Самоуправление в школе: вчера и сегодня
Многим кажется, что самоуправление в школе – это продукт современного общества и проявление его свобод. Но если люди среднего возраста и старше вспомнят свое детство, то и там они увидят примеры подобных организаций. Взять хотя бы звенья со звеньевыми, совет отряда с председателем, совет школьной дружины. Даже в младших классах у октябрят были звездочки, которыми командовали выбранные из числа учеников ребята. А если сравнить самоуправление в школе сегодня с системой самоуправления советских времён?
В советские времена подобная школьная организация была призвана помогать администрации в контроле и организации деятельности учащихся. Администрация не советовалась, а отдавала распоряжения - что, как и когда необходимо сделать. И властью администрации мог быть смещен выбранный классом председатель его совета.
Сегодня же самоуправление в школе позволяет ученикам самим принимать участие в жизни школы. А совет самоуправления не подчиняется администрации и не может быть ею расформирован. Зато, по замыслу, он может влиять на принимаемые администрацией решения путем участия в их обсуждении.
Современное самоуправление в школе направлено на воспитание у подрастающего поколения желания участвовать в общественной жизни, на формирование активной гражданской позиции и искоренение инертности мышления. Проще говоря, школьное самоуправление призвано помочь вырастить из наших детей не пассивных обывателей, а широко и свободно мыслящих людей, готовых менять устаревшие нормы и, в случае необходимости, отстаивать свои права.
В процессе такого воспитания у детей формируется ощущение личной и социальной значимости, способность гармонично сочетать личные и коллективные интересы. А также развивается способность самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за их реализацию.
Но думать, что подобные начинания должны затрагивать только старшие классы – непростительная ошибка. К подростковому возрасту многие взгляды и стереотипы уже сформированы, а гормонально обусловленный негативизм мешает воспринимать новые установки со стороны взрослых. Поэтому следует начинать воспитывать ответственное отношение и творческий подход к общественной жизни, формируя самоуправление в начальной школе.
Для успешного проведения этой работы необходимо стимулировать самостоятельную активность младших школьников в организации внеурочной деятельности. Например, давать им возможность самостоятельно составлять план внеклассных мероприятий, позволять им готовить классные часы, праздничные мероприятия, различные доклады и выступления.
Можно также начать с того, что в игровой форме создать на базе классного коллектива некое "государство" с президентом, министром финансов, министром культуры и другими "важными лицами". Конечно, просто необходимо будет наладить выпуск и своей собственной валюты, которая будет фигурировать в качестве заработной платы в "государстве". Также ею "проштрафившиеся" будут оплачивать штрафы, а все остальные будут отчислять "подоходный налог" в классный фонд. Этот вариант заставляет школьников очень активно принимать участие в жизни класса, ведь они ещё не так далеко ушли от сказок и игр, и предлагаемая форма самоуправления отвечает их внутренним запросам.
Самоуправление в школе – это не только красивые тезисы и программы. Это еще и строго систематизированная, отлаженная структура, во главе которой стоит выбранный общим голосованием учащихся совет школы с его председателем.
Также в каждом классе выбирается актив из числа учеников. Именно эти "руководящие органы", представляющие самоуправление в классе, выступают в роли представителей ученичества на встречах с администрацией. И именно они организуют и контролируют общественно-полезную работу в школе – сбор макулатуры, дежурства, генеральные уборки классов.
Но всё описанное выше – это идеал самоуправления в школе и, к сожалению, редкость. Во многих школах до сих пор оно так и осталось лишь красивым словом, о котором вспоминают лишь в так называемый «День школьного самоуправления», когда уроки вместо учителей ведут ученики старших классов. На чём всё и заканчивается.