Чувственное и рациональное познание и его понимание в гносеологии
Традиционно познание понимается, как процесс взаимодействия субъекта с объектом, который помогает определить содержание реальности – то есть, того, что есть, могло быть, было и будет. В культуре символом этого процесса можно счесть фигуру прорицателя Тиресия из «Одиссеи». При изучении такого вида человеческой деятельности возникает одна из основных антиномий: как соотносятся чувственное и рациональное познание. Ярче всего эта проблема выражена у Ницше: он противопоставил такие феномены, как трагический и сократический, аполлоновский и дионисийский. Это же противостояние появляется и у Льва Шестова, как противоположность между «Афинами» и «Иерусалимом». Вся история философии пронизана оппозицией между дискурсивным и интуитивным, и попытками объединить их в некое целое.
Язык философии в большинстве случаев является многопластовым, и потому в понятиях «чувственное» и «рациональное» познание можно выделить несколько значений. Под ratio понимается логическое мышление, связанное с определенными формами, заранее заданными формулировками (понятия, суждения, дефиниции, аксиомы). Такой вид мышления чаще всего является аналитическим, в нем используются индуктивные и дедуктивные методы. Как правило, рациональный вид постижения мира стремится к природной и общественной упорядоченности, он предпочитает способ концептуально-дискурсивного понимания, а его основным достижением является совокупность методов и форм, представляющих собой принципы научного исследования. Правда, современная философия, как, например, Фейерабенд, говорит о том, что существует несколько типов рациональности.
Чувственное познание и его формы, такие как ощущение, восприятие и представление, преимущественно объединяют с феноменом нерационального. Одним из его компонентов является иррациональное, которое в свою очередь делится на инстинктивную реакцию на мир (ее тоже можно сделать предметом исследования) и некие темные, бессодержательные, антагонистические разуму порывы. Далее идет несознательное (подсознательное), представляющее собой особую сферу, отличную от явлений, подвергающихся осмыслению. Первым его существование угадал Лейбниц, который назвал его «темными перцепциями». Затем к этому феномену обратились немецкие романтики, угадав в нем естественный источник творчества. Согласно Фрейду, это могучая, противостоящая сознанию сила, которую можно попробовать контролировать с помощью психоанализа.
Чувственное и рациональное познание, их анализ и понимание, связаны с исследованием такого интересного понятия, как интуитивное. Есть множество типов интуиции, которые могут приближаться к логическому мышлению, или же совсем с ним не соприкасаться. Существует рациональная эвристика – это такое вид познания, когда истина открывается субъекту не постепенно, а внезапно, одномоментно. Способ познания, происходящий как бы скачкообразно, называется интеллектуальной интуицией, а научное озарение (инсайт) – является элементом рационального подхода к изучению проблемы. Фактически, это еще одна форма рационального познания. Под интуицией понимают и художественную модель постижения мира, отличную от научной, и способ бытия человека, и даже определенный вид ценностей (с точки зрения Гуссерля и Шелера они выявляются не через ум, а в актах любви или ненависти, например, идиосинкразия).
В зависимости от времени, места действия, конкретного философа, наличествуют разные теории, обосновывающее то, как соотносятся чувственное и рациональное познание. Однако, в общем, их можно разделить на три группы – 1) концепции, которые полагают, что эти два вида мыслительной деятельности полностью отрицают друг друга; 2) теории, не только противопоставляющие, но и разграничивающие сферы их применения и 3) учения, пытающиеся найти единый источник для обеих форм познания, а также варианты их взаимодействия и интеграции. Подобное разделение характерно и для философии культуры, где мы наблюдаем как противопоставление того и другого под видом Жизни и Духа, переживания и рефлексии, эйдоса и логоса, созерцания и понятия, сердца и головы, так и попытки свести их к единому знаменателю.