Тверская областная картинная галерея (ТОКГ)

Тверь - город и административный центр Тверской области в России. Историческим наследием Твери, сохранившим в целости множественные произведения искусства, является Тверская Областная Картинная Галерея (ТОКГ).

Одно из примечательных зданий города - Путевой дворец. Головное здание Тверской областной картинной галереи (адрес: г. Тверь, ул. Советская 3) - это бывший императорский дворец, возведенный для императрицы-матушки Екатерины II. Тверичане называют дворец Путевым, т. к. он стоял на дороге между двумя столицами – Москвой и Санкт-Петербургом.

Кроме головного здания у ТОКГ есть филиалы: Музей Домотканово, где хранятся работы В. Серова, музей из поселка Эммаус и ожидающая посетителей дача «Чайка» в Удомельском районе.

Огромный интерес представляет коллекция Тверской областной картинной галереи.

Как образовался фонд галереи

Тверичане могут гордиться коллекцией областной картинной галереи, в которой более 36 000 памятников искусства: лучших образцов живописи, резьбы по дереву и других работ мастеров ушедших школ и эпох. Здесь собрана настоящая история Твери!

История образования галереи начинается с середины XIX столетия. В 1866 году по желанию уважаемых людей города П. Р. Багратиона, Н. И. Рубцова, Ф. Н. Глинки и, конечно же, знаменитого и уважаемого главы А. Ф. Головинского, был создан для посещения «музеум». Это был первый в Твери музей, первая ласточка провинциальных музеев в "глуши" Российской империи. Первые его посетители могли увидеть лишь 4 работы: портреты адмирала Корнилова, гравера Уткина, изобретателя Волоскова, именитого купца Савина - именно они легли в основу экспозиции.

Кроме древних фресок, икон и портретов, до сих пор считаются ценными и уникальными два оригинальных деревянных рельефа - редкость для современных музеев. Раскрашенные работы созданы на стыке XVIII и XIX веков. Название рельефов «Крестьянская свадьба» говорит само за себя.

Интерес представляет икона XVII века «Михаил и Арсений Тверские с тверским кремлем». Икона была передана в дар галерее известным в столицах собирателем П. И. Щукиным в 1893 году.

Ценными являются картины, в основном это пейзажи и портреты кисти П. С. Дрождина, Г. В. Сороки, А. В. Тыранова и др.

Тверская областная картинная галерея в послеоктябрьский период

Поступление в фонд музея коллекций живописи и предметов быта из национализированных усадеб началось с 1917 года. Экспозиция обновилась не только количественно, но и качественно - Тверская губерния славилась многочисленными поместьями. Поворотный для страны 1917 год для галереи стал знаковым - он изменил облик ее выставочных залов навсегда.

Лучшие картины были доставлены из имения Волосово (Степановское) в Зубцовском уезде, принадлежавшего ранее роду Куракиных. Собрание содержало более пятисот живописных работ, среди которых были чудесные оригинальные полотна европейских мастеров: портреты членов царской семьи Романовых, портреты представителей рода Куракиных, их родственников, знакомых и друзей дома, выполненные кистью весьма известных художников. Сегодня гордо звучат имена мастеров характерного портрета: И. Я. Вишняков и Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский.

Иконы и фрески в фонде галереи

Наиболее древние из образцов искусства, хранящиеся в фонде ТОКГ – иконы и фрески. Тверская школа считается одной из лучших местных школ древнерусской живописи XIII-XV века, ее наследие собраны в Третьяковке и других крупных музеях. По суровости стиля тверская школа тяготеет к балканской, сохраняя, однако, свои собственные стилевые находки.

Отдельно в зале представлены иконы работы С. Ушакова, произведения искусства которого заслуживают отдельного внимания.

Симон Ушаков

В Твери проживал и писал образа знаменитый иконописец XVII века Симон Федорович Ушаков (1626-1686), один из главных жалованных изографов царя. Ушаков занимал очень престижную позицию: возглавлял мастерскую написания икон Оружейной палаты. Он был выдающимся художником-новатором, пытавшимся изображать на образах не канонические плоские, а объемно вылепленные светотенью лица. Ушаков придавать каждому лику характерные черты, старался изобразить движение, т. е. пытался внести в иконопись России то, чего в ней еще не было.

Он постоянно изобретал все новые композиции для икон, не обходил вниманием достижения западных иконописцев, уделял внимание живой натуре. Работы С. Ушакова весьма разнообразны: выполнение стенных росписей, написание икон и парсун, роспись знамен, рисование географических карт, планов и др.

Галерее по праву принадлежит его иконы святых Князя Владимира (отец святых Бориса и Глеба), а также преподобных Аркадия Новоторского и Моисея Угрина. Последняя исполнена вместе с учеником в 1677 году, когда Ушаков был полон сил и возможностей для создания настоящих шедевров. Именно шедевром стала икона: фигуры на ней светлы и красивы, торжественно-величественны и объемны, цвета ярки и гармоничны.

Валентин Серов

Работы знаменитого художника Валентина Серова (картины) также можно увидеть в галерее. Валентин Александрович Серов (1865–1911) не всегда был реалистом. Внимания достойно его высокохудожественное соединение классической академичности, авангарда и современных ему западно-европейских течений (импрессионизма, например).

Это делает картины художника неподражаемыми. Он стал одним из первопроходцев стиля модерн в русском искусстве XIX-XX столетий, но в его лучших работах сияет свет реализма.

По большей части картины В. Серова из ТОКГ - рисунки, однако есть и живопись. Необходимо отметить «Портрет Ольги Федоровны Трубниковой», который можно отнести к ранним, семейным работам художника, хотя тогда Ольга Федоровна еще не была его женой.

Валентин Серов женился в 1889 году. Семья была большой и дружной. Возможно поэтому все семейные и детские портреты отмечены нежной радостью, тончайшими характерными нюансами, любовью к моделям.

Серов был, без сомнения, одним из лучших портретистов, жизнеутверждающим и сильным. Его портреты отличала способность полно и глубоко почувствовать индивидуальность человека. Это сразу же замечаешь, рассматривая «Портрет Ольги Федоровны Трубниковой».

Появлением ряда работ художник обязан усадьбе Домотканово, которая принадлежала другу, однокашнику и родственнику – Владимиру Дервизу. Валентин Александрович успешно работал в полюбившейся ему усадьбе. Здешние трава и деревья, воздух и добрая дружеская обстановка настроили его на целый ряд полотен, считающихся лучшими. Это ставшие знаменитыми «Девушка, освещенная солнцем» (1888), «Заросший пруд. Домотканово» (1888), «Октябрь. Домотканово» (1895) и ряд "крестьянских" полотен.

Галерея сейчас

Галерея сейчас полна произведений не только именитых авторов, но и современников. Здание галереи в данный момент отреставрировано и ждет тех, кто поймет ценность и прочувствует уникальность коллекции, кто сможет посмотреть на выставленные здесь работы не как на картины, а как на произведения искусства, которые надо оберегать, которыми нужно наслаждаться.

Комментарии