Государственная собственность: правовое регулирование и проблемы управления

Государственная собственность - важнейший институт, от эффективности которого зависит благосостояние граждан. Каковы тенденции развития этой формы собственности в 2024 году?

Правовые основы государственной собственности в РФ

Государственная собственность определяется в Гражданском кодексе РФ:

Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Таким образом, существует два вида государственной собственности - федеральная и собственность субъектов РФ. К федеральной относятся, например, космодромы, АЭС, федеральные трассы. К собственности регионов - дороги регионального значения, больницы, школы.

Права собственника от имени государства осуществляют:

  • Президент РФ
  • Правительство РФ
  • Федеральные министерства и ведомства
  • Органы власти субъектов РФ

Государственное имущество закрепляется за предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Например, РЖД получает в управление железные дороги и подвижной состав.

Средства бюджета и иное имущество, не закрепленное за организациями, составляют государственную казну. Она формируется на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.

Разграничение федеральной и региональной собственности осуществляется по критериям значимости объектов и их принадлежности к отраслям экономики федерального уровня.

Таким образом, законодательство четко регулирует правовые основы государственной собственности в РФ. Однако на практике возникает множество проблем с эффективным управлением государственными активами.

Проблемы управления объектами государственной собственности

По данным Росстата, в 2024 году в России насчитывается более 500 тыс. объектов государственной собственности. Из них около 300 тыс. - федеральные объекты, остальные - региональные и муниципальные.

Причины неэффективного управления

Существует ряд причин, препятствующих эффективному управлению объектами госсобственности:

  • Несовершенство законодательства
  • Отсутствие единой базы данных госактивов
  • Недостаток квалифицированных кадров
  • Низкая мотивация госслужащих
  • Коррупция

Рекомендации по повышению эффективности

Для решения этих проблем можно предложить следующие меры:

  1. Разработать единую нормативную базу учета и управления госактивами
  2. Создать цифровые реестры федерального и регионального имущества
  3. Повысить зарплаты госслужащим, ответственным за управление госсобственностью
  4. Ужесточить меры по борьбе с коррупцией в этой сфере

Успешные примеры управления госактивами

Есть и положительные примеры эффективного управления крупными объектами госсобственности. К ним относятся:

  • Управление госкорпорацией "Росатом"
  • Управление нефтегазовыми активами через "Роснефть" и "Газпром"
  • Управление РЖД

В этих организациях внедрены современные методы корпоративного управления, прозрачная отчетность, высокие зарплаты топ-менеджмента.

Предложения по совершенствованию законодательства

Для решения проблем в сфере госсобственности необходимо:

  • Разработать федеральный закон "Об управлении государственным имуществом в РФ"
  • Утвердить единые стандарты учета и оценки госимущества
  • Усилить ответственность за неэффективное управление госактивами

Реализация этих мер позволит кардинально улучшить ситуацию с использованием объектов государственной собственности в России.

Комментарии
характерна для индустриального общества?