бы не прислушивались к нему, не спрашивали у него советов, о нем бы просто ничего не знали.
Антихристианские тенденции
Наступление Ренессанса в Европе несло за собой не только положительные тенденции, но и антихристианские, и неоязыческие. Возник ряд, по сути, оккультных движений, которых наблюдалось довольно большое количество. Часть из них активно проникала в Россию. Как правило, это происходило через Новгород и балтийские земли.
Сегодня об этом говорится мало, но тогда существовала возможность победы подобных синкретических движений в нашей стране, ведь им благоволили даже сами великие князья. Этими ересями соблазнялись и некоторые из церковных иерархов. Чтобы их преодолеть, понадобились усилия видных деятелей Русской Церкви. Среди них можно отметить святителя архиепископа Геннадия Новгородского и преподобного Иосифа Волоцкого.
"Послание на звездочетцев"
Начиная с 1484 года в Российском государстве стал активно пропагандировать свои идеи Николай Булев, медик и астролог, посланник Папы Римского. Он стал личным врачом Василия III, великого князя. Ему противостояли большие авторитеты, в том числе и святой Максим Грек, но, несмотря на это, влияние его не уменьшалось.
Чтобы разобраться в астрологическом учении Булева, Михаил Григорьевич, великокняжеский дьякон, по фамилии Мисюрь-Мунехин, обратился к старцу Филофею, что является свидетельством авторитетности последнего для московского двора. На рубеже 1523-1524 гг. он пишет ставшее знаменитым послание дьякону великого князя под названием «Послание на звездочетцев».
В нем православный монах выражает свое категорическое неприятие астрологии, рассматривая ее как еретическое, ложное учение. Здесь же объясняются азы христианского мировоззрения, которые запрещают приписывать добро и зло астрономическим явлениям, в противном случае человек не отвечает за собственную волю, и пропадает смысл в Страшном Суде.
Тем самым Филофей продолжает полемику таких авторитетов, как святитель Геннадий, Иосиф Полоцкий и Максим Грек, имевшую антиоккультную направленность. Важно подчеркнуть, что начало изложения теории «Москва – Третий Рим» было положено в разгар догматической полемики, направленной против лжеучений язычества.
Филофей, обличая как веру в астрологию, так и прочие беды того времени, напоминает дьякону, а через него и великому князю, о том, какая уникальная историческая ситуация сложилась на Руси. А также о том, какая на нее возложена миссия, и почему очень важно в этот момент не отклоняться от православной веры, а придерживаться ее как никогда.
Религиозно-политические основы
Чтобы разобраться в теории Филофея, нужно ознакомиться с основами религиозно-политической истории христианской цивилизации, о которых он сам напоминает. Эти основы восходят к библейским сказаниям пророка Даниила. Последний, истолковывая сон царя Вавилона Навуходоносора, предрекает существование четырех царств, которые сменяют друг друга во времени. Самое последнее из них уничтожит сам Господь Бог.
Ипполит Римский, являвшийся отцом церкви II века, говорил о Вавилонском, Персидском, Македонском и, наконец, Римском царстве. Важно отметить, что указанные царства были не простыми национальными монархиями, а являлись единственными империями, которые в период своего существования претендовали на выражение всей мировой цивилизации, всего мирового порядка как такового.
Исповедовавшие язычество римляне, как и римляне-христиане, считали, что Рим будет стоять всегда, то есть до скончания времен. И причиной тому является не сила самих римлян, а то, что римский порядок является мировым порядком, который сопротивляется мировому хаосу. В называемом вечным городе многие христиане усматривали мистическую силу, относящуюся к концу времен. Она удерживает от пришествия антихриста. Об этой силе во 2-м послании к Фессалоникийцам говорил апостол Павел.
Когда же Рим в 4-м веке принял христианство в качестве государственной религии, идея Рима как «катехона», что в переводе с греческого обозначает «удерживающий», стала высказываться богословами напрямую, как, например, у святого Иоанна Златоуста.
После падения Рима
Христианская Римская империя была основой христианской европейской цивилизации, а вместе с тем и ее идеалом. Но произошло падение ее западной части, а сами латиняне ушли в католичество. Новый Рим, центр империи ромеев, Константинополь стал православным «катехоном». Существование Византии продлилось больше 1000 лет. Именно оттуда на Русь пришла православная вера. Под натиском турок-мусульман Константинополь пал в 1453 году.
Старец Филофей, как и многие другие богословы, говорил, что причиной падения Византии было ее уклонение в католическую ересь, произошедшее в 1439 году на Флорентийской унии. Конечно, это не было единственной причиной заката Византийской империи, однако если придерживаться чисто богословской точки зрения, то можно сказать, что большего греха, чем принятие ереси, не могло и существовать. И именно за него и поплатились ромеи.
Это падение для всего православного мира явилось катастрофой космического масштаба. Пал «катехон» – удерживающий, что грозило наступлением времен антихриста. В связи с этим разного рода предсказания и апокалиптические настроения были в большой чести. А астрология времен Ренессанса лишь подогревала их.
Что касается Николая Булева, то им распространялись западные лжепророчества, сулящие наступление нового всемирного потопа, и кто-то им верил. Хотя в Библии и присутствует обещание Господа Бога, больше никогда не посылать на Землю потопа. Таким образом, пророчество Филофея о Москве – Третьем Риме противопоставлялось указанному лжепророчеству и писалось в атмосфере, когда на Западе и в России некоторые люди готовились к потопу.
Третий Рим
В это время Филофей напоминает, что Новый Рим не исчез. Есть в мире еще одна православная независимая страна, это Великая Русь. Но вряд ли до него никто на Руси не задумывался над этим. Ведь она была прямой наследницей Второго Рима.
Великий князь Иоанн III в 1472 году был обвенчан с Софьей Палеолог, племянницей Константина XI, последнего византийского императора. Тем самым было закреплено династическое преемство – от Палеологов к Рюриковичам. После чего Иван III, одновременно увлекаясь описанными учениями, проникшими с Запада, начинает строить Московскую Русь по образцу новой Византии.
Он перенимает византийского двуглавого орла, являющего символом христианской империи, водружая герб Москвы ему на грудь. Итальянские архитекторы с 1485 по 1515 гг. строят по византийским образцам Кремль. Хотя официально царство будет провозглашено лишь в 1547 г. при Иване IV, великого князя уже величают государем.
Таким образом, пророчество Филофея о Третьем Риме было выражением той мысли, которая уже владела умами московской элиты. Хотя наверняка у нее были и противники. Это враги как православия, так и усиления России.
Из посланий монаха Филофея видно, что под Третьим Римом он подразумевал и вероучительную, и политическую силу Российского государства. Ведь называться без Третьей Римской империи Третьим Римом вряд ли есть смысл.
Исторические предпосылки
Они видятся в том, что, как наследнице Византии, России присуща универсальная, вселенская миссия православной империи. С одной стороны, она должна являться оплотом православия, а с другой, должна распространять эту веру по всему миру.
У старца Филофея в 11-м веке был предшественник – Илларион, митрополит киевский, являющийся автором «Слова о законе и благодати». Он пророчествовал Руси выполнение уникальной христианской миссии. Но во времена Иллариона она находилась совсем на другой стадии исторического развития и могла остаться лишь небольшим Киевским княжеством, которому было не под силу исполнение великого предназначения.
Филофей же жил в совершенно другую эпоху, когда у идеи русской миссии уже было конкретное историческое обоснование. Это было падение Византии, венчание с византийской принцессой, за которыми последовало утверждение царства и введение патриаршества. Такие возможности редко появляются у стран и народов. Но монах в своих посланиях делал государю намек на то, что обретение такой миссии отнюдь не является поводом для гордости, а лишь должно способствовать большему утверждению в православной вере.
Многие задаются вполне законным вопросом о том, является ли обязательным для православного человека соглашаться с идеей Филофея. Как и любая другая религиозно-политическая концепция, теория Третьего Рима – это не догмат. Это только богословское мнение, которое является устоявшимся. В богословии такое мнение называют «теологумен». Это своего рода пожелание, которое можно и утверждать, и отрицать.
При этом данный теологумен представлял собой не просто частное пожелание одного инока. Он имел опору на ряд твердых исторических фактов, среди которых:
- преемственность между Византией и Московской Русью;
- авторитетная богословская традиция, основанная как на Священном Писании и Предании.
Больше того, рассматриваемая идея была официально закреплена в церковных документах. В Москве, в 1859 г., во время царствования Федора Иоанновича, было установлено патриаршество. В связи с этим событием в Уложенной грамоте, выпущенной Поместным собором, была поставлена печать Константинопольского патриарха, и есть его слова о Третьем Риме. Эти слова очень напоминают мысли из послания Филофея. Как раз с этого времени и зашла речь о «Москве – Третьем Риме».