Что такое принцип социальной нравственности в психодиагностике
При проведении психологической диагностики специалист должен придерживаться этических правил, которые отражены в международном кодексе практического психолога. Принцип социальной нравственности включает в себя как ответственность психолога за качественное проведение диагностики, так и обеспечение исследуемому человеку позитивного состояния как в процессе исследования, так и в дальнейшей практической работе по результатам диагностики.
В курсе изучения психодиагностики студенты психологических специальностей, прежде всего, изучают, что такое принцип объективности и надежности, т.к. от качества подбора диагностических методик зависит и качество результата исследования. Объективность психологических методов диагностики достигается за счет их разработки группами ученых, апробации их на большом количестве испытуемых и опубликованных в научных изданиях с указанием ключа к результатам испытания.
Принцип социальной нравственности предполагает постановку диагноза в результате проведения психодиагностики по количеству полученных баллов в результате ответа на вопросы, выбора суждений, которые наиболее ценны для испытуемого, или по количеству значимых признаков, которые относятся к тому или иному состоянию исследуемого. Поэтому дополнительно используется принцип измерений, когда при изучении нефизических объектов используется цифровая символизация изучаемых свойств. Так, например, при изучении детской агрессивности исследователь проводит методику «Частотный счет», когда наблюдение за объектом проводится в течение нескольких дней с подсчетом наблюдаемого явления в поведении ребенка. Это даст возможность не только подсчитать количество агрессивных актов, но и проанализировать, в каких ситуациях и при каких условиях случаются наблюдаемые ситуации.
Для любого специалиста важно понимать, что такое принцип конфиденциальности, который является основным этическим принципом как при проведении психологической, так и педагогической, и социальной диагностики. Если человек сам обращается к специалисту для диагностики, то и результаты сообщаются только ему, а не его родственникам или коллегам по работе.
Даже для проведения научных исследований используются принципы морали, скрывающие имена, профессию и другие сведения об испытуемых, по которым можно было бы догадаться, о ком собрана информация. В научной работе каждый испытуемый обозначается буквой или цифрой, а остальные сведения хранятся у исследователя в архиве.
Диагностика, помимо своей исследовательской функции, должна нести в себе формирующий эффект, т.е. давать индивиду новые знания, которые помогают исследуемому лучше познать свои особенности без ущерба для себя и своего психического состояния. Результаты диагностики не должны быть использованы для сбора досье на человека, для обоснования его некомпетентности в профессии. Наоборот, любая диагностическая процедура должна использоваться с целью развития личности.
Каждый специалист постоянно должен повышать квалификацию, проходить курсовую подготовку, чтобы не только пополнять знания о новых методиках, но и повышать свою компетентность, ориентироваться, что такое принцип ненанесения ущерба или добровольности, или принцип научной обоснованности.
Курсовую подготовку специалисты в области образования проходят для того, чтобы подтвердить или повысить свою профессиональную квалификацию. Психолог может выйти на аттестацию раньше намеченного срока, если разработал собственную программу, проект или диагностику, которая успешно была применена им в практической деятельности, если были получены положительные результаты в обучении и воспитании детей. В своем аналитическом отчете психолог может описать, что такое принцип профессиональной кооперации, когда диагностика разрабатывается, апробируется и совершенствуется группой коллег. Именно такая коллективная кооперация позволяет оставаться психодиагностике социально нравственной, моральной, объективной и надежной для всех участников процесса исследования.