Социальная установка: понятие, функции, формирование

Из английского языка к нам пришло слово attitude, которое переводится как «отношение». Понятие «аттитюд» в политической социологии означает готовность человека к выполнению какого-либо определенного действия. Синоним этого слова – «установка».

Что такое аттитюд?

Под социальной установкой понимают специфический образ различных действий, которые индивид реализует или собирается реализовывать в конкретной ситуации. То есть под аттитюдом можно понимать склонность (предрасположенность) субъекта к определенному социальному поведению. Это явление обладает сложной структурой, включающей в себя множество компонентов. Среди них предрасположенность индивида воспринимать и оценивать, осознавать и в конечном итоге действовать определенным образом относительно некоторого социального субъекта.

А как это понятие трактует официальная наука? В социальной психологии термин «социальная установка» используется применительно к определенной диспозиции человека, организовывающей его чувства, мысли и возможные действия с учетом имеющегося объекта.

Под аттитюдом также пронимают особый тип убеждения, характеризующий собой уже сложившуюся у индивида оценку некоего определенного объекта.

Рассматривая данное понятие, важно понимать отличия между терминами «установка» и «социальная установка». Последний из них считается состоянием сознания индивида, функционируя при этом на уровне общественных связей.

Аттитюд считают неким гипотетическим конструктором. Являясь ненаблюдаемым, он определяется исходя из измеряемых реакций личности, отражающих негативные или позитивные оценки рассматриваемого объекта социума.

История изучения

Понятие «аттитюд» впервые ввели социологи У. Томас и Ф. Знанацкий в 1918 г. Эти ученые рассматривали проблемы адаптации крестьян, которые эмигрировали из Польши в Америку. В результате проведенных ими исследований свет увидел труд, в котором аттитюд был определен в качестве состояния сознания личности относительно определенной социальной ценности, а также переживания индивидом смысла такой ценности.

На этом история неожиданно возникшего направления не закончилась. В дальнейшем исследования аттитюда были продолжены. Причем их можно разделить на несколько этапов.

Бурное развитие исследований

Первый этап изучения социальной установки длился от начала введения термина вплоть до Второй мировой войны. В данный период популярность проблемы и количество исследований по ней переживали свой бурный рост. Это было время проведения многочисленных дискуссий, на которых спорили о содержании данного понятия. Ученые стремились и к разработке способов, которые позволили бы провести его измерение.

Большое распространение получило понятие, введенное Г. Оппортом. Этот исследователь активно включился в работу по разработке процедур оценки для антиподов. Это были 20-30-е гг. прошлого столетия, когда ученые обладали одними только опросниками. Г. Оппортом же была создана своя шкала. Кроме этого, им была введена и экспертная процедура.

Собственные шкалы, имеющие различные интервалы, были разработаны Л. Терстойном. Эти приспособления служили для измерения негативной или позитивной напряженности тех отношений, которые имеются у человека по отношению к определенному явлению, объекту или социальной проблеме.

Далее появились шкалы Р. Лайкерта. Они предназначались для измерения социальных установок в обществе, но при этом не включали в себя экспертные оценки.

Уже в 30-40-х гг. аттитюд начали исследовать в качестве функции структуры имеющихся у человека межличностных отношений. При этом активно использовались идеи Дж. Мида. Этот ученый высказывал мнение о том, что формирование социальных установок у человека происходит благодаря принятию установок окружающих его людей.

Спад интереса

Второй этап в изучении понятия «социальная установка» длился с 1940 г. по 1950-е гг. В это время изучение аттитюда пошло на убыль. Случилось это в связи с некоторыми обнаружившимися затруднениями, а также тупиковыми позициями. Именно поэтому интерес ученых переключился на динамику в области групповых процессов – направление, которое было стимулировано идеями К. Левина.

Несмотря на имеющий место спад, ученые продолжали изучать структурные составляющие социальной установки. Так, формулировка мультикомпонентного подхода к антиподу была предложена М. Смитом, Р. Крачфилдом и Д. Кречем. Кроме этого в понятии, рассматривающем социальные установки личности, исследователи выделили три компонента. В их числе такие, как:

  • аффективный, представляющий собой оценку объекта и возникших к нему чувств;
  • когнитивный, представляющий собой реакции или убеждения, в которых находит отражение восприятие объекта социума, а также знание человека о нем;
  • конативный, или поведенческий, указывающий на намерения, тенденции и действия в отношении определенного объекта.

Большинством социальных психологов аттитюд рассматривается как оценка или эффект. Но некоторые специалисты полагали, что он включает в себя все три перечисленных выше реакции.

Возрождение интереса

Третий этап изучения социальных установок людей длился с 1950-х по 1960-е годы. В это время интерес к проблематике получил свое второе рождение. У ученых возник целый ряд новых альтернативных идей. Однако для данного периода характерно и обнаружение признаков кризисного состояния проводимых исследований.

Самый большой интерес в эти годы вызывала проблема, связанная с изменением социальных установок, а также связи ее элементов между собой. В данный период возникли функциональные теории, разработанные Смитом совместно с Д. Кацем и Келмэном. МакГвайром и Сарновой была высказана гипотеза об изменениях установки. В это же время ученые усовершенствовали технику шкалирования. С целью измерения социальных установок личности ученые начали применять психофизические методы. На третий этап приходится и ряд исследований, выполненных школой К. Ховланда. Их основная цель заключалась в изучении связей между эффективными и когнитивными элементами аттитюда.

В 1957 г. Л. Фостингером была выдвинута теория когнитивного диссонанса. После этого начались активные исследования связей данного типа в различных установках.

Застой

Четвертый этап исследований аттитюда приходится на 1970-е годы. В это время данное направление было заброшено учеными. Явный застой был связан с большим количеством противоречий, а также имеющихся несопоставимых фактов. Это было время осмысления ошибок, которые имели место на протяжении всего периода изучения аттитюда. Для четвертого этапа характерно создание множества «мини-теорий». С их помощью ученые пытались объяснить тот накопленный материал, который уже имелся по данной проблеме.

Продолжение изучения

Исследования по проблеме аттитюда вновь возобновились в 1980–1990-х гг. При этом у ученых возрос интерес к системам социальных установок. Под ними стали понимать такие комплексные образования, которые включают в себя наиболее значимые реакции, возникающие на объект социума. Возрождение интереса на данном этапе было связано с потребностями различных практических сфер.

Помимо изучения систем социальных установок неуклонно начал расти интерес к вопросам проблемы изменения аттитюдов, а также их роли в обработке поступающих данных. В 80-е годы было создано несколько когнитивных моделей Дж Капоччо, Р. Петти и Ш. Чейкена, которые касаются области убеждающей коммуникации. Особенно интересно было ученым понять, как связаны между собой социальная установка и поведение человека.

Основные функции

Проводимые учеными измерения аттитюда были основаны на вербальном самоотчете. В связи с этим возникли неясности с определением, что же является социальными установками личности. Может, это мнение или знание, убеждение и т. д. Разработка методических средств дала толчок для стимулирования дальнейшего теоретического поиска. Его исследователи осуществляли по таким направлениям, как определение функции социальной установки, а также разъяснение ее структуры.

Было понятно, что аттитюд необходим для удовлетворения человеком каких-то своих важных потребностей. Однако понадобилось установить их точный перечень. Это и привело к открытию функций аттитюдов. Их всего четыре:

  1. Приспособительная. Порой ее называют адаптивной или утилитарной. В этом случае социальная установка направляет индивида к объектам, необходимым ему для достижения целей.
  2. Знания. Эта функция социальной установки служит для дачи упрощенных указаний относительно того способа поведения, который будет применим к конкретному объекту.
  3. Выражения. Такую функцию социальной установки порой называют функцией саморегуляции или ценности. В этом случае аттитюд выступает в качестве средства освобождения индивида от внутреннего напряжения. Он же способствует выражению себя в качестве личности.
  4. Защиты. Подобная функция аттитюда призвана разрешить внутренние конфликты личности.

Структура

Каким образом социальная установка способна выполнить столь сложные перечисленные выше функции? Они выполняются ею благодаря обладанию сложной внутренней системой

В 1942 г. ученым М. Смитом была предложена трехкомпонентная структура социальной установки. В нее входит три элемента: когнитивный (представления, знания), аффективный (эмоции), поведенческий, выражающийся в стремлении и планах действий.

Эти составляющие обладают тесной взаимосвязью между собой. Так, если один из них претерпевает некоторые изменения, то тут же происходит изменение в содержании других. В некоторых случаях аффективный компонент социальных установок является более доступным для исследования. Ведь люди намного быстрей опишут те чувства, которые возникают у них по отношению к объекту, чем расскажут о полученных представлениях. Именно поэтому социальная установка и поведение наиболее тесно связаны между собой через аффективный компонент.

Сегодня, при вновь возникшем интересе к проведению исследований в области установочных систем структура аттитюда описывается более широко. В целом ее считают устойчивой предрасположенностью и ценностной диспозицией к определенной оценке объекта, которая основана на аффективных и когнитивных реакциях, сложившемся поведенческом намерении, а также предшествующем поведении. Значение социальной установки при этом заключено в ее способности влиять на аффективные реакции, познавательные процессы, а также на будущее поведение человека. Аттитюд рассматривается в качестве суммарной оценки всех компонентов, составляющих его структуру.

Формирование социальных установок

В изучении данного вопроса существует несколько различных подходов:

  1. Бихевиоральный. Он рассматривает социальную установку в качестве промежуточной переменной, которая возникает между появлением объективного стимула и внешней реакцией. Данный аттитюд фактически недоступен для визуального описания. Он служит одновременно реакцией, возникшей на тот или иной стимул, а также самим стимулом для имеющей место реакции. При таком подходе аттитюд является своеобразным связующим механизмом, находящимся между внешней средой и объективным стимулом. Формирование социальной установки при этом происходит без участия человека за счет его наблюдения за поведением окружающих людей и его последствий, а также за счет положительного подкрепления связей между уже имеющими место установками.
  2. Мотивационный. При таком подходе к формированию социальных установок, данный процесс рассматривается как тщательное взвешивание человеком «за» и «против». При этом индивид может принять для себя новый аттитюд или определить последствия его принятия. Мотивационным подходом к формированию социальных установок рассматривается две теории. Согласно первой из них, называемой «Теорией когнитивного реагирования», формирование аттитюдов происходит при негативном или позитивном реагировании индивида на новую позицию. Во втором случае социальная установка является итогом оценки человеком той пользы, которую может принести принятие или непринятие им нового аттитюда. Такую гипотезу называют «Теорией ожидаемых преимуществ». В связи с этим, основными факторами, оказывающими влияние на формирование установок в мотивационном подходе, являются цена предстоящего выбора и выгода от его последствий.
  3. Когнитивный. В этом подходе существует несколько теорий, имеющих между собой определенное сходство. Одна из них была предложена Ф. Хайдером. Это «Теория структурного баланса». Существует еще две признанные гипотезы. Одна из них конгруэнтности (П. Таннебаума и Ч. Остуда), а вторая - когнитивного диссонанса (П. Фестингера). В их основе лежат представления о том, что человек всегда стремится к внутренней согласованности. Благодаря этому формирование аттитюдов становится результатом стремления личности разрешить имеющие место внутренние противоречия, возникшие в связи с несогласованностью когниций и социальных установок.
  4. Структурный. Данный подход исследователи разрабатывался в Чикагской школе в 20-е годы прошлого столетия. В его основе лежат идеи Дж. Мида. Ключевой гипотезой этого ученого является предположение о том, что люди развивают свои установки путем принятия установок «других». Эти друзья, близкие и знакомые являются значимыми для человека, поэтому и являются решающим фактором в формировании аттитюда.
  5. Генетический. Сторонники данного подхода полагают, что аттитюды могут быть не прямыми, а опосредованными факторами, такими как, например, врожденные различия темперамента, данные от природы биохимические реакции и интеллектуальные способности. Социальные установки, обусловленные генетически, доступнее и сильнее приобретенных. При этом они более устойчивы, менее изменчивы, а также имеют большую значимость для их носителей.

Исследователем Ж. Годфруа было выделено три этапа, во время которых у индивида происходит процесс социализации и формируется аттитюд.

Первый из них длится от рождения до 12 лет. В этот период все социальные установки, нормы и ценности у человека формируются в полном соответствии с родительскими моделями. Следующий этап длится с 12 лет и заканчивается 20 годами. Это время, когда социальные установки и ценности человека становятся более конкретными. Их формирование связывают с усвоением индивидуумом ролей в социуме. В течение следующего десятилетия длится третий этап. Он охватывает период с 20 до 30 лет. В это время у человека происходит своеобразная кристаллизация аттитюда, на основе которого начинает формироваться устойчивая система убеждений. Уже к 30 годам социальные установки отличает значительная стабильность, и изменить их очень сложно.

Аттитюды и общество

В отношениях между людьми существует определенный социальный контроль. Он представляет собой влияние общества на социальные установки, социальные нормы, ценности, представления, поведение человека и его идеалы

Основными составляющими такого вида контроля являются экспектации, а также нормы и санкции.

Первый из этих трех элементов выражается в требованиях окружающих к конкретному человеку, которые находят свое выражение в виде ожиданий той или иной формы принятых им социальных установок.

Социальные нормы являются образцами того, что люди должны думать и говорить, делать и чувствовать в той или иной конкретной ситуации.

Что касается третьего компонента, то он служит мерой воздействия. Именно поэтому социальные санкции являются основным средством социального контроля, который выражается в многообразных способах регулирования жизненной деятельности человека, обусловленных разнообразными групповыми (общественными) процессами.

Каким способом осуществляется такой контроль? Самыми основными его формами являются:

  • законы, представляющие собой ряд нормативных актов, регулирующих формальные взаимоотношения между людьми в масштабах государства;
  • табу, являющиеся системой запретов на совершение определенных мыслей и действий человека.

Помимо этого, социальный контроль осуществляется исходя из обычаев, которые рассматриваются в качестве общественной привычки, традиций, морали, нравов, существующего этикета и т. д.

Социальные установки в производственном процессе

В 20–30-е годы прошлого века бурными темпами развивалась теория управления (менеджмента). А. Файолем было впервые отмечено наличие в нем множества психологических факторов. Среди них единство руководства и власть, подчинение собственных интересов общим, корпоративный дух, инициатива и т. д.

Проведя анализ вопросов управления предприятием, А. Файоль отметил, что слабости в виде лености и эгоизма, честолюбия и невежества приводят к тому, что люди пренебрегают общими интересами, отдавая предпочтение частным. Сказанные в начале прошлого века слова не потеряли своей актуальности и в наше время. Ведь социально-экономические установки существуют не только в каждой конкретной компании. Они имеют место везде, где пересекаются интересы людей. Такое происходит, например, в политике или в экономике.

Благодаря теории А. Файоля управление стали считать специфической и при этом самостоятельной деятельностью людей. Результатом этого стало возникновение новой отрасли науки, которая носит название «Психология управления».

В начале 20-го века произошло соединение двух подходов в менеджменте. А именно социологического и психологического. На смену деперсонифицированным отношениям пришел учет мотивационных, личностных и прочих социально-психологических установок, без которых невозможна деятельность организации. Это позволило перестать считать человека придатком машины. Те взаимоотношения, которые складывались между людьми и механизмами, привели к новому пониманию. Человек, согласно теории А. Майоля, не являлся машиной. Управление механизмами при этом не отождествлялось с руководством людьми. И это высказывание внесло значительную лепту в осознание сущности и места человеческой деятельности в системе управления предприятием. Практика менеджмента была изменена за счет внесения некоторых поправок, основными из которых являлись следующие:

  • большее внимание к социальным потребностям работников;
  • отказ от иерархической структуры власти внутри организации;
  • признание высокой роли тех неформальных отношений, которые имеют место между сотрудниками компании;
  • отказ от сверхспециализированной трудовой деятельности;
  • развитие методик по изучению неформальных и формальных групп, существующих внутри организации.

Комментарии