Кадастры природных ресурсов: понятие, виды, объекты, порядок оформления и правила ведения
Любое государство, заботящееся о состоянии своих ресурсов, должно организовать их учет. Особенно он актуален для природных ресурсов и объектов. Государственные кадастры выступают сегодня в качестве основной формы учета. О них и поговорим в статье.
Общая характеристика
Для начала разберемся с терминологией. Государственные кадастры и реестры природных ресурсов представляют собой своды организационных, экономических, технических и экологических параметров, по которым характеризуются качество и количество объектов, категории и состав пользователей. Эти сведения служат для обеспечения рационального природопользования, защиты окружающей среды от негативных факторов.
На основе данных государственных кадастров и реестров природных ресурсов осуществляется денежная оценка объектов, определяется их продажная стоимость, вырабатываются меры, направленные на их восстановление. Сведения о качественных характеристиках ресурсов должны служить основой для принятия решений о предоставлении их в пользование.
В настоящее время в России отсутствует единый свод параметров. Различаются кадастры по видам природных ресурсов и территориям. Периодически данные в них обновляются.
Кадастровая оценка применяется при анализе рациональности использования ресурсов, определении суммы оплаты за это и пр.
Учет земли
Среди всех государственных кадастров природных ресурсов особое место занимает кадастр земли. Состав сведений, которые должны в нем присутствовать, регламентируется ЗК. В кадастре, в частности, должны содержаться данные о:
- количестве земель;
- распределении территорий по категориям;
- качественном составе ресурсов;
- собственниках, арендаторах, владельцах, пользователях;
- распределении по использованию природных ресурсов.
Ведение кадастра возлагается на органы Госкомитета по землеустройству и земельным ресурсам.
Водные объекты
Их учет осуществляется в соответствии с Водным кодексом. Состав сведений кадастра регламентируется ст. 79 ВК. В их числе, в частности, данные о собственниках объектов, пользователях, объеме и состоянии ресурсов.
Ведение водного кадастра осуществляется в РФ по единым правилам. Сведения вносятся на основе данных госучета. В Водном кодексе закреплена обязанность пользователей предоставлять в контролирующие органы информацию, подлежащую включению в кадастр. Сведения из него, в свою очередь, используются при принятии решений, касающихся управления водными ресурсами.
В ведении учета активное участие принимает государственные органы управления в сфере гидрометеорологии и мониторинга и в области использования и охраны недр. Контролирующие структуры должны обеспечить беспрепятственный доступ к сведениям, содержащимся в кадастре, в порядке, закрепленном законодательством РФ.
Нюансы
Кроме водного кадастра, ВК предусматривает обязательное ведение водохозяйственных балансов. Они включают в себя расчетные данные по сопоставлению потребностей в воде с имеющимися на конкретной территории ресурсами. Эти материалы служат для оценки наличия, объема, степени использования ресурсов по бассейнам объектов и соответствующим субъектам. Формирование водохозяйственных балансов производится уполномоченным органом, контролирующим использование и охрану водного фонда.
Лесной фонд
Для его учета используется лесной кадастр, за ведение которого отвечает Федеральная служба лесхоза РФ. Состав сведений регламентируется ст. 69 ЛК. В соответствии с нормой, в кадастре должна присутствовать информация о правовом режиме объектов фонда, качественном и количественном их состоянии, разделении лесов на категории и группы, а также об экономической их оценке.
Сведения используются для определения экологического и экономического значения ресурсов, выбора баз для заготовки дерева, осуществления восстановительных работ, проведения мероприятий по замене малопродуктивных лесов высокопродуктивными угодьями.
Учет месторождений
Он осуществляется Министерством природы. Государственный кадастр полезных ископаемых и месторождений ведется для обеспечения реализации региональных и федеральных программ по геологическому изучению и разработке недр, комплексному использованию месторождений, рациональному размещению добывающих предприятий.
Состав сведений кадастра регламентируется положениями ФЗ "О недрах". В нем, в соответствии с нормативным актом, должны присутствовать данные о каждом месторождении. В частности, в кадастр вносятся сведения о качестве и количестве основных ископаемых и ресурсов, залегающих совместно с ними, компонентах, присутствующих в них, экологических, гидрогеологических, горнотехнических условиях разработки. Кроме того, должна присутствовать геолого-экономическая оценка каждого месторождения, сведения по выявленным проявлениям ископаемых.
Этот кадастр ведется на основании геологических данных, переданных предприятиями, осуществляющими изучение недр, в территориальный и федеральный фонды, а также в соответствии с государственной отчетностью организаций, выполняющих разведку месторождений и добычу ископаемых.
Дополнительно
Кроме кадастра, для учета состояния сырьевой базы ведется баланс запасов ископаемых. В него включаются сведения о качестве, количестве, степени изученности ресурсов по месторождениям, обладающим промышленным назначением, данные об их размещении, уровне освоения и пр.
В ФЗ "О недрах" присутствует ст. 27, согласно которой данные о геологическом строении и структуре недр, условиях разработки, прочих качествах и специфике, содержащиеся в отчетах, картах, других материалах, могут являться собственностью как государства, так и пользователя недр.
Животный мир
Учет его объектов производится в соответствии с ФЗ "О животном мире РФ". В кадастре присутствуют данные о территориальном распространении животных, их численности, характеристика ареала, информация о хозяйственном пользовании и прочие необходимые сведения. Он ведется для обеспечения защиты, сохранения, восстановления животного мира и среды обитания животных. Качественный и количественный учет объектов охотничьего фонда осуществляется Управлением охоты и охотхозяйства, а качественные и количественные показатели учета рыбных запасов во внутренних водоемах обобщает Комитет по рыболовству.
Особо охраняемые зоны
Учет таких территорий производится в соответствии со ст. 4 33-ФЗ, Постановлением Правительства от 19.10.1996 г. В кадастр особо охраняемых зон включаются сведения о статусе соответствующих участков, географическом расположении, границах, режиме пользования и охраны, пользователях, а также научной, эколого-просветительской, исторической, культурной, экономической ценности.
На основе показателей учета осуществляется оценка состояния природно-заповедного фонда, определяются перспективы развития таких территорий, повышения эффективности госконтроля над соблюдением установленных специальных режимов, разработка планов по социально-экономическому развитию регионов.
Территориальные кадастры природных ресурсов
В них содержатся данные о местоположении, качестве, количестве ресурсов, их базовой оценке во взаимосвязи с экологической ситуацией на конкретной территории. Эти сведения предоставляются специально уполномоченными госструктурами, исполняющими функции в сфере охраны окружающей среды.
Комплексные территориальные кадастры природных ресурсов создаются для обеспечения исполнительных органов и структур местной власти достоверными сведениями о состоянии ресурсного потенциала страны. Они представляют собой свод системно-организованной информации об объектах, находящихся в границах административных территорий (субъектов, округов, районов). Эти кадастры природных ресурсов относятся к единой информационной системе и предназначены для обеспечения эффективности принятия управленческих решений и реализации мер по охране природы, рационализации использования сырьевой базы и сохранения экологической безопасности.
Комплексность достигается за счет использования интегральных показателей, экспертных оценок, полученных по результатам анализа учетных данных, параметров экологического мониторинга и госстатистики.
Назначение
Комплексные кадастры природных ресурсов используются общественными объединениями, организациями, органами власти всех уровней, физлицами для:
- Выработки стратегии устойчивого социального и экономического развития административных единиц.
- Гармонизации отношений, связанных с использованием ресурсов, между сельскими и городскими территориями.
- Выравнивания уровня социального и экономического развития районов в границах субъектов РФ.
- Выявления стратегических направлений частных и государственных инвестиций, гарантирующих неистощаемое использование ресурсной базы страны.
- Иных целей, направленных на обеспечение сохранности природы.
Структура
Сегодня государственные кадастры природных ресурсов формируются с использованием современных телекоммуникационных и геоинформационных технологий. Это означает, что в их структуру включаются системы создания и поддержки цифровых планов и карт, баз данных по учету объектов, загрязнений экосистем. Кроме того, в кадастрах и реестрах природных ресурсов содержатся программные и технические инструменты для удаленной работы в разных режимах. Таким образом, они представляют собой распределенную базу, ориентированную на конечного пользователя. В каждом кадастре природных ресурсов присутствует 3 подсистемы:
- информационно-справочная;
- сопровождающая;
- подсистема расширения.
Первая предназначена для обеспечения структурных подразделений государственных органов необходимыми сведениями по природоохранным объектам, рациональному использованию ресурсной базы в конкретном масштабе в заданной детализации. Эти данные предоставляются в виде документов установленной формы, а также наглядных информационных средств (карт, графиков, схем и пр.).
Сопровождающая подсистема кадастра природных ресурсов используется для поддержания актуальности баз семантической и графической информации, математического обеспечения для функционирования информационно-справочной подсистемы. Вся структура должна работать в рамках региональной сети.
Подсистема расширения кадастра природных ресурсов предназначена для организации пополнения сведений семантической и графической баз, внедрения в них принципиально новых реквизитов и слоев, подключения новых математических моделей, формирования интерфейса для обеспечения вновь введенных моделей информацией из старых баз, исключая при этом дублирование данных. Необходимо отметить, что этот элемент является, по сути, ключевым. Его функционирование обеспечивает работу первых двух подсистем, их стабильность в постоянно изменяющихся внешних условиях.
На первом этапе в состав комплексных информационных баз включены кадастры природных ресурсов по объектам земельного, водного, лесного фондов. Обязательными элементами являются базы по геоботаническим ресурсам, животному миру, месторождениям ископаемым, атмосферным загрязнениям, охране воздуха, промышленным и бытовым отходам.
Сферы применения
Сведения кадастров природных ресурсов хранятся на машинных носителях и адаптированы для использования субъектами, принимающими решения в сферах:
- Обеспечения реализации управленческих решений в эколого-ресурсной области на уровне субъектов и муниципалитетов.
- Осуществления функционального зонирования для установления на территории режимов использования, экологически обоснованных и закрепленных нормативными актами.
- Организации/реорганизации размещения на местности производительных сил.
- Реализации целевых инвестиционных программ развития отдельных административных единиц.
- Изменения базы и структуры налогообложения.
- Ресурсосбережения, эффективного использования ресурсов и охраны природы.
- Обеспечения экологической и санитарной безопасности.
- Разграничения компетенции и полномочий по распоряжению сырьевой базой между РФ, регионами и муниципалитетами.
- Приватизации природно-ресурсных объектов.
В процессе формирования и ведения кадастров природных ресурсов применяются компьютерные системы сбора, хранения, обработки и использования информации. Вопросы, связанные с выбором масштабов, ПО, технических средств, решаются уполномоченными органами госуправления субъектов при участии заинтересованных отраслевых ведомств, Федеральной службы картографии. При этом во внимание принимается необходимость обеспечения сопряженности и сопоставимости систем управления информационными базами и геоинформационными системами, применяемых в разных территориальных и отраслевых кадастрах.
Территориальные кадастровые центры
В перечень задач ТКЦ входят:
- Классификация объектов и ресурсов, определение приоритетных объектов для включения в кадастр.
- Разработка требований к формам и объемам представления отраслевых сведений по дополнительному перечню показателей для решения территориальных управленческих задач.
- Госрегистрация данных о природных ресурсах для ведения кадастра, их первичная социальная и экономическая оценка.
- Проведение эксперимента по совершенствованию процесса учета и социально-экономического анализа.
- Разработка требований к программам технического и кадрового обеспечения формирования кадастров.
- Выработка плана процедуры принятия управленческих решений по природопользованию.
- Разработка нормативной документации, регламентирующей процесс природопользования.
- Выбор пилотных территорий для реализации экспериментальных проектов по созданию, ведению и использованию кадастров.
Для определения порядка взаимодействия ТКЦ с федеральными отраслевыми кадастровыми службами исполнительные структуры субъектов могут заключать соглашения с соответствующими ведомствами, службами и госорганами.
Информация по обязательному перечню показателей комплексных кадастров является свободной для доступа заинтересованных структур управления. Правила использования сведений в интересах иных пользователей определяются решением региональной исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством.
Финансирование разработок по нормативно-правовому и методическому обеспечению типовых проектов, создания и ведения единого комплексного кадастра должно производиться из всех доступных источников. В их числе не только бюджет, но и собственные средства предприятий.