Пенитенциарная система в России

Пенитенциарная система – это совокупность различных мероприятий, предпринимаемых в исправительных учреждениях с целью перевоспитания заключенных. Также под данным определением понимают государственный институт, ответственный за исполнение уголовных наказаний.

Первое заведение, в котором тюремное заключение основывалось на началах исправления, появилось в семнадцатом веке в Дании по приказу короля Христиана. Это был приют для несовершеннолетних преступников. В том же веке подобные заведения стали появляться в крупнейших городах Италии и Германии. Столетие спустя в Англии и Северной Америке, бывшей тогда колонией британской короны, зародилась пенитенциарная система. Тюремное общество в Пенсильвании создали в 1776 году, реформировали в 1833. Оно существует и сегодня. Члены данного общества принадлежали к религиозной общине квакеров и делали все, чтобы побудить преступника к раскаянию – в частности, побуждали к самосозерцанию, ежедневному чтению Библии. Но практика показала, что такая пенитенциарная система чаще всего не приносила ожидаемого эффекта. Исключение составляли те немногочисленные случаи, когда заключенные были расположены к исправлению.

Пенитенциарная система в СССР и в РФ в начале девяностых годов управлялась разными ведомствами. Но так было до тех пор, пока исполнение наказаний не стало основной функцией ГУИН МВД. В 1997 году пенитенциарная система России перешла под контроль министерства юстиции. На сегодня в РФ насчитывается до 800 исправительных колоний, около 230 СИЗО, семь тюрем, 62 колонии для несовершеннолетних.

Социальная работа в пенитенциарной системе включает два основных аспекта: психологический и правовой. Стоит рассмотреть каждый из них.

Правовая поддержка - одна из основных функций социального работника. Нередко бывает, что у представителей тюремной администрации в отношении заключенных появляются негативные стереотипы. Также по сей день нередки случаи использования бесплатной рабочей силы в исправительных учреждениях. Нарушение прав осужденных вовсе не способствует их исправлению. Более того, в тех странах, где отношение к заключенным базируется на гуманизме, гораздо меньше рецидивистов. В перевоспитании труд менее эффективен, чем образование. Это доказал Даниэл Глейзер, известный американский ученый. По его мнению, в процессе перевоспитания нужно использовать методы обучения, так как продолжительное образование существенно снижает риск рецидива.

Психологические аспекты социальной работы в тюрьме не менее важны, чем правовые. Впервые попадая за решетку, человек чувствует дискомфорт и напряжение, которое нередко выливается в совершение новых преступлений. Риск получить травму психики у осужденного на 15% выше, чем на воле. В сознании человека после пяти-восьми лет «отсидки» чаще всего появляются необратимые изменения. Поэтому в исправительных учреждениях необходимо создавать службы со штатом квалифицированных психологов и других социальных работников.

Современная российская пенитенциарная система все еще далека от того, чтобы помочь осужденным встать на путь истинный. Например, повсеместно в местах лишения свободы пренебрегают санитарно-гигиеническими нормами. Но позитивные изменения в этой области уже есть.

Комментарии