Себестоимость бензина: принципы ценообразования, примеры расчета

Автовладельцы обеспокоены ростом цен на бензин. В 2019 году стоимость, по прогнозам экспертов, может вырасти до рекордных значений. Водители интересуются, чем вызвано такое явление, из чего складывается себестоимость бензина. Чтобы глубже вникнуть в суть проблемы, нужно рассмотреть, из чего складывается ценник на автомобильное топливо, какими особенностями сопровождается этот процесс. Пример расчета себестоимости и пояснения экспертов будут рассмотрены далее.

Ситуация на рынке

Себестоимость бензина в России складывается под воздействием многих факторов. Рост цен наблюдается уже на протяжении последних 20 лет. Отечественные водители уже свыклись с этим обстоятельством. Но в этом году даже их смогли шокировать нефтяные компании страны. Увеличение расходов на бензин увеличилось настолько, что это ощутили даже пешеходы. Проезд для них в общественном транспорте также подорожал.

Нужно отметить, что за последние 20 лет стоимость бензина значительно выросла. Но себестоимость производства топлива оставалась прежней. Развитие рынка добычи нефти привело к удорожанию барреля с 12 долларов в 1998 году до 135 долларов сегодня. Это объясняется ростом, развитием рынка.

Чтобы рассчитать себестоимость бензина в России, нужно вникнуть во все тонкости этого процесса. Многих наших соотечественников удивляет, почему в государстве, где добывается нефть, бензин для населения продается по рыночной стоимости. Так, например, в ОАЭ, Венесуэле на внутреннем рынке стоимость топлива не повышалась.

Конечно, стоимость российского бензина остается самой низкой в Европе. Но это не мешает поддерживать цену на топливо в стране на уровне рыночной. Этим наша страна кардинально отличается от той же Венесуэлы, где в начале 2018 года стоимость литра бензина составляла 0,02 доллара. В современных российских реалиях это кажется вымыслом. Как же рассчитывается себестоимость? Почему стоимость бензина в некоторых странах в десятки раз меньше, чем в России? В этом вопросе нужно разобраться подробнее.

Составляющие себестоимости

Как же рассчитывается себестоимость 1 литра бензина в России? Нужно рассмотреть эту процедуру в подробностях.

Итак, все знают, что бензин производится из нефти. Для этого применяется 2 метода:

  • прямая перегонка;
  • крекинг (каталитический или термический).

Чтобы добыть нефть, нужно найти ее месторождение, провести геологические разработки. Только после этого проводится бурение. Затем добытое полезное ископаемое транспортируется на завод, где производится переработка. Дальше готовый бензин транспортируют на заправки.

Компания, которая изготовила топливо, должна заплатить ряд налогов и акцизов. Это тоже влияет на себестоимость литра бензина. Чтобы вывести стоимость литра бензина, нужно указать всю цепочку издержек производства:

1 литр бензина = себестоимость геологической разведки + транспортировка + переработка + расходы на розничную продажу + налог на прибыль + акцизный сбор + НДС + НДПИ + совокупная прибыль.

О каждом пункте нужно сказать подробнее. Геологические разведывательные работы проводятся в нашей стране в северных регионах. Здесь на протяжении почти всего года холодно. Также в таких районах нет развитой инфраструктуры. Чтобы добывать здесь нефть, нужно транспортировать на дальнее расстояние оборудование, строить длинные нефтепроводы. Также транспортировку осуществляют при помощи танкеров, цистерн и т. д. В среднем, себестоимость разведки и добычи нефти составляет 9,5-10% цены литра готового продукта.

Иные затраты

Чтобы рассчитать, какова себестоимость бензина, нужно учесть также затраты на транспортировку. Этот показатель зависит от многих факторов. Учитывается дальность расположения нефтеперерабатывающего завода от места добычи полезного ископаемого, тип транспорта, стоимость его обслуживания. Наиболее современным способом является применение трубопроводов. Но даже их нужно обслуживать. Стоимость транспортировки нефти в среднем составляет 1,2% от общей стоимости литра бензина.

Дальше сырье перерабатывают при помощи современных методик до получения конечного продукта. Производственные затраты в среднем составляют 6% от цены литра.

После переработки готовый продукт поступает на АЗС. А это еще одна статья затрат. Расходы на розничные продажи включают в себя приобретение участка для постройки заправки, проведение строительных работ, в том числе построить дороги. Дальше нужно нанять персонал и оплачивать содержание торговой точки. Эта статья в себестоимости бензина составляет около 11%.

Рассматривая, какая себестоимость бензина в России, нужно обратить внимание еще на одну статью затрат. На протяжении всей цепочки производства и доставки топлива потребителю каждая организация требует получения прибыли. Организация самостоятельно закладывает ее уровень в стоимость. Это нужно, чтобы не уйти в минус. Эта цифра составляет порядка 23,3%.

Иногда весь процесс, начиная с добычи и заканчивая продажей конечному потребителю, осуществляет один производитель, например, «Роснефть». Но чаще каждый этап осуществляет отдельное предприятие.

Налоги

По официальным данным 49% себестоимости производства бензина составляют налоги. Каждое предприятие, занятое в процессе изготовления бензина, платит сборы, которые составляют следующее количество от цены:

  • Налог на прибыль – 4,8%.
  • Акциз – 12%.
  • НДС – 15,3%.
  • НДПИ – 16,9%.

По сути, стоимость нефти только на 1/3 влияет на себестоимость литра бензина в России. Основу цены составляют налоги. Причем 49% - это минимальное их количество. В зависимости от технологии производства и прочих нюансов этот показатель может быть выше. По некоторым данным, налоги достигают 73-74% от общего количества цены. Они могут распределяться так:

  • НДПИ – 38,1%.
  • Акциз – 19,16%.
  • НДС – 16,54%.

На сегодняшний день в отрасли сложилась ситуация, когда заправочные станции не могут окупить себя. В 2018 году число убыточных АЗС возросло. Но сами копании, которые занимаются добычей, переработкой и транспортировкой нефти гораздо меньше влияют на цену литра топлива. Такую высокую стоимость объясняют налоги.

Также на это влияют определенные аспекты экспортной политики в отрасли. Основным источником бюджета являются нефтегазовые компании. Если спрос на топливо и прочие продукты нефтепереработки падает, правительство проводит политику компенсации недостающей суммы. Для этого увеличиваются акцизы. В результате растет розничная стоимость бензина.

Но стоит отметить и обратное. Если спрос начинает расти, как ни парадоксально, но цена тоже увеличивается. Компании становится выгодно экспортировать нефть, поэтому тарифы на внутреннем рынке начинают расти. Количество товара сокращается.

Что влияет на розничные цены?

На реальную себестоимость бензина могут влиять сезонные колебания спроса. Так, по мнению экспертов-аналитиков, в сезон массовых отпусков потребность в топливе значительно увеличивается. Летом компании в прямом смысле не успевают производить достаточное количество бензина. Так как спрос растет, по законам рынка увеличивается и стоимость.

Но не только подобные колебания могут влиять на стоимость. Политическая ситуация в стране, экспортная политика и множество иных факторов влияют на ценообразование.

Одной из довольно крупных статей затрат является содержание АЗС. Дело в том, что на сегодняшний день их насчитывается огромное количество. Предложение увеличивается, но возрастают и затраты предприятий на обслуживание торговых точек. Это не может не отразиться на цене. Чем больше заправок у компании, тем выше итоговая стоимость. Чтобы понять, почему существует подобная тенденция, нужно рассмотреть основные нюансы содержания автозаправки. Так, рассматривая, из чего складывается себестоимость 1 литра бензина, стоит отметить, что сюда может входить:

  • Стоимость участка, на котором построена заправка. В городе найти подходящее место довольно сложно. При этом стоимость такого участка порой очень высокая.
  • Дальше проводится спектр строительных работ, оборудование станции по всем правилам. Это пожаро- и взрывоопасный объект, поэтому к разработке проекта, возведению комплекса предъявляют высокие требования. Это повышает стоимость строительных работ.
  • Организовывается процесс перевозки бензина. Чем дальше АЗС находится от нефтеперерабатывающего завода, тем выше стоимость топлива.
  • Зарплаты персоналу. Сотрудники АЗС получают не только ежемесячную оплату за свой труд. Компания начисляет социальные выплаты, оплачивает отпуска, больничные и т. д.

Так как постоянные затраты при возведении и эксплуатации новой АЗС практически отсутствуют, можно утверждать, что чем больше заправок в городе, тем выше стоимость бензина.

Почему в Венесуэле бензин дешевле?

Рассматривая, какая себестоимость бензина в нашей стране, резонно возникает вопрос о столь низкой стоимости топлива на внутреннем рынке Венесуэлы. Почему здесь цена неправдоподобно низкая?

Стоит отметить, что Венесуэла является крупнейшим в мире экспортером нефти. Но главной причиной низкой себестоимости является наличие субсидий государства. Государство оказывает поддержку нефтедобывающим компаниям, которая составляет около 12 млн долларов. Эти средства направляются на оплату топлива, которое приобретается внутри страны. Поэтому литр бензина в Венесуэле стоит дешевле литра воды.

Стоимость топлива в Венесуэле стабильна на протяжении последних 17 лет. Постепенное подорожание может спровоцировать здесь только нестабильность экономики.

Если же рассматривать себестоимость 95 бензина в России, можно отметить, что около 60% налогов от его стоимости оплачивает потребитель. При этом сумма сборов, которая взимается с нефтеперерабатывающего предприятия, составляет 20-30%.

В таких странах, как ОАЭ и Венесуэла поддержка оказывается именно покупателю. Для этого выделяются средства из госбюджета. При этом нефтеперерабатывающие и нефтедобывающие компании оплачивают 70% такого налога. В этом заключается разница подобного ценообразования. В России предусмотрена поддержка для производителей. Но при этом внутренний спрос государство не стимулирует.

Сравнение с рынком США

Себестоимость литра бензина на рынке США формируется по иным законам. Стоимость топлива этой стране близка к уровню нашей страны, но зарплаты здесь выше. Это объясняется рядом причин. Стоит отметить, что в этой стране практически не применяется метод прямой перегонки. Применяя новые, более совершенные технологии, удается получить в 3 раза больше бензина в процессе обработки единицы сырья.

Налог на бензин в США составляет 30-40%, что не сравнимо с нашим уровнем 50-65% или даже выше.

Стоимость здесь также зависит от города. Но в целом покупатели приобретают бензин довольно часто в местечковых АЗС. В крупных городах их заметно меньше. Это позволяет снизить стоимость покупки или аренды участка для строительства заправки. Яркая реклама привлекает покупателей. Они заправляют свои авто преимущественно в таких торговых точках.

Чтобы стабилизировать ситуацию в нашей стране, правительство было вынуждено снизить сумму акциза. Это не привело к снижению розничных цен. Но их рост все же был приостановлен. Так, в период выборов рост цен был искусственно приостановлен. Это привело к тому, что многие заправки стали работать в убыток. Как только выборы прошли, подобные организации были вынуждены поднять стоимость, так как теперь они должны были компенсировать свои затраты.

Теперешнее устройство системы ценообразования

Себестоимость бензина включает в себя, как и прежде, налог. Нефтеперерабатывающие компании его уплачивают дважды. Сначала нужно заплатить за каждую тонну сырья по фиксированной ставке налога на добычу полезных ископаемых. Дальше подавляющее большинство компаний экспортируют нефть в страны Европы. Поэтому они платят еще и экспортную пошлину. При транспортировке нефти она составляет 30%.

Продавать сырье в страны Европы выгодно, так как здесь готовы платить больше, чем потребители на внутреннем рынке. В России продается ровно столько топлива, сколько нужно, чтобы обеспечить минимальную потребность в этом продукте. Неизменно в приоритете остается внешний рынок. Причем сюда экспортируют как нефть, так и готовое топливо. Стоимость бензина, который поставляется в Европу, составляет 7-9 тыс. руб. На внутреннем рынке цена меньше.

Стоит отметить, что порой рост цен формируется в силу естественных причин. Например, при снижении поставок топлива на внутренний рынок возникает его дефицит. Это дает право продавцам повышать стоимость.

Налоговый маневр

Рассматривая, как формируется себестоимость бензина, можно понять сложность ситуации, сложившейся в стране. Чтобы нормализовать ситуацию на внутреннем рынке, планируется провести так называемый налоговый маневр. В период с 2019 по 2024 гг. постепенно, в несколько этапов будут отменены пошлины на экспорт нефти. При этом будет повышаться НДПИ. Это позволит убрать такое негативное явление, как двойное налогообложение. Производители будут перечислять в бюджет единый сбор с добытого сырья.

Такой подход позволит получать единый налог, управляя входящими потоками. Те продукты, которые нефтяники транспортируют на внутренний рынок, будут субсидироваться. Постепенно процесс оптимизации в нефтяной отрасли был начат еще в 2015 году. В это время был увеличен НДПИ. Однако теперь требуется логически завершить преобразования, что и планируется сделать в ближайшие 5 лет.

Теперь для управления и распределения потоков в отрасли нефтепереработки станет «плавающий акциз». Он должен компенсировать разницу между экспортными и внутренними ценами. На сегодняшний момент разница между ними значительная. Она составляет около 8 тыс. руб. за тонну сырья.

Предложенная схема способна компенсировать разницу только в 3 тыс. руб. Предлагается компенсировать только до 1,5 тыс. руб. стоимости. Если такая же разница в ценах сохранится, производителям будет невыгодно поставлять продукцию на внутренний рынок.

Акциз

Большую часть себестоимости бензина составляет акциз. Так как рост цен нужно было экстренно приостановить, этот налог был временно снижен. Эта ситуация сохранится только до конца 2018 года. Далее планируется новое повышение акцизов. Это приведет к дальнейшему росту цен на бензин. Однако в правительстве утверждают, что стоимость останется прежней. При этом нефтеперерабатывающие производства будут обязаны оставить цену на уровне 2018 года.

За неповиновение планируется поднять экспортную пошлину до 90%, несмотря на разработанную программу ее отмены к концу 2024 года. Поэтому в условиях полной неопределенности «заморозить» цены на прежнем уровне становится практически невыполнимой задачей. Можно ожидать только роста стоимости топлива на внутреннем рынке.

Комментарии