Спортивная этика: понятие и основные принципы
Стать лучшим в любимом деле – здоровое желание каждого человека. Быть хорошим работником или хорошим родителем. Самый наглядный пример соревновательного поведения иллюстрирует спорт. Спортсменам, как никому другому, близка жажда обладания призовым местом. Но как же держать себя в руках и не поддаваться эмоциям в порыве страстного желания стать первым? Для этого существует спортивная этика. Она создана, чтобы ограничить возможность применения нечестных способов получения победы. Эта сторона спорта относится также и к нравственным качествам спортсменов. Победа, полученная обманным путем, не приносит гордости и радости. Спортивная этика регулирует понятия честности и справедливости в жизни спортсмена. Она регламентирует правила поведения и моральные принципы в спортивной деятельности.
Этика спортсмена в общественном сознании
Подразумевает честность во всех отношениях. Спортивная этика в этом контексте понимается обычным человеком как искренность, стремление к принципиальности и правдивости. Соблюдение правил, дисциплинированность, культура, способность собраться в стрессовой ситуации. Уважение к сопернику является наглядным примером соблюдения спортивной этики. Невозможность бросить спортивное выступление, отвернуться и уйти, если нет уверенности в собственных силах – это то, чему она учит. Спортивное поведение – важный воспитательный инструмент в руках педагогов. Повышает в учениках сознательность, воспитывает моральные принципы. Патриотизм, ответственность и дружба также стимулируют нравственное развитие в подростковом возрасте.
Наука спортивная этика
Специфический раздел общей этики. Рассматриваются все этапы тренировочного процесса, соревнований. Подробно разбираются взаимоотношения внутри спортивной группы, с соперниками и тренерами. Предметом изучения являются нравственные аспекты в спортивных условиях, психологические проблемы морального характера, возникающие на пути спортсменов, нормы спортивной этики. На чем же строится мораль в профессиональном спорте? Как спортивная этика относится к нравственным ценностям?
Моральное сознание
Это сформированное понятие о принципах, на которых основывается поведение спортсмена. Накопленный опыт, убеждения, этические взгляды. Искренние чувства основывают заложение нравственных принципов и моральные качества спортсмена как профессионала своего дела. С получением опыта и формированием нравственных убеждений в спортивной деятельности создается ценностная ориентация. Она направляет спортивную деятельность личности в моральном выборе, объединяет мышление и действия. Нравственные ценности спортсменов формируют личность как в деятельности, относящейся к физической культуре, так и в общественной жизни. Определяются правила поведения, взаимоотношений. Спортсмены формируют собственные моральные ценности и применяют их в жизни, наблюдая за реакцией окружающих.
Нравственные отношения
В спортивной деятельности имеют специфические особенности. Формирование нравственных отношений происходит не только в контактах ученик-тренер или болельщик-спортсмен. Понятие спортивной этики, как межличностных отношений, распространяется на государственном и межнациональном уровне, между командами-соперниками и спортивными обществами.
Нравственная деятельность
Поступки, действия которых направлены на качественное улучшение моральных норм в спорте. В общественном сознании этические принципы и нравственные ценности образуются благодаря упорному труду, самодисциплине, стремлением к идеалу. В спортивной деятельности специфика выражается в способности преодоления, победе над собой, уверенности в собственных силах и умении собраться в нужный момент.
Экскурс в историю
С первыми упоминаниями профессиональных спортсменов в истории Древнего Египта (II век до н. э.) отмечено появление школ, где проходило обучение езде верхом, стрельбе из лука, борьбе. Активное развитие спорта, как специальности, началось с открытия Олимпийских игр, продолжилось в Древнем Риме. В Средневековье случился упадок спортивной деятельности, и следующий расцвет начался в XVIII веке на территории США и Великобритании. Позднее появилось финансовое поощрение спортсменов, открылись ставки на спорт. Постепенно спорт стал социализироваться и разделился на любительский (им занимались аристократы, не пуская физически сильных конкурентов-рабочих в свой круг) и профессиональный (состоящий из простых людей, зарабатывающих на этом деньги). В XX веке спортивные соревнования вышли на коммерческий уровень. Профессиональные спортсмены стали получать большие гонорары, зрители-болельщики стали следить за состязаниями и активно продвигать этот вид культурного досуга. В результате коммерческий успех затмил спортивные идеалы. Для регуляции спортивной деятельности и возврату к спортивным этическим нормам, к сути состязаний, создано несколько спортивных организаций. Они призваны следить за надлежащим исполнением спортивных моральных норм как со стороны участников состязаний, так и тренеров, и болельщиков.
Общие принципы
С современной коммерциализацией спорта, правила спортивного поведения поменялись, относительно исходного содержания:
• Между участниками спортивных соревнований запрещен обман, за исключением секретов, связанных с методикой тренировок, фармакологией или применением технологий.
• От спортсменов требуется достойное поведение, публичная демонстрация дружественности и патриотизма.
• Солидарность в отношении коллег по спорту, невзирая на принадлежность к команде и государству. Защита интересов коллег.
• Нельзя использовать спортивные достижения или принадлежность к какой-либо команде во вред, с целью негуманной или преступной.
Спортивное поведение
Отличается специфичностью как в периоды состязаний, так и в жизни. Профессия откладывает отпечаток на все стороны деятельности личности. Чем же отличается поведение профессионального спортсмена?
1. Отношение к сопернику уважительное.
2. Четкое следование правилам состязания, полное принятие решений судьи.
3. Отсутствие искусственной стимуляции организма (запрет на допинг).
4. Понимание, что шансы равны у всех, кто находится на старте.
5. Сдержанность в поступках, действиях и словах. Принятие любого результата завершения соревнования.
Спортивные ритуалы создают особую атмосферу в процессе состязаний. К ним относятся: одинаковая форма одежды внутри команды, приветствие соперников и поздравление с началом соревнования. Образцы спортивного поведения встречаются все реже. Например:
• Боксер перестает вести бой, если видит, что соперник не способен себя защитить.
• Велосипедист в процессе гонки останавливается, чтобы помочь встать упавшему сопернику.
• Теннисист обращает внимание судьи на мяч внутри линии, который прислал ему соперник.
В истории спорта есть немало примеров поистине поразительных личностей, известных спортсменов, которые являются эталонами спортивной этики и нравственности. Так, бобслеист Эудженио Монти несколько раз проигрывал Олимпиаду. Он останавливал свои сани и помогал соперникам в починке поломок. В результате получил медаль Пьера де Кубертена за спортивное поведение. Или в 2012 году кенийский бегун, который шел первым, раньше времени остановился. Он не увидел, что до окончания дистанции осталось еще 10 метров, и радовался победе. Испанец, который шел вторым, поравнявшись с ним, обратил его внимание на финишную черту, хотя сам мог завершить состязание первым. Для него важнее было сохранить достоинство.
Fair Play
Эта организация была создана в 1963 году. Буквально название переводится как «честная победа». Призвана формировать спортивное поведение и следить за сохранением принципов игры. Ежегодно личности, которые становятся примером для остальных спортсменов, награждаются медалями имени барона Кубертена. Организация выступает за чистую игру и возносит моральные принципы выше жажды наживы и тщеславия.
Кодекс Fair Play
В первую очередь догмы Кодекса рассчитаны на воспитание моральных принципов спортивной этики в подрастающем поколении. Подростков и маленьких спортсменов учат противостоять давлению общества, не поддаваться на провокации. Организация поддерживает воспитание в дружбе, патриотизме, уважении к окружающим. Согласно концепции Fair Play спорт – это инструмент, формирующий мировоззрение, способствующий становлению внутреннего «я». Он несет людям здоровье, удовольствие и не допускает внутри себя насилие и применение искусственных стимуляций.
1. Играйте честно.
2. Играйте, чтобы победить, но принимайте поражение с достоинством.
3. Соблюдайте правила игры.
4. Уважайте соперников, товарищей по команде, судей, руководителей и зрителей.
5. Поддерживайте интересы футбола.
6. Почитайте тех, кто защищает добрую репутацию футбола.
7. Откажитесь от коррупции, наркотиков, расизма, жестокости, денежного азарта и других опасных для футбола вещей.
8. Помогайте другим противостоять порочному давлению.
9. Разоблачайте тех, кто пытается дискредитировать наш футбол.
10. Используйте футбол, чтобы сделать наш мир лучше.
В заключение
В России Fair Play была создана в 1992 году. Ответственность за соблюдение принципов организации несет Правительство (отвечает за привлечение общественности к спорту), спортивные организации и спортсмены лично (как тренеры, так и ученики). Само название Fair Play стало именем нарицательным. Оно несет философию спортивной этики в профессиональный спорт, не имеет аналогов и альтернатив. Правила поведения в профессиональном спорте закладываются в первую очередь в головы молодых спортсменов. Приучают преодолевать трудности тренировочного процесса, работе в команде, учат соблюдать вертикаль власти, подчиняться дисциплине. И, конечно, самостоятельно принимать решения в процессе соревнований и во время тренировок.
Положительные моральные качества привносит спорт и в обычную жизнь рядовых граждан. Кроме физического совершенствования тела и укрепления здоровья, многие переносят в жизнь нравственные ценности профессиональных спортсменов. Люди используют принципы спортивной этики ежедневно, сами того не замечая. Помощь коллегам по работе, стремление стать лучшим в увлечениях. Этика учит преодолевать себя, идти вперед несмотря ни на что. В детской психологии занятия спортивное воспитание несет ключевое значение в формировании характера, нравственности и рекомендуются с раннего возраста.