Уровень социализации: определение, выбор объекта, методика и особенности процесса социализации
Уже новорожденный ребенок имеет все биологические предпосылки для полноценной социальной жизни. Как реализуются эти качества, какое они найдут применение в общественной жизнедеятельности, зависит от окружения самого человека. Одно можно утверждать категорически: без общества себе подобных уровень социализации личности остается на нуле. Примерами служат многочисленные случаи детей-маугли, воспитанные животными. Такие люди в дальнейшем не могли прижиться в человеческом обществе.
Понятие социализации в социально-психологической науке
Исследованиями процесса общественной адаптации и взаимодействия человека с его окружением занимались многие ученые на протяжении нескольких веков. Во всех их изысканиях можно найти общие постулаты, которые являются основой для определения самого термина «социализация». Пожалуй, самое емкое объяснение данного понятия принадлежит основоположнику науки социологии Огюсту Конту. Ученый рассматривал само общество как живой организм, который развивается в гармонии и совершенстве. Вследствие этого человек как единица данного целого должен следовать общепринятым моральным законам. Процесс интеграции индивидуума в общество Огюст Конт предложил назвать социализацией. Первый и основоположный институт такого взаимодействия человека с окружением – семья, которую ученый назвал «вечной школой и образцом общественности».
Факторы формирования социализации
По мнению социального педагога А.В. Мудрика, среди основных причин адаптации индивидуума в социальной группе можно выделить следующие механизмы:
- Макрофакторы. К ним относятся те движущие силы, которые способствуют социальному развитию личности (например, государство, страна, правительство, общество и т.д.).
- Мезофакторы – механизмы, которые влияют на высокий уровень социализации на определенной территории или в конкретной этнической группе (регион, город, народность, поселение и т.д.).
- К микрофакторам относятся воспитательные социальные институты (семья, группа сверстников, школа и другие учебные заведения).
Каждый фактор содержит элемент действия, под влиянием которого происходит социализация. В семье это близкие родственники, родители и сиблинги, в школе – учителя и соученики, в группе сверстников – единомышленники. Все эти субъекты называются агентами социализации.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что социализация – это процесс обретения человеком умений, которые пригодятся ему для полноценной общественной жизнедеятельности.
Вопрос социализации: исторический экскурс
С древних времен общество воспринималось как институт морали и жизненных ценностей. Воспитание гражданина путем его подготовки к жизнедеятельности в товариществе, формирование его основной социальной роли рассматривались как социализация личности.
В Спарте полноценным членом военизированной общины становились в возрасте тридцати лет. До этого мальчики воспитывались в строгой манере. Более того, заботясь о здоровом обществе, старейшины сбрасывали больных младенцев с высокой горы, не давая им шанса выжить. Государство являлось основополагающим институтом воспитания своего полноправного члена. До семи лет мальчики были под эгидой своей семьи. Однако в семилетнем возрасте они забирались в специальные лагеря, где начиналось физическое и военное воспитание. Подобным учениям подвергались и девочки. К слову сказать, в Спарте не уделялось внимание интеллектуальному развитию молодежи. Чтению и счету обучали в минимальном объеме. Такая социализация была однобокой, что привело в дальнейшем к упадку великой страны.
Согласно древнегреческому философу Платону полис (государство) является основополагающим в воспитании гражданина. Однако, в отличие от спартанцев, греки отдавали предпочтение достижению всеобщего блага. Человек должен приносить пользу обществу, в котором живет. В «Государстве» Платона существовало равноправие полов. Девочки могли познавать закономерности мира наравне с мальчиками. Однако полис является всеобъемлющим контрольным органом жизни человека от его рождения до последних дней. В воспитании личности необходимо учитывать ее таланты и задатки. Только в таком случае уровень социализации человека будет повышаться.
Всесторонне развитие личности ребенка являлось приоритетом в Древних Афинах. В отличие от Спарты тут присутствует гуманистический подход, что нашло отражение в сочинениях Лукиана. Именно человек, прекрасный душей и телом, является самой большой ценностью общества.
Древнегреческий философ Аристотель, в отличие от своего учителя Платона, отдавая пальму первенства в социализации личности государству, отнюдь не умаляет роли семьи в воспитании полноправного члена общества. Именно в семье начинается формирование гражданина. Сам же человек рассматривался философом как полноценная единица общества. Однако без круга себе подобных индивид становится животным, не приспособленным к содружеству. Высшее благо – это формирование социальных качеств гражданина. Уровни социализации личности, по мнению Аристотеля, включают гармоничное развитие физической, нравственной и интеллектуальной стороны человека.
Изучение социализации в трудах ученых - социологов и психологов
Одной из современных трактовок процесса приобщения человека к обществу является интеракционистский подход американского исследователя Джорджа Мида. Американский социолог рассматривал возможность развития межличностных отношений через социальное взаимодействие. Данный процесс является фактором формирования индивидуальных качеств человека. Владение языком помогает приобрести достаточный уровень социализации для полноценной жизни в обществе.
Согласно теории интеракционизма возрастание данного процесса напрямую зависит от степени социальной отзывчивости личности. Здесь имеется в виду способность человека воспринимать себя как действующую единицу общества. Личность во взаимодействии с окружающими берет на себя определенную социальную роль, которую проживает в два этапа. На первой стадии человеческое «я» формируется под влиянием установок и суждений других индивидов – партнеров по взаимодействию. Вторая стадия предполагает и воздействие моральных установок той общности, в которой обитает человек. Так формируются ценности и принципы самой личности, которая в результате и становится конструктором своей жизни.
Примерно начиная с 1930-х годов Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и другие исследователи стали основателями советской культурно-исторической школы психологии. По мнению ученых, характер человека является результатом влияния общества на его психику. В своем анализе поведения и жизнедеятельности личности Лев Семенович Выготский для понимания внутреннего мира личности предлагал рассматривать ее внешнее окружение. Общественный опыт может изменить смысл психических процессов человека и навязать ему свои ценности и принципы. Формирование уровней социализации личности зависит от усвоения ею социально-культурных форм деятельности.
В свою очередь, Ж. Пиаже отводил главную роль когнитивному развитию человека. Для успешной социализации, по мнению ученого, необходимо формирование интеллектуальной стороны индивида. Последующая перестройка когнитивных возможностей происходит под влиянием социального опыта человека.
Современная западная социология выделяет Т. Парсонса как общепризнанного теоретика вопросов социализации. По мнению ученого, основная проблема взаимоотношений общества и личности лежит в усвоении, развитии и утверждении в процессах жизненного цикла действия. Перед социальной средой лежит задача удовлетворить все потребности своих членов. Как считает Т. Парсонс, уровни процесса социализации зависят от единого процесса, через который человек становится членом общества и всеми своими действиями поддерживает этот статус. Для успеха такого взаимодействия личности и окружения необходима строгая мотивация социального и культурного обучения. Иными словами, первичная потребность общества по отношению к его членам – это мотивация их участия согласно принятым нормам и требованиям.
Суть социализации – три уровня, выделяемые ученым, которые касаются нужд личности:
- Верность религиозным ценностям общества.
- Ранняя стадия формирования личности базируется на эротическом комплексе и подобных интимных взаимоотношений.
- Высший уровень социализации связан с услугами инструментальной деятельности.
Все этапы процесса Т. Парсонс ассоциировал с суперэго, ид и эго, пользуясь при этом классификацией З. Фрейда. Первичная социализация индивида происходит в семье. Далее ведущая роль в процессе отводится школе и профессиональным коллективам.
Учеными, выделяющими уровни социализации, являются и бельгийские исследователи М.-А. Робер и Ф. Тильман. Согласно теории процесс взаимодействия человека с обществом делится на четыре этапа:
- Оральная фаза – от рождения до 18 месяцев. Сосательный рефлекс ребенка движет всем его поведением.
- Анальная фаза – 18 месяцев – 2,5 года. Действия ребенка начинают подчиняться самоконтролю. Здесь формируется ощущение собственного «я».
- 2,5-6 лет – фаллический этап развития личности. Здесь формируются чувственные взаимоотношения ребенка с семьей. Любой внутрисемейный конфликт становится травмой для психики малыша и может существенно повлиять на дальнейшее поведение человека.
- Фаза взрослости – от 6 лет до зрелого возраста. На этом этапе происходит автономность личности и наступает ощущение свободы.
Социальный опыт – основополагающая составная социализации учащихся
Только в процессе жизнедеятельности в группе приобретаются общественные навыки. На протяжении всей жизни, взаимодействуя в обществе, человек приобретает социальный опыт. Овладение общественными знаниями происходит тремя путями, которые взаимосвязаны:
- Социальный опыт приобретается довольно стихийно. Ребенок с самых первых дней формирует свое поведение как член общества. Взаимодействуя с окружающими, малыш обретает установки и ценности того общества, в котором живет.
- В дальнейшем социальный опыт приобретается в процессе воспитания и просвещения. Реализация обучения носит целеустремленный характер.
- Существует и спонтанное приобретение социального опыта. Даже если ввиду раннего возраста самостоятельная деятельность невозможна, ребенок может мгновенно адаптироваться к меняющимся условиям жизни и окружающим.
Таким образом, уровни социализации ребенка зависят:
- От его возможности осваивать социальную информацию в процессе своей деятельности.
- От способности закреплять модели поведения при выполнении разных социальных ролей.
- От возможности расширять круг социальных связей, общаясь с членами общества разного возраста и усваивая социальные нормы, установки, ценности.
Ребенок социализируется и приобретает собственный социальный опыт:
- в процессе разнообразной деятельности, осваивая обширный фонд социальной информации, умений, навыков;
- в процессе выполнения различных социальных ролей, усваивая модели поведения;
- в процессе общения с людьми разного возраста, в рамках различных социальных групп, расширяя систему социальных связей и отношений, усваивая социальные символы, установки, ценности.
Основные институты, определяющие уровни социализации ребенка
Важными общественными группами, влияющими на вхождение личности в социум, являются семья, дошкольные учебные заведения, школа, вузы, трудовые коллективы. Также институтами социализации в отдельных случаях выступают политические партии, союзы и религиозные организации.
Определение уровня социализации зависит от степени влияния родителей на ребенка. Первичным коллективом в жизни человека является семья или группа, ее заменяющая. Именно здесь ребенок приобретает первые навыки взаимоотношений. Американский социолог Чарльз Кули утверждал, что первичные группы – фундамент для формирования социальной природы и поведения человека. А известный немецкий психоаналитик Эрих Фромм считал семью психологическим посредником между человеком и обществом.
Следующей ступенью в формировании уровней социализации является школа, а точнее, учебно-воспитательный процесс. Здесь индивид приспосабливается к отношениям и порядку, которые существуют в обществе. В современном социуме существуют противоположные тенденции социализации молодых людей. С одной стороны, морально-этические ценности (добросовестно трудиться, быть честным и порядочным) еще имеют место. Но рыночная экономика уже диктует свои правила и устои (например, стремление к наживе любым путем). Таким образом, перед современной молодежью стоит непростой выбор. В таких сложных условиях и формируются уровни социализации подростков.
Последующие институты (трудовые и религиозные организации, союзы, кружки и т.д.), в которых человек продолжает приобретать общественные нормы, влияют на личностное сознание в меньшей степени, чем первичные коллективы. Однако и они играют важную роль в формировании социализированной личности.
Типы социализации учащихся
В основе классификации процесса лежит временной фактор. Вследствие этого выделяют следующие типы (этапы) социализации:
- Первичная. Это период от рождения человека до его взрослого возраста. Этап этот очень важен, поскольку здесь большое влияние оказывают уровни социализации общества. Первичным институтом процесса является родительская семья, где ребенок начинает знакомиться с нормами общества.
- Ресоциализация (вторичная социализация) базируется на замещении ранее сложившихся паттернов поведения человека на качественно новые. Разрыв старых стереотипов характерен для вторичного этапа. Ресоциализация длится всю сознательную жизнь индивидуума.
Существуют и другие уровни социализации, выделяемые учеными, – групповая (внутри конкретной группы), организационная (в процессе трудовой деятельности), досрочная («репетиция» основной деятельности, например игры девочек в дочки-матери), гендерная (по половому признаку) и т.д.
Методика диагностики уровня социализации младших школьников
Для изучения степени приобщения детей к общественным нормам целесообразно использовать комплект методик, предложенных Т.Б. Потапенко. При помощи опросников можно определить динамику социализации и конкретизации индивидуальной программы последующих влияний на отдельно взятого ребенка.
Комплекс состоит из трех методик:
- Методика выявления особенностей социализации ребенка, состоящая из трех серий выборов.
- Проективная методика на изучение зависимости эмоционального настроения ребенка вследствие взаимоотношений со сверстниками (автор – В.Р. Кисловская).
- Методика проведения одномоментных срезов, предложенная Т.А. Репиной.
В результате проведения данного исследования можно определить уровень социализации младших школьников. Целесообразно проводить ее также и со старшими дошкольниками.
Общей целью комплекса опросников является выявление желания и стремления ребенка к общению со сверстниками, а также его мотивов и возможностей социальных взаимоотношений.
Диагностика социализации старших учащихся
Объективно необходимым и неотъемлемым этапом жизни каждого человека является социальная зрелость. Общественные и технические требования мотивируют повышение уровня образования и профессиональной подготовки личности. В процессе обучения закладываются не только интеллектуальные знания, но и нормы, ценности и традиции окружающего социума. Таким образом происходит социализация молодых членов общества.
С целью изучения динамики процесса доктор педагогических наук, профессор М.И. Рожков предложил методику для изучения социальной адаптированности и активности подростков. В процессе тестирования учащиеся должны ознакомиться с 20 суждениями и оценить каждое из них по степени своего согласия. Анализируя результаты, можно выявить следующие уровни социализации обучающихся:
- Социальную активность.
- Социальную адаптированность.
- Социальную автономность, то есть готовность самостоятельно принимать важные решения.
Вследствие того что воспитание является ведущим началом социализации, для изучения динамики процесса целесообразно также применить методику уровня социализации «Моя семья». При помощи данного опросника можно определить степень выраженности социального приобщения в воспитании родительской семьи. Оценивая уровень взаимоотношений в семейном кругу (благополучный, удовлетворительный, неблагополучный), можно проанализировать и восемь определяющих факторов:
- Строгость или лояльность семейного воспитания.
- Формирование самостоятельности и инициативы.
- Доминирование одного из родителей или равноправные отношения.
- Отношение к школьному учреждению и учителям.
- Жесткость или лояльность методов воспитания.
- Характер взаимоотношений между членами семьи.
- Взаимопомощь и взаимоподдержка в семье.
- Общность интересов.
Методы воспитания социализации
В процессе приобщения ребенка к обществу существуют следующие механизмы формирования личности:
- Идентификация ребенка со своей ролью члена общества. Человек осваивает разнообразные формы поведения, отношения, нормы и ценности. Основным методом идентификации является личный пример более опытных членов социума. В качестве примера может подойти также жизнеописание знаменитых людей.
- Социальная ориентация – еще один механизм формирования уровня социализации учащихся. Он связан с определением личностью своих потребностей и осознанием возможности достичь их в условиях общества. Здесь в качестве метода выступает педагогическое требование как направляющий фактор действий человека.
- Адаптация – еще один механизм социализации человека. Это процесс приспособления индивидуума к окружающей среде, ее нормам, правилам и традициям. Метод упражнения значительно облегчает социальную адаптацию ребенка.
- Внушение как присвоение социального опыта на неосознанном, эмоциональном уровне. Здесь важна некоторая конформность личности, которая достигается методом словесного влияния. В условиях социальной терпимости лучше усваиваются нормы и традиции общества.
- Механизм социальной презентации предполагает поддержание положительного впечатления личности о себе при взаимодействии с окружающими. Человек, по сути, играет ту роль, которая выделена ему обществом. В результате навязанное поведение со временем становится неотъемлемой частью деятельности ребенка. Важную роль в данном процессе играет метод поручения.
- К механизмам, формирующим уровни социализации, относят фасилитацию (влияние поведения окружающих на сознание ребенка) и ингибицию (поведение, которое регулирует мотивы действия человека). Здесь методами, ускоряющими динамику социальных процессов, являются соревнование и наказание. Только используя все вышеперечисленные способы воспитания, можно достичь высокого уровня социализации личности.