Требования к официанту как работнику сферы обслуживания

Работа официанта относится к сфере обслуживания. Именно этот сотрудник обеспечивает комфорт посетителей ресторана или кафе. От качества обслуживания нередко складывается общее впечатление о заведении. Вот почему потенциальные работодатели выдвигают довольно строгие требования к официанту, которым соответствуют далеко не все кандидаты. Итак, давайте узнаем, каким условиям должен соответствовать идеальный сотрудник?

Особенности

Стоит сразу уточнить, что требования к официанту отличаются в зависимости от класса заведения, в котором он работает. Наиболее жесткие критерии отбора установлены в ресторанах класса люкс. Сотрудники в подобных заведениях должны иметь высшее образование в сфере торговли, тактично общаться с посетителями и иметь стаж работы в заведениях общепита.

Менее жесткие требования будут установлены в ресторанах и кафе среднего ценового сегмента. Однако зарплата для официантов будет несколько ниже. Вот почему многие сотрудники претендуют на вакансию в "люксовых" заведениях.

Кроме того, требования, предъявляемые к официантам и выполняемым ими обязанностям, во многом зависят от конкретного работодателя. Кто-то относится к собственным сотрудникам более лояльно, кто-то – менее.

Рассмотрим общие критерии, которым должны соответствовать специалисты сферы обслуживания, а именно официанты.

Работа с посетителями

Гости ресторанов и кафе практически никогда не знают, кто готовит их блюда. Однако они всегда контактируют с официантом, который играет роль связующего звена между кухней и залом.

Он едва ли не первым встречает посетителей, поэтому его обязанность – создавать атмосферу гостеприимства. Каждый гость должен ощущать доброжелательный настрой. Требования к официанту обязывают его быть всегда вежливым и доброжелательным. Излучая позитивный настрой, он формирует благоприятное впечатление о заведении. Посетители возвращаются снова, ресторан получает прибыль, а официант – чаевые.

Работа с клиентами – это всегда повышенный уровень стресса. Ведь посетители бывают разными. Среди них могут попадаться конфликтные и агрессивные личности. Однако требования к официанту обязывают этого сотрудника оставаться предельно вежливым и тактичным.

На этой должности работодатели предпочитают наблюдать общительных сотрудников, способных найти подход абсолютно к любому посетителю. Ведь гостями ресторана могут стать люди разных возрастов, профессий и характеров.

Внешний вид

Многие должности в современном мире требуют соблюдения определенных правил, касающиеся внешнего вида сотрудников. Требования к внешнему виду официанта – одно из ключевых. На протяжении всей смены он находится на виду у посетителей. Вот почему этот сотрудник должен выглядеть опрятно и производить на посетителей благоприятное впечатление собственным внешним видом. Помимо этого официант должен красиво двигаться, а не быть неуклюжим. Это не только неэстетично, но и может обернуться неприятным казусом, если сотрудник случайно разобьет посуду или заденет кого-либо из гостей.

Знание меню

В первую очередь сотрудник должен разбираться в меню. Это едва ли не основная его обязанность. Неслучайно многие владельцы ресторанов устраивают официантам экзамен на знание меню, от которого в дальнейшем зависит уровень заработной платы сотрудника.

Итак, работник зала должен не только знать перечень присутствующих в меню блюд, но и знать, какие ингредиенты входят в их состав, каким вкусом обладают и т. д. Кроме того, задача официанта состоит в том, чтобы давать рекомендации посетителям, которые не могут сориентироваться в предложенном меню и сделать выбор. Специалист должен выяснить вкусовые пристрастия гостя и на основе этой информации подобрать наиболее подходящие блюда из представленных.

Требования к работе официанта

Официант должен знать правила сервировки стола, назначение посуды и столовых приборов, а также название каждого предмета. Специалист должен знать, в какой очередности подаются блюда и напитки, какие требования предъявляются к внешнему виду и температуре подачи. Также официант должен уметь подбирать алкогольные напитки к тем или иным блюдам.

Сотрудник, прекрасно осведомленный о составе меню, сможет быстро и правильно ответить на вопросы, возникающие у посетителей. Он не растеряется, если гость спросит о составе гарнира, порекомендует, какие лучше выбрать напитки и основные блюда. Если в наличии нет блюда, которое желает посетитель, официант должен подобрать замену.

Этика

Каждый сотрудник должен обладать определенным уровнем культуры, знать технику обслуживания, а также правила поведения за столом. Работая с гостями, официант должен быть сдержанным и предусмотрительным, проявлять чувство такта и вежливость. Даже несмотря на плохое настроение, сотруднику важно сохранять доброжелательный настрой. Ведь именно от него во многом зависит, в каком настроении посетители будут покидать заведение.

Основные принципы

Официант должен быть приветливым и радушным, чтобы едва переступив порог гости смогли понять, что в этом заведении их рады видеть.

Сотрудник должен быть внимательным и обладать хорошей памятью, чтобы случайно не перепутать заказы и не расстроить посетителей, которые хотят приятно провести время, а не вступать в конфликты. Кроме того, важно помнить цены и в целом хорошо ориентироваться в меню заведения. Некомпетентный официант вызывает недоверие у посетителей. Сотрудник должен знать особенности работы с контрольно-кассовой машиной и быстро производить расчеты, чтобы не задерживать гостей.

Основные требования к официанту также включают в себя необходимость встречать, провожать и обслуживать гостей во время их присутствия в заведении. Даже если кто-либо из посетителей раздражает сотрудника, это никаким образом не должно отражаться на его поведении или общении. Обслуживание должно быть безукоризненным.

Требования к рабочему месту официанта включают в себя необходимость поддерживать порядок и правильно организовывать хранение необходимых в работе предметов.

Важные аспекты

Помимо всего прочего сотрудник должен выполнять распоряжения своего руководства и соблюдать должностную инструкцию компании, в которой работает.

  • Выходить на работу в соответствии с графиком.
  • Соблюдать дисциплину.
  • Следить за сохранностью имущества и прочих материальных ценностей в заведении.

Запрещено

Как и в работе других сотрудников в деятельности официанта существуют действия, которые нельзя совершать, находясь на рабочем месте.

  • Покидать зал без предупреждения.
  • Подсаживаться к посетителям и принимать от них угощения.
  • Сидеть в зале для посетителей и принимать пищу наравне с гостями.
  • Собираться группами, а также громко разговаривать или смеяться, привлекая внимание посетителей.
  • Обслуживать гостей заведения, находясь в нетрезвом состоянии.

Соблюдая возлагаемые на него обязанности, официант может хорошо зарекомендовать себя среди начальства. Кроме того, безукоризненное обслуживание повышает вероятность получить чаевые. Это напрямую влияет на доход. Ведь некоторые заведения выплачивают официантам довольно скромный оклад, позволяя при этом забирать чаевые, которые оставляют довольные посетители. Вот почему сотрудники стараются быть приветливыми и доброжелательными по отношению к посетителям ресторанов.

Комментарии