Пенитенциарная психология. Проблемы современного развития

Юридический психолог в своей практике сталкивается с различными явлениями, происходящими в сфере взаимодействия человека и права. Если судебная психология рассматривает лишь явления и процессы, протекающие при судопроизводстве, то львиная доля полезного материала находится как до, так и после работы судов.

Современная система исполнения наказаний переживает сложный период реформирования. Мировая практика перехода от выполнения карательных функций к методам перевоспитания невольно коснулась тюремных систем всех стран постсоветского пространства. Эффективность работы нового подхода к практике исполнения наказаний требует от государства дополнительных капиталовложений. В нынешних условиях прогрессирующего кризиса надеяться на какие-либо дополнительные финансовые вливания не приходится. Да и никакие затраты финансовых средств не смогут сыграть возложенной на них роли без соответствующей подготовки персонала и развития соответствующей психологической базы.

Пенитенциарная психология представляет собой раздел юридической психологии, в её функции заложено изучение соответствующих аспектов эффективности как различных видов наказания, так и поведения осужденных, и, что немаловажно, их общностей. Эта наука постоянно совершенствуется и дополняется. Процесс реформирования уголовно-исполнительной системы вносит постоянные дополнения в повседневную практику нынешних работников пенитенциарной системы. Кроме того, пенитенциарная психология касается процессов, выходящих за рамки работы учреждений исполнения наказаний. Ресоциализация и реабилитация лиц на нынешнем этапе играет не менее важную роль, чем сам процесс наказания.

В качестве своего объекта пенитенциарная психология выбирает людей, которые пребывают в границах учреждений, предназначенных для отбывания наказания. Проведение психологического анализа эффективности применяемых к ним средств, методов превентивного и исправительного воздействия позволяет повысить эффективность новых способов работы с лицами, отбывающими наказание.

Проблемы и сложности работы в этой сфере встали остро не только в настоящее время. С момента зарождения государства существовало множество подходов и способов их решения. За последние сто лет произошло существенное их переосмысление и переоценка.

Основной функцией по-прежнему остаётся карательная. Её смысл заключается в том, что осужденного изолируют от общества, его содержат под охраной и постоянным надзором. Вся жизнедеятельность заключённых находится под принудительной регламентацией. Соответственно это вызывает целый спектр негативных переживаний, так как происходит мощное ограничение в удовлетворении целого ряда базисных как социальных, так и физиологических потребностей.

Если рассматривать воспитывающую функцию, которую выполняет режим в целом и пенитенциарная психология в частности, то можно выделить строгость организованности жизни и быта заключённых. Распорядок дня, четкое регламентирование условий, в которых происходит отбывание наказания, накладывает свой отпечаток и на поведение, и на характер людей. Среди положительных воздействий следует отметить постепенное развитие таких качеств, как дисциплинированность, аккуратность, исполнительность.

В создании благоприятных условий для организации труда, воспитательной работы, обучения, полноценной деятельности персонала заключается обеспечивающая функция режима. Но как только человек покидает учреждение отбывания наказания, может возникнуть эффект рецидива. Именно над профилактикой подобного отрицательного явления в настоящее время работают как психологи, так и персонал пенитенциарной системы. Но их усилий зачастую оказывается недостаточно. Для получения более высоких результатов в решении этой проблемы необходимо тесное сотрудничество с местными властями, организациями по трудоустройству и социальному обеспечению слабо защищенных лиц.

Комментарии