В современных условиях практически каждый реальный рынок в той или иной степени будет считаться монополизированным, то есть рынком с несовершенной конкуренцией. Несовершенная конкуренция - это рынок, на котором не выполнено то или иное условие чистой конкуренции.
Подавляющую часть продукции на большинстве современных рынков предлагает ограниченное число фирм, способных в силу своего господствующего положения оказывать влияние на условия реализации товаров и, прежде всего, на уровень цен.
Всего экономисты выделяют четыре рыночные структуры: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, а также монополия и олигополия. Последние три вида - несовершенная конкуренция.
Необходимость изучения несовершенной конкуренции объясняется тем фактом, что значительный объем экономической деятельности осуществляется в условиях монополий. Особенно эта проблема актуальна для российской экономики.
Несовершенная конкуренция в работах экономистов
Анализу конкуренции посвящено большое количество работ различных экономистов. Адам Смит, к примеру, предложил понятие «свободная конкуренция», которое стало прообразом совершенной конкуренции. В работах Смита несовершенная конкуренция выступала в виде монополий.
Джоан Робинсон возвращается к статистическому анализу несовершенной и совершенной конкуренции. Она в своих работах обосновывает зависимость между монопольной ценой, ценовой эластичностью спроса и предельными издержками.
Однако в настоящее время остаются малоисследованными многие проблемы, в том числе несовершенная конкуренция в условиях мировой глобализации.
Несовершенная конкуренция: сущность и содержание
Конкуренция является неотъемлемой частью рыночной экономики. Благодаря рынку обеспечивается координация планов потребителей и производителей, более эффективное использование ресурсов, перераспределение доходов в соответствии с результатами деятельности.
Но это возможно только тогда, когда производители товаров конкурируют, соперничают между собой.
Все формы и виды конкуренции сводятся к двум основным: совершенной и несовершенной. Совершенная конкуренция – это такая модель рынка, которая отвечает ряду условий:
· Большое количество покупателей и продавцов.
· Абсолютная прозрачность рынка.
· Невозможность отдельных субъектов рынка влиять на поведение других.
· Однородность реализуемых товаров.
· Мобильность всех факторов производства.
· Отсутствие субъективного контроля со стороны отдельных производителей над ценами.
Современный рынок представляет собой рынок с несовершенной конкуренцией. Конкуренция становится таковой, когда нарушен хотя бы один признак совершенной конкуренции.
Степень монополизма или несовершенства конкуренции может быть различной.
Первая ступень – монополистическая конкуренция, при которой на рынке функционирует множество фирм, но каждая из них имеет некоторую частичку монопольной власти, обусловленную дифференциацией качества продукта. Примером может выступать несовершенная конкуренция на рынке труда, когда у каждого кандидата есть свои собственные навыки, особенности, которые отличают его от всех других.
Следующая ступень – олигополия, когда на рынке имеют преимущественное положение несколько крупных фирм. В таком случае действие одной фирмы приведет к ответным действиям всех других фирм.
Высшая ступень несовершенства конкуренции – это чистая монополия. В данной ситуации в отрасли действует только одна фирма. К примеру, единственный аэропорт, единственная железная дорога в городе.
Таким образом, можно сделать вывод, что несовершенная конкуренция является формой существования практически всех реальных рынков.