Ретроспективный анализ проблем детского развития в психоанализе
Многие проблемы детского развития имеют свои «корни» в более ранних возрастных периодах жизни малышей: в раннем детстве или дородовом периоде. Поэтому в психоанализе, который призван устанавливать причины той или иной патологии развития ребенка, используется ретроспективный анализ: собирается анамнез, анализируется семейная ситуация, предшествующая настоящей, а также устанавливается взаимосвязь между эмоциональным отношением родителей к новорожденному ребенку и темпом его развития в настоящее время.
В период внутриутробного развития, а также в первое полугодие жизни ребенок получает эмоциональные и социальные установки родителей, которые усваиваются им на уровне рефлексии. Французские психоаналитики Ф. Дольто и К. Эльячефф уверены, что проблемы ребенка, которые возникают у него в первые девять месяцев жизни, могли иметь связь с событиями, которые происходили с матерью в эти же сроки беременности. Ретроспективный анализ беременности матери помогает установить это событие, проанализировать и понять те эмоции, которые она испытывала в этой ситуации к ребенку, а также найти связь с новой ситуацией развития.
Ребенок у женщины, которая на пятом месяце беременности имела суицидальные намерения, в четыре-пять месяцев жизни может внезапно заболеть. При этом его заболевание может быть острым, угрожающим жизни малыша. Эти же авторы на примере собственной практики доказали, что с такими ситуациями можно успешно работать, менять установку направления развития. Для этого психоаналитики рекомендуют разговаривать с ребенком, рассказывая ему правду о том событии и показывая, как можно избежать проблем. Разговор проводится с ребенком любого возраста: с младенцем или с дошкольником. Цель таких разговоров – не осознание ребенком причины его проблем, а смена установки на дальнейшее развитие.
В психологии ретроспективный анализ – это взгляд в прошлое ребенка, поиск таких условий и ситуаций, которые стали «спусковым механизмом» для развития нежелательных черт характера ребенка или, наоборот, способствовали остановке в развитии. З. Фрейд, работая со взрослыми, искал причину их проблем в отношениях в особенностях детского развития. Психоаналитик проводил ретроспективный анализ по воспоминаниям пациента, ежедневно беседуя с исследуемым человеком, пока не становилась понятной причина его болезни или проблемы.
Детский психоаналитик пользуется данными, которые предоставляют ему родители, а не ребенок. Ребенок не может сам определить начало собственного проблемного поведения, т. к. не только не помнит всех событий своего детства, но и не осознает необходимости их устранения. Свое патологическое поведение малыш успешно использует в качестве защитных механизмов, поэтому даже сопротивляется, когда родители и психоаналитик пытаются устранить проблему. Так, драки могут быть нужны дошкольнику, чтобы защищаться от тревожного ожидания того, что дети в группе могут напасть на него, обидеть, отобрать игрушки. Часто болеющий ребенок может рассматривать болезнь как благо, т. к. с ее помощью он может больше времени проводить дома с родителями. Для того чтобы понять, какую бессознательную цель преследует ребенок, удерживая свою проблему, нужно совместно с ним провести анализ. Он проводится в кабинете детского аналитика с участием родителей.
Работа с самыми маленькими детьми, которые не умеют рисовать, играть и говорить, проводится не просто в присутствии родителей, а в тесном единстве с ними. Воспоминания периода беременности, самых первых переживаний по поводу ребенка составляют суть работы. Именно они становятся основой для элементарных игр ребенка, который своим поведением демонстрирует отношение к рассказу родителей. После того как ретроспективный анализ проведен, аналитик стимулирует родителей к самостоятельному поиску решений по преодолению проблем, к смене отношения к ребенку. Важным для всех участников процесса становится намерение уйти от переживаний прошлого, сформировать новое восприятие с учетом сегодняшней ситуации.