Развитие речи в дошкольном возрасте: понятие, особенности и процесс
Развитие речи дошкольников считается довольно длительным и объемным процессом. При этом очень важно искать именно те темы, которые заинтересуют его. При правильном подходе со стороны взрослых малыш с радостью начнет делиться своими эмоциями, впечатлениями и рассказами.
Подготовительный этап
Развитие речи в дошкольном возрасте начинается еще до года. В период с рождения и до 12 месяцев происходит формирование речевого аппарата, а также его подготовка для правильного членораздельного произношения.
Благодаря крику и плачу малыш пытается донести свои потребности. Мамы умеют определять, когда плач вызван негативными эмоциями, а когда, напротив, сопровождается радостью и приветствием.
Гуление приходится на возраст от двух до семи месяцев. Его принято считать первыми разговорами малыша. Грудничок уже может сочетать гласные и согласные звуки, например, «агу», «абу». Самое невероятное в том, что по характеру гуления и интонации можно догадаться, к какой национальности принадлежит ребенок. Ведь малышу в таком возрасте уже свойственно осваивать эмоциональную специфику родной речи.
Следующим скачком речевого развития является лепет. Он начинается с четвертого месяца. Можно отметить, что повторяемые слоги становятся уже эмоциональными. Появляются переднеязычные и губные согласные, например, «ма-ма-ма».
Первые слова малыш может начать говорить в возрасте от 11 до 12 месяцев. Конечно, это исключительно короткие и простые слова (ам, ням, мама, дай). Но кроха употребляет их с пониманием, и порой даже сопровождает произношение жестами.
По достижении годовалого возраста детки осваивают ударные и последние слоги. И произношение большинства слов можно назвать уже вполне разборчивым и понятным.
Первоначальное овладение речью
Основное развитие речи детей младшего дошкольного возраста приходится на период от одного до трех лет и имеет ряд особенностей.
Прежде чем начать говорить самостоятельно, ребенок учится понимать речь окружающих его людей. Нормой принято считать, когда у ребенка в возрасте полутора лет в словарном запасе присутствует несколько основных слов, таких как: папа, мама, дай, тетя, дядя. Примером для подражания крохи во всем выступают родители и близкие люди. Поэтому очень важно комментировать все то, что вы делаете. Ребенку уже свойственно все понимать и запоминать важную информацию.
В возрасте около 1,5 лет малыши еще не могут обобщать слова. Поэтому слово «ням» может означать не только желание кушать, но и просьбу подержать ложку или попробовать есть самостоятельно. Также детям такого возраста свойственно отбрасывать окончания. Вы, наверное, замечали, что ребенок произносит некоторые слова, как будто пытаясь игнорировать некоторые слоги или буквы. Не нужно переживать по этому поводу, пока такие недочеты принято считать нормальными. Со временем ребенок научится произносить правильно звуки и слова. А пока задача родителей заключается в том, чтобы объяснять ребенку, как делать это правильно.
Процесс развития речи в дошкольном возрасте должен сопровождаться частыми разговорами с малышом. Причем очень важно во время рассказа или объяснения использовать жестикуляцию. Для малыша очень важно следить за мимикой, произношением и эмоциональной составляющей. Показывайте и называйте предметы, попавшие вам в поле зрения. На прогулке рассказывайте о природе, собачках, кошечках и птицах, которых вы можете видеть регулярно. Такие события не только запоминаются ребенку, но и оказывают существенную помощь в развитии речевого аппарата.
По достижении двухлетнего возраста дети могут с легкостью различать интонации. Поэтому очень важно при чтении сказки менять тембр голоса. Например, мишка говорит басом, а мышка тихо пищит тонюсеньким голосочком. Деткам нравится такое ролевое сопровождение. И более того, им проще понимать происходящее в рассказе.
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста после двух с половиной лет сопровождается умением говорить словосочетаниями. Обычно предложения состоят из 2-3 слов. Он осваивает закономерность в согласовании различных слов между собой. Уже способен понимать разницу между единственным и множественным числом. Малыш начинает активно пользоваться определенной системой восприятия, которая и становится основным фундаментом для перехода в следующую стадию развития речи.
С 3 до 7 лет
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста приходится на период от трех лет. В этом возрасте малыш с легкостью может описать предмет и даже выстроить небольшое описание, касающееся картинки в книге. Родителям в этот период времени очень важно отвечать на все интересующие вопросы ребенка. А их будет очень много. Помимо этого, уже можно использовать ролевые игры при помощи игрушек. Такое взаимодействие оказывает положительное влияние на развитие речи в дошкольном возрасте.
В 4-5 лет нормой принято считать, когда рассказ или описание предмета понятны не только родителям, но и окружающим людям. Более того, ребенок говорит не только предложениями, но и умеет имитировать голоса разных животных.
Несмотря на то что на ребенка постоянно обрушивается количество новых фраз и слов, он с легкостью их распределяет и классифицирует по необходимым признакам. Так и формируется его словарный запас. Речь ребенка в таком возрасте формируется достаточно просто.
Интересный факт! Будучи лингвистом, К. И. Чуковский определил, почему деткам свойственно ежеминутно создавать новые особые детские наречия. И выяснилось, что малыши создают такие неологизмы не случайно. Они сортируют слова по логическому смыслу, следуя грамматическим правилам. В результате мы можем услышать, как сухарики становятся «кусариками» благодаря смысловому пониманию значения слова «кусать». А собака с длинной шерстью может называться у детей «мохматая».
Стимулирование
Особенности развития речи детей дошкольного возраста напрямую зависят от их окружения. Ведь именно от родных и близких они узнают свои первые слова. Очень важно в этот период преподносить ребенку информацию с правильным и четким звуковым сопровождением.
Поэтому специалисты говорят, как важно максимально часто и много разговаривать с малышом. Существует огромное количество красивых книг с яркими рисунками и детских карточек. Благодаря таким вспомогательным инструментам можно стимулировать развитие речи в дошкольном возрасте. Любые картинки можно обсудить с ребенком. Не обязательно читать описание или текст рядом. Давайте возможность ребенку пофантазировать. Пусть расскажет, что он видит. Если малыш не идет на контакт, то попробуйте начать первыми.
Психология развития детей подтверждает факт того, что речь непрерывно связана с мелкой моторикой ребенка. Такой вывод базируется на знании о том, что речевые и двигательные центры мозга расположены рядом. Поэтому очень важно в период речевого развития применять пальчиковые игры. Самыми популярными считаются лепка и рисование пальцами при помощи специальных красок. Не менее хорошим занятием принято считать перебирание крупы, пуговичек и прочих деталей. Пусть малыш отсортирует их по цветам и размерам.
Когда пора беспокоиться
Развитие речи в младшем дошкольном возрасте не всегда проходит гладко. Оценку способностям крохи можно выставлять в возрасте одного года. Стоит начинать беспокоиться, если кроха в этом возрасте не реагирует на звуки и не может их произносить самостоятельно. В норме ребенок в возрасте 12 месяцев должен активно использовать в общении жесты (махать ручкой, указывать пальчиком и прочее).
При правильном развитии малыш в возрасте от 1,5 года с легкостью имитирует звуки животных (мяу, гав, му, бе, ме), а также с легкостью воспринимает и понимает просьбы.
По достижении двухлетнего возраста родители должны с легкостью понимать не менее половины слов, которые произносит ребенок.
И именно в возрасте двух лет психолого-педагогическая комиссия в ДОУ может поставить ребенку диагноз задержки речевого развития. Важно понимать, что это не приговор, и чаще всего такой диагноз снимается к 4-5 годам. Совсем недавно ЗРР было принято ставить всем двухлетним малышам, у которых словарный запас был менее 200 слов. На сегодня эти показатели значительно уменьшились. И ребенку этого возраста достаточно произносить порядка 50 слов, в том числе звукоподражание и лепет. А также о нормальном развитии детей свидетельствует умение формулировать двухсоставные конструкции.
Помните, что роль развития речи в дошкольном возрасте не преувеличена. Именно поэтому важно соблюдать основные правила. Помните, что не стоит оставлять беспрерывно работать телевизор в помещении, где малыш проводит больше всего времени. Такой звуковой фон не приносит пользы, а лишь мешает крохе развивать коммуникативные навыки. Помимо этого, посторонние звуки и шум мешают ребенку разговориться. Так как вместо активизации собственной речи ему приходится быть вовлеченным в процесс слушания.
Методы развития речи детей дошкольного возраста
Наглядное моделирование считается эффективным способом для коррекции речи у деток. Благодаря данному приему ребенок начинает представлять абстрактные явления, связанные со словами и звуками. Именно такой подход значительно облегчает понимание процесса для ребенка.
Суть данного средства развития речи детей дошкольного возраста заключается в демонстрации свойств обсуждаемого объекта. Допустим, логопед ведет работу с ребенком, направленную на коррекцию нарушения слоговой составляющей. Для этого он может вовлечь ребенка в игру под названием «Пирамида». Суть ее заключается в том, что необходимо разобраться, в какой последовательности должны располагаться картинки по отношению к кольцам, и проделать это на практике. Допустим, нижнее кольцо содержит слова с одним слогом, среднее включает слова с двумя слогами, а третье кольцо – слова из трех слогов.
Пальчиковый массаж
Развитие речи в дошкольном возрасте напрямую связано с мелкой моторикой. Раскраски, мозаика и ощупывание фактурных предметов оказывают положительное воздействие на ручки малыша.
Формирование разговорного навыка осуществляется под влиянием двигательных импульсов, которые передаются от кончиков пальцев. Соответственно, чем больше ребенок занят игрой с маленькими фигурками, тем больше шансов, что в скором времени он хорошо заговорит.
Театр и риторика
Методы для развития речи детей дошкольного возраста базируются на множестве игр. Немаловажным аспектом в данном деле принято считать отдачу от ребенка. То есть если малыш не будет заинтересован в процессе, то результата не следует и ждать.
В процессе игры, направленной на разыгрывание сказок, историй или рассказов, у малыша развивается умение последовательно перечислять события, сохраняя данную информацию в уме. Когда дети сочиняют самостоятельно сценарии для кукольных спектаклей, они учатся создавать сюжет, который строится на завязке, экспозиции, развитии, кульминации и развязке. Согласно такой последовательности событий может быть выстроено и вступление, и речь.
Не менее привлекательным способом является развитие речи детей дошкольного возраста через пересказ. Это могут быть известные сказки и рассказы, которые можно взять за основу сценария к спектаклю.
Выбирая сказки, малыши учатся понимать темы текстов, а также выбирать и систематизировать изложенный материал. Помимо этого, они активно редактируют полученные знания, используя свои дополнения. Они с легкостью передают эмоциональную составляющую своего героя и меняют тембр голоса каждому из персонажей.
Кукольный театр для ребенка можно сделать самостоятельно, а можно приобрести готовый набор в детском магазине. Такие развивающие игрушки разработаны на основе рекомендаций известных детских психологов. Самыми интересными являются пальчиковые персонажи. Ребенок во время игры активно задействует мелкую моторику. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста можно сопровождать кукольным театром с игрушками, которые надеваются на руки, тем более что многие детки в возрасте пяти лет уже могут самостоятельно читать. А набор практически всегда дополнен книжкой с яркими картинками. Рассказы и сказки, написанные в ней, можно смело брать за основу сценария. Конечно, не лишним будет предложить ребенку пофантазировать и внести свои корректировки в сценарий. Давайте ему возможность размышлять и принимать решения по поводу того, что бы он исправил в данном рассказе.
Логопедический массаж
Когда перед родителями стоит цель развития речи детей дошкольного возраста, то в ход идет масса методик и способов. Одним из популярных считается логопедический массаж. Обычно такая манипуляция у большинства людей ассоциируется с лечебным эффектом. Но следует отметить, что массаж оказывает прямое влияние на деятельность головного мозга. Он приводит в тонус центральную нервную систему, а также усиливает нервные соединения между мозгом и мышцами с сосудами.
Разработаны методики, которые положительно действуют на память, аналитику и мышление человеческого мозга, а также на речь.
Был проведен эксперимент на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. В течение восьми месяцев они проходили специальный курс массажа. И уже через 21 день были замечены отличные изменения в активности головного мозга у большинства детей. У детей появилось больше интересов и увлечений. В целом результат данного эксперимента показал увеличение умственных способностей на 75 %.
Всего было проведено 6 курсов массажа. Каждый из них состоял из 10 сеансов и занимал не более 10 минут. Причем такой массаж ребенок сможет со временем повторить самостоятельно.
Десять правил общения с детьми в семье
Средства развития речи детей дошкольного возраста базируются на простых нюансах.
Правило № 1.
При разговоре с ребенком не стоит сразу отвечать ему на поставленный вопрос. Дайте малышу порассуждать на эту тему самостоятельно. Если такой подход не вызывает у крохи действий, то пофантазируйте вместе с ним.
С помощью такого средства обучения ребенок учится понятно выражать собственные мысли, логически рассуждать и отстаивать свою точку зрения. Если малышу трудно выражать свои мысли, то делайте небольшие подсказки.
Правило № 2.
Особенности развития речи детей дошкольного возраста иногда могут быть связаны с нежеланием разговаривать. И чаще всего они предпочитают общаться жестами. Родителям в таком случае необходимо использовать прием «я тебя не понимаю». Причем его действие должно осуществляться в провоцирующей ситуации.
Чаще всего детки ленятся разговаривать, когда видят, что родители их и так понимают, а все их желания выполняются с полужеста или одного слова. Как только создается важная ситуация, и малыш особо не старается донести нужную информацию до родителей, то необходимо использовать этот прием. Старайтесь подходить к процессу деликатно. Ни в коем случае нельзя обижать или унижать малыша.
Рассмотрим, как делать нельзя. Допустим, вы положили на блюдце несколько яблок. Ребенок подходит и указывает на фрукт. Вы начинаете расспрашивать ребенка: «Что ты хочешь?». И явно даете ему понять, что вообще его не понимаете. Малыш раздражается, начинает плакать или кричать.
В результате что выходит? Со стороны ребенка ситуация выглядит так: в блюдце лежат только яблоки. Больше другого ничего нет. Явно же понятно, что ребенок хочет яблоко. Почему же мама делает вид, что не понимает?
Поэтому для правильного решения ситуации необходимо положить в блюдце разные фрукты. А в ответ на указательный жест малыша можно спрашивать: «Ты хочешь персик? Да? Нет? Банан? Скажи да или нет?». Если малыш пытается все равно указать жестом, то дайте ему понять ему, что вы в замешательстве и не понимаете, что он просит. Ждите ответа! Такие ситуации очень хорошо стимулируют развитие речи детей. Причем ребенок не будет плакать и скандалить, а будет стараться из всех сил объяснить, чего же он хочет.
Правило № 3.
Очень важно использовать речевые игры. Допустим, сравнивать аналогичные вещи. Например, спросить ребенка о том, чем отличаются между собой ваши вещи. Это может быть цвет, наличие замочков, пуговиц, молнии и прочего. Детям очень интересны такие детали, и они охотно обсуждают их.
На улице можно попросить малыша найти маленький красный цветочек, невысокое деревце и прочее. В процессе прогулки ребенок будет акцентировать внимание на небольшие вещи и говорить о них, тем самым развивая речь.
Игра с игрушками в прятки. Необходимо расставить на полу несколько зверушек, кукол и т. д. Попросить ребенка отвернуться, объяснив это тем, что сейчас вы спрячете игрушку. Смысл заключается в том, что ребенку необходимо будет сказать, какой игрушки не хватает.
Неплохая забава на развитие разговорной речи – уменьшительные названия. В дороге или на прогулке следует предложить ребенку называть все, что он видит, ласково. Например, магазин – магазинчик, кошка – кошечка, солнце – солнышко и т. д.
Чтобы выучить цвета, ребенка можно стимулировать. Приобретите маленькие сладкие драже для детей разнообразных цветов. И предложите ребенку угадать оттенок, а за правильный ответ можно съесть угаданную конфетку.
В обучении детей очень важна их заинтересованность. Иначе если они не будут вовлечены в процесс, то все усилия окажутся напрасны.
Правило № 4.
Развитие связной речи в дошкольном возрасте требует высокой активности как от ребенка, так и от взрослого. Если мы хотим развивать речь малыша, то и говорить в основном должен он, а не родители. На одно ваше предложение должно приходится пять со стороны ребенка. Если же во время беседы в пять раз больше говорит мама или воспитатель в саду, то развивается речь не детей, а взрослых.
Важно понимать, что развитие происходит исключительно на практике. Именно поэтому такие занятия очень важны. Старайтесь подбирать такие задачи для ребенка, которые требуют максимально развернутого ответа и рассуждений, а также отстаивания личного мнения.
Необходимо задавать вопросы, касающиеся интересов малыша, чтобы он мог развернуто объяснить, почему ему нравится именно это время года, это животное и т. д. Или следует показывать изображение и просить малыша рассказать о том, что он видит на картинке.
Многие детки с раннего возраста начинают учить стишки, и это занятие им очень нравится. Тренируя память таким образом, малыши пополняют свой словарный запас гораздо быстрее.
Правило № 5.
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста должно строиться на красивом, понятном, четком и логичном произношении. Поэтому, разговаривая с ребенком, вы должны соблюдать правильные интонации, говорить неторопливо и делать паузы, для того чтобы малыш имел возможность прокомментировать что-либо по данной теме.
Поиск новых подходов в обучении речи просто необходим. Именно от родителей зависит качество речи малыша. Поэтому постарайтесь найти систему общения, подходящую именно вашему ребенку по возрасту и темпераменту. И отличные результаты не заставят ждать.
Многие родители признаются в том, что после того как они сменили темп разговора на медленный, но в то же время эмоциональный, дети стали больше вовлечены в процесс общения. Сначала говорить в неторопливом темпе будет сложно, но через несколько дней такой подход станет обыденностью. А ребенок заметит, что разговор ориентирован на него и его мнение хотят слышать. Детки, которые в основном молчали, начинают активно разговаривать и комментировать происходящее.
Правило № 6.
Задачи развития речи детей дошкольного возраста со стороны родителей заключаются в постоянном объяснении и комментировании происходящего. Начинать рассказы об окружающем мире, природе, предметах можно с первых дней жизни крохи. Тем самым вы обогащаете словарный запас вашего ребенка и готовите фундамент для развития речи.
С детьми более старшего возраста можно применять игры, задействованные на разговорной составляющей.
Правило № 7.
Обучая ребенка, не стоит забывать о существовании самообразования. Развитие речи детей дошкольного возраста должно включать знания, которые будут открыты ребенком самостоятельно.
Родителям присуще вести учебный процесс с ребенком по принципу заучивания. Если вы требуете от малыша запомнить такие вещи, как «Это автобус, запомни! А это машина, это трамвай, а это поезд!», то вы не задействуете его интеллектуальный потенциал. Он просто запоминает слово, фразу или изображение на картинке. Поэтому если вы покажете ему игрушечную машинку дома, а потом автомобиль на улице и спросите у него: «Это транспорт?», то, вероятнее всего, он растеряется. Ведь малыш запомнил исключительно названия, а смысл предметов и признаки он просто не уловил.
Поэтому начинайте применять игры на различия с раннего возраста. Пусть ребенок учится рассуждать. Положите перед ним несколько предметов и поинтересуйтесь, в чем они похожи, а в чем разные. Чаще всего детям от 2 лет, знающим цвета, свойственно отвечать на вопросы по поводу отличий исходя из информации об оттенке предмета. Например: «Какое яблоко?», в первую очередь следует ответ: «Красное». Поэтому в такой ситуации важно задавать наводящие вопросы. Ведь яблоко еще сочное, сладкое и круглое.
Правило № 8.
Развитие речи среднего дошкольного возраста должно сопровождаться написанием писем. Предложите малышу поиграть в игру, например, составить письмо Деду Морозу или любимому сказочному персонажу. Объясните ему, что он будет диктовать текст, а вы - записывать. А после вы отправите это его любимому другу. При таком подходе у малыша появляется чувство паузы, и он начинает обдумывать, что и как написать. В такой игре отлично развивается синтаксис речи, благодаря чему малыш учится логически строить предложения и подбирать слова в соответствии со смыслом.
Если вы заметили, что ребенок не может самостоятельно начать выстраивать текст, то предложите ему написать о том, что он делал вчера, или о своих любимых увлечениях.
Если малыш при диктовке повторяет несколько раз одно и то же слово, то объясните ему, что так текст получится некрасивым, поэтому часто повторяющееся слово следует заменить.
Правило № 9.
Развитие речи старшего дошкольного возраста может базироваться на мини-спектаклях. Ко дню рождения или к Новому году ребята могут заучить свои роли и выступить. Такие занятия дают толчок не только развитию речи, но и стимулируют творческую составляющую.
Правило № 10.
Не стройте занятия с ребенком исключительно на известных методиках, направленных на развитие речи. Каждая мама лучше всего знает именно своего малыша, поэтому самостоятельно может придумать игры для него.
Средства развития речи дошкольного возраста оставляют место спонтанности. Большинство мам подтверждают факт того, что лучшие методики находят именно в процессе игры с ребенком. Они зависят чаще всего от того, чем малыш заинтересовался или увлекся.