Теория длинных волн Кондратьева. Теория цикличности в экономике

Прежде чем перейти непосредственно к теории длинных волн Кондратьева, стоит отметить глубокую мировоззренческую позицию ее создателя. А именно убежденность в существовании объективных закономерностей в общественной жизни и экономике в частности. А также понимание задачи науки как постижение, выявление, познание этих последовательностей и использование этого знания для целенаправленного экономического процесса.

Общая характеристика научного наследия

На самом деле позиция Н. Д. Кондратьева, которая написана выше, отражена в знаменитой фразе Огюста Конта. Именно ею Николай Дмитриевич заканчивает одну из своих работ по проблемам предвидения:

Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать

Именно это изречение было идейным кредо Кондратьева в теории длинных волн.

Научный метод

Николай Дмитриевич Кондратьев практически всегда, еще с университетских времен, интересовался определенным кругом вопросов. Его всегда волновала методологическая тема, особенно если посмотреть его самые ранние студенческие работы в научном кружке. Кстати, на сегодняшний день все его учения находятся в свободном доступе.

Помимо того что Николая Дмитриевича интересовали методологические вопросы, он также увлекался статистико-экономической темой. То есть данный подход для него был одним из способов, чуть ли не главным, для выявления объективных явлений, которые наличествуют в экономической жизни. И без этого он не мыслил себе никакую работу, то есть он, в принципе, не был склонен к такому дедуктивному построению учений. Но перед тем, как была разработана теория длинных волн, Кондратьев несколько поменял свое мнение.

Большие циклы

Далее, что касается направления, как уже было отмечено выше, это был интерес к методологии, он продолжился и в проблеме экономической динамики, включая теорию больших циклов.

Это была проблематика планирования, прогнозирования и регулирования экономики, которая всячески подталкивалась реальными вопросами. В то время они были постоянно на слуху и обсуждались многими учеными в стране. Это аграрный вопрос и проблемы рынка, сельхозпродукции и так далее.

Также можно отметить, что некоторые работы Кондратьева, особенно написанные в самый первый период, имеют историко-экономическое направление, а отчасти даже этнографическое. Но были у Николая Дмитриевича и какие-то политические учения. Особенно много их вышло в первые годы советской власти, которую он сильно недолюбливал.

Проблема экономической динамики

Данный аспект является центрально-теоретическим во всем творчестве Н. Д. Кондратьева. Именно на этом стоит остановиться подробнее. Николай Дмитриевич вошел в историю экономической науки как автор гипотезы больших циклов и теории длинных волн.

Кондратьев не первый проявил интерес к этой проблеме. Поэтому ученого нельзя назвать открывателем. Он не первый упомянул об экономическом механизме и в целом о долгосрочных циклических процессах.

Об этом стали говорить в связи с длительной депрессией в сельском хозяйстве, которая имела место с 1870 года по конец XIX века. У первых исследователей длинных волн было желание понять, почему же это явление стало таким длительным. На самом деле, такая проблема тянула за собой все остальные.

У Кондратьева и в долгосрочных рассуждениях о циклах была масса предшественников как в России, так и за рубежом. Некоторые из этих людей выделяли такой экономический механизм, как большие циклы. Кто-то даже выделял просто целую волну.

Объяснение движущей силы

Что, собственно, определяет теорию длинных волн в экономике, состоящую из повышающей стадии, то есть почти пятьдесят-шестьдесят лет, и понижательной части? Почему происходит такое интересное движение? Какова связь этого процесса с техническим прогрессом? В чем заключается механизм этого движения большого цикла? Как они соотносятся с обычными интервалами? И как эти большие циклы относятся с перспективными?

Именно эти вопросы обсуждались и Николаем Дмитриевичем Кондратьевым, и его последователями на основе его идей.

Основные труды

Вот основные работы Кондратьева:

  • «Мировая экономика и ее конъюнктура во время и после войны». Выпущен труд был в 1922 году. Именно в этой главе экономист упоминает о существовании теории циклических кризисов. И в последующих работах идет обсуждение этой темы.
  • «Большие циклы конъюнктуры». Выпущена работа в 1925 году.
  • «К вопросу о больших циклах конъюнктуры». Представлено учение в 1926 году.
  • «Большие циклы конъюнктуры» — 1928 год. Это доклад, который был представлен в институте экономики РАНИОН (Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук).

Кондратьев. Теория длинных волн. Кратко

На самом деле, экономист Кондратьев эмпирически пытался обосновать наличие всех долгосрочных колебаний. То есть саму гипотезу он обосновывает опытным путем, анализируя имеющиеся в распоряжении тогда ряды: цены, накручиваемые проценты, заработная плата, оборот внешнеторгового рынка для четырех капиталистически развитых стран. На самом деле, конечно же, все это определялось в значительной степени наличием баз данных.

В своих работах ученый показывает, что в движении перечисленных показателей можно заметить долгосрочные циклы. Разумеется, что эти интервалы получены непростым наблюдением за всеми цифрами, там была проведена соответствующая статистическая работа по выделению трендов и так далее.

После этого исследования экономист Кондратьев предлагает три неполные волны: повышательная волна 1780-1810 гг., далее следует понижение конъюнктуры 1810-го, 1817-го и далее до 1844-1851 гг. Повышение наблюдается с 1844-1851 гг. по 1870-1875 гг. Затем следует понижение с 1870-го по 1890-1896 гг. Новая повышательная волна с 1890-1896 гг. по 1914-1920 гг. И так далее.

Вот волна, которая началась в конце XIX века, ее повышение продлилось до начала 20-х годов XIX века. И что же дальше? У Кондратьева, естественно, не было дальнейших показателей. Поэтому найти точные данные по поводу того, что будет в конце 20-х или 30-х годов не представлялось возможным. Николай Дмитриевич писал только о тех временах, которые уже прошли.

Дальнейшие периоды

Понятно, что у каждого ученого, да и у многих людей возникал такой соблазн нарисовать, продлить дальше эту картину циклических моментов. Посмотреть, куда в будущем попадают повышательные и понижательные волны, где находятся точки перегиба, что там вообще происходит.

Но, естественно, можно предположить, что если к 1890 году прибавить 50-60 лет, то получатся 40-50-е годы ХХ столетия. То есть конец волны. А вот после 1940 года можно ожидать начало подъема. Соответственно, вот этот промежуток, начиная с двадцатых годов, — это начало понижательной волны. В начале этого периода, конечно же, ничего хорошего ждать не приходится. Почему так происходит? Потому что существуют некоторые эмпирические правильности, которые Кондратьев выводит, используя историческую статистику. Он описал, что, собственно, происходило на повышательных волнах и на понижательных.

Связь кризиса с техническим прогрессом

Можно выделить несколько главных эмпирических правильностей из работ Николая Дмитриевича Кондратьева:

  • В частности, это то, что во второй половине на понижательной стадии появляются довольно бурные технические усовершенствования, а также начинают развиваться новые способы производства различных базисных товаров и самих средств для создания инноваций.
  • А другая эмпирическая правильность связана с тем, что на повышательной волне большого цикла малые периоды оказываются менее разрушительными, чем на понижательном отрезке.

Николай Дмитриевич Кондратьев пытается фактически извлечь максимум из того, что можно достать из имеющегося статистического материала.

Каков механизм этого процесса?

Появление больших циклов конъюнктуры вызывается оборотом основного капитала с большим сроком службы, накоплением свободного денежного капитала и научно-техническим прогрессом.

Здесь чувствуется, что идея взята у Туган-Барановского о том, что якобы большие волны конъюнктуры имеют ту же модель, что и 7-11-летние циклы Жюгляра. Эта гипотеза высказана Туган-Барановским в 1917 г. в работе "Бумажные деньги и металл".

Некоторые факты, появившиеся в мировой экономике, показали правоту Кондратьева. Например, это двигатель внутреннего сгорания, паровой двигатель и так далее. Вот именно эти крупные научно-технические открытия и рассматривает ученый. Социальные потрясения, связываемые теорией с повышательной волной, совпадают с предсказываемыми сроками теории длинных волн.

Отзывы критиков

На самом деле, идея Николая Дмитриевича Кондратьева вызвала неоднозначную реакцию среди экономистов. И в ходе критики 1926 года были сделаны вполне здравые замечания, касающиеся, например, того, что данных не очень много для того, чтобы вводить такую длинную волну.

Самые ранние данные — это конец XVIII века. То есть был выбран очень маленький массив информации. Когда Николай Дмитриевич обрабатывал свои первичные данные, он использовал довольно произвольный выбор кривой. И когда он пояснял эти самые эмпирические правильности — это было в значительной степени искусственное объяснение. Потому что всегда можно подобрать какие-то нововведения, а какие-то факты не учитывать.

То есть критика в адрес ученого была вполне конструктивной. Проблема была в том, что такие отзывы были не единственными. И для некоторых людей рассуждение о том, что капитализм движется такими длинными волнами, означало то, что данный строй будет так развиваться очень долго. Однако общая идея страны Советов была такая, что частное предпринимательство должно было прийти в скором времени к своему закономерному концу.

Николай Дмитриевич Кондратьев, конечно же, понимал всю тонкость такой ситуации, он с самого начала говорил о том, что исследует движение конвентур капиталистического производства. И пока существует данное направление, можно пользоваться этим инструментарием. А не будет капитализма, значит, не будет и длинных волн.

Комментарии