В. И. Ленин "Материализм и эмпириокритицизм: критические заметки об одной реакционной философии": краткое содержание, отзывы и рецензии
В этой статье вы познакомитесь с кратким содержанием "Материализма и эмпириокритицизма" Ленина. Это важный труд для истории марксисткой мысли. "Материализм и эмпириокритицизм" - философский труд Владимира Ленина, опубликованный в 1909 году. Он был обязательным для изучения во всех высших учебных заведениях Советского Союза как знаковая работа в области философии диалектического материализма, часть учебной программы под названием «Марксистско-Ленинская философия».
Ленин утверждал, что восприятие человека правильно и точно отражает объективный внешний мир. К такому же выводу склоняется и весь русский марксизм, философия которого отличается определенным своеобразием.
Фундаментальное противоречие
Ленин формулирует фундаментальное философское противоречие между идеализмом и материализмом следующим образом: «Материализм - это признание объектов в себе вне сознания. Идеи и ощущения являются копиями или образами этих объектов. Противоположное учение (идеализм) гласит: объекты не существуют вне сознания, они являются «связями ощущений».
История
Книга, полное название которой звучит как "Материализм и Эмпириокритицизм: критические заметки об одной реакционной философии", была написана Лениным с февраля по октябрь 1908 года, когда он был сослан в Женеву и Лондон, и опубликована в Москве в мае 1909 года издательством «Звено». Оригинальная рукопись и подготовительные материалы были утеряны.
Большая часть книги была написана, когда Ленин находился в Женеве, за исключением одного месяца, проведенного в Лондоне, где он посетил библиотеку Британского музея, чтобы получить доступ к современным философским и естественнонаучным материалам. Указатель перечисляет более 200 источников для книги.
В декабре 1908 года Ленин переехал из Женевы в Париж, где до апреля 1909 года работал над исправлением доказательств. Некоторые отрывки были отредактированы, чтобы избежать царской цензуры. Он был издан в царской России с большим трудом. Ленин настаивал на быстром распространении книги и подчеркивал, что «не только литературные, но и серьезные политические обязательства» были связаны с ее изданием.
Предпосылки
Это одно из важнейших сочинений Ленина. Книга была написана как реакция и критика на трехтомную работу «Эмпириомонизм» (1904–1906) Александра Богданова, его политического оппонента в партии. В июне 1909 года Богданов был побежден на большевистской мини-конференции в Париже и исключен из ЦК, но он все еще сохранял соответствующую роль в левом крыле партии. Он участвовал в русской революции и после 1917 года был назначен директором Социалистической академии общественных наук.
Материализм и эмпириокритицизм был переиздан на русском языке в 1920 году со статьей Владимира Невского в качестве введения. Впоследствии он появился на более чем 20 языках и приобрел канонический статус в марксистско-ленинской философии, как и многие другие сочинения Ленина.
"Материализм и эмпириокритицизм" Ленина: содержание
В главе I «Эпистемология эмпириокритицизма и диалектического материализма I» Ленин обсуждает «солипсизм» Маха и Авенариуса. Это отвлеченное (на первый взгляд) замечание оказало большое влияние на философию русского марксизма.
В главе II «Эпистемология эмпириокритицизма и диалектического материализма II» Ленин, Чернов и Басаров сопоставляют взгляды Людвига Фейербаха, Иосифа Дитцгена и Фридриха Энгельса и комментируют критерий практики в эпистемологии.
В главе III «Эпистемология эмпириокритицизма и диалектического материализма III» Ленин стремится определить «материю» и «опыт» и рассматривает вопросы причинности и необходимости природы, а также «свободы и необходимости» и «принципа экономим мышления». Этому посвящается много времени в "Материализме и эмпириокритицизме" Ленина.
В главе IV: «Философы-идеалисты как соавторы и преемники эмпириокритики» Ленин рассматривает критику Канта (как со стороны правого лагеря, так и со стороны левого), философию имманентности, эмпирионизм Богданова и критику Германа фон Гельмгольца по «теории символов».
В главе V: «Последняя революция в науке и философском идеализме» Ленин рассматривает тезис о том, что «физический кризис» «исчез из материи». В этом контексте он говорит о «физическом идеализме» и отмечает (на стр. 260): «Ведь единственное свойство материи, признание которого связано с философским материализмом, - это свойство быть объективной реальностью вне нашего сознания».
В главе VI: Эмпириокритицизм и исторический материализм Ленин рассматривает таких авторов, как Богданов, Суворов, Эрнст Геккель и Эрнст Мах.
В дополнение к главе IV Ленин обращается к вопросу: «С какой стороны Н. Г. Чернышевский критиковал кантианство?»
Что такое эмпириокритицизм
Эта философия в привычном нам виде разработана Эрнстом Махом. С 1895 по 1901 год Мах занимал недавно созданную кафедру «истории и философии индуктивных наук» в Венском университете. В своих историко-философских исследованиях Мах разработал феноменалистическую философию науки, которая стала влиятельной в 19 и 20 веках. Изначально он рассматривал научные законы как сводку экспериментальных событий, созданную с целью сделать понятными сложные данные, но позже подчеркнул математические функции как более полезный способ описания сенсорных явлений. Таким образом научные законы, хотя и несколько идеализированные, в большей степени связаны с описанием ощущений, чем с реальностью, поскольку она существует за пределами ощущений.
Цель, которую она (физическая наука) поставила перед собой, является простейшим и наиболее экономичным абстрактным выражением фактов. Когда человеческий разум, обладая ограниченными возможностями, пытается отразить в себе богатую жизнь мира, частью которого он сам является, у него есть все основания действовать экономически.
Философское разъяснение
Мысленно отделяя тело от изменчивой среды, в которой оно движется, мы действительно пытаемся освободить группу ощущений, к которым привязаны наши мысли и которые относительно более устойчивы, чем другие, от потока всех наших ощущений.
Позитивизм Маха также повлиял на многих русских марксистов, таких как Александр Богданов. В 1908 году Ленин написал философское произведение «Материализм и эмпириокритицизм» (опубликовано в 1909 году). В нем он подверг критике махизм и взгляды «русских махистов». Ленин также привел в этой работе концепцию «эфира» как средства массовой информации, через которое распространяются световые волны, и понятие времени как абсолюта.
Эмпириокритицизм - это термин для строго позитивистской и радикально эмпирической философии, основанной немецким философом Рихардом Авенариусом и развитой Махом, которая утверждает, что все, что мы можем знать, - это наши ощущения и что знание должно быть ограничено чистым опытом. Этот тезис также звучит в "Материализме и эмпириокритицизме" Ленина.
Критика других философских школ
В соответствии с эмпириокритической философией, Мах выступил против Людвига Больцмана и других, которые предложили атомную теорию физики. Поскольку никто не может наблюдать вещи размером с атомы напрямую, и поскольку ни одна атомная модель в то время не была последовательной, атомная гипотеза Маха казалась необоснованной и, возможно, недостаточно «экономичной». Мах оказал непосредственное влияние на философов Венского круга и школу логического позитивизма в целом.
Принципы
Маху приписывают ряд принципов, которые определяют его идеал физического теоретизирования - то, что сейчас называется «физикой Маха».
Наблюдатель должен основываться исключительно на непосредственно наблюдаемых явлениях (в соответствии с его позитивистскими наклонностями). Он должен полностью отказаться от абсолютного пространства и времени в пользу относительного движения. Любые явления, которые кажутся связанными с абсолютным пространством и временем (например, инерция и центробежная сила), следует рассматривать как возникающие в результате крупномасштабного распределения материи во Вселенной.
Последнее выделяется, в частности, Альбертом Эйнштейном, как принцип Маха. Эйнштейн назвал это одним из трех принципов, лежащих в основе общей теории относительности. В 1930 году он заявил, что «считает Маха предшественником общей теории относительности», хотя Мах, до его смерти, по-видимому, отверг бы теорию Эйнштейна. Эйнштейн знал, что его теории не соответствовали всем принципам Маха, и никакая последующая теория не выполняла их, несмотря на значительные усилия.
Феноменологический конструктивизм
По словам Александра Риглера, работа Эрнста Маха была предшественницей конструктивизма. Конструктивизм считает, что все знания построены, а не получены учеником.
Диалектический материализм - философия Маркса и Ленина
Диалектический материализм - это философия науки и природы, разработанная в Европе и основанная на трудах Карла Маркса и Фридриха Энгельса.
Диалектический материализм адаптирует гегелевскую диалектику к традиционному материализму, который исследует субъекты мира по отношению друг к другу в динамичной, эволюционной среде, в отличие от метафизического материализма, который исследует части мира в статической, изолированной среде.
Диалектический материализм принимает эволюцию мира природы и появление новых качеств бытия на новых этапах эволюции. Как отмечает З.А. Джордан, «Энгельс постоянно использовал метафизическое понимание того, что высший уровень существования возникает и имеет свои корни в нижнем; что более высокий уровень представляет собой новый порядок бытия со своими неприводимыми законами; и что этот процесс эволюционный прогресс регулируется законами развития, которые отражают основные свойства «материи в движении в целом».
Формулировка советской версии диалектического и исторического материализма (например, в книге Сталина «Диалектический и исторический материализм») в 1930-х годах Иосифом Сталиным и его соратниками стала «официальной» советской интерпретацией марксизма.
"Материализм и эмпириокритицизм" Ленина: рецензии
Что можно сказать о рецензиях на этот труд? Эта работа была горячо принята русскими марксистами и рассматривается многими как один из основных трудов Ленина. Эту книгу очень любят и современные коммунисты. "Материализм и эмпириокритицизм" Ленина, отзывы на который пишутся до сих пор, оказал очень большое влияние на марксистскую мысль.
Рецензенты подчеркивают, что в этой работе Ленин раскрыл реакционный характер эмпириокритицизма, подчеркнул его устаревший характер и буржуазный дух позитивизма как такового. Позитивистский псевдоматериализм, по мнению Ленина, был создан для обслуживания интересов буржуазии как класса, а также нивелировать роль клира для того, чтобы поставить его в невыгодное положение по сравнению с буржуазией.
При этом Ленина хвалят за то, что он подчеркивает эволюционный характер диалектического материализма. Диалектический материализм, по мнению многих рецензентов, является философией эволюционно высшей по сравнению с позитивизмом, и нацелен на преобладание новых трудовых отношений, чем те, которые были поддержаны философами-позитивистами.