Что должен уметь ребенок двух лет: развитие и занятие в домашних условиях
Родители большинства двухгодовалых малышей наконец-то вздыхают с облегчением, потому что очаровательный карапуз, который требует безраздельного внимания, постепенно превращается в самостоятельного, пусть очень упрямого ребенка. Прежнее очень активное физические и психическое развитие замедляется, потому что дети уже умеют ходить и бегать, овладевают начальными навыками самообслуживания, уверенно обращаются с мелкими предметами. Нервно-психическое развитие зависит от того, как родители занимались с ним в первые годы жизни.
Физическое развитие
Уже в два года физическое развитие мальчиков и девочек различается. Девочки весят от 12 до 14 кг, рост составляет приблизительно 84-90 см, мальчики вырастают до 86-92 см, вес — 13-16 кг. К двум годам дети уверенно ходят, бегают практически без падений (разве что спотыкаются по неосторожности), умеют перешагивать через препятствия, спускаться по наклонной плоскости и ходить по лестнице. Большинство малышей очень любят активное времяпрепровождение, а движение без цели их уже не привлекает.
Двухлетки на прогулке хотят не просто ходить, а кататься на качелях, забираться на лестницы, играть с мячом, бегать друг за другом и копать песок лопаткой. Движения ребенка становятся заметно увереннее. Родители могут заметить первые наклонности к определенным видам спорта: мальчики начинают заинтересованно играть в футбол, девочки танцуют или занимаются гимнастикой, дети могут перепрыгивать через невысокие препятствия или ходить по брусу.
Мелкая моторика
Особое внимание в развитии ребенка двух лет нужно обратить на мелкую моторику. В этом возрасте можно постепенно начинать подготовку к школе, потому что движения руками у детей связаны не только со зрительной координацией, но и с работой головного мозга. Двухлетки хорошо владеют обоими руками и чаще всего уже становится понятно будет малыш левшой или правшой. Ребенок начинает действовать обоими руками одновременно все реже, отдавая предпочтение ведущей при рисовании, лепке и других творческих занятиях.
Чтобы обеспечить гармонию, половина программы развития ребенка в 2 года должна быть сконцентрирована на мелкой моторике. Занятия нужно проводить регулярно. Двухлетки очень любят лепить из пластилина, делать простые аппликации из заготовок или вырезать крупные фигуры ножницами под присмотром родителей, рисовать карандашами, красками, фломастерами на любых поверхностях, какие только попадутся. Не нужно бояться давать ребенку в руки ножницы, кисти и краски, но на первом занятии нужно обязательно объяснить, как обращаться с этими предметами.
Ошибки родителей
Занятия для развития ребенка двух лет предусматривают достижение какого-либо результата, которым может быть рисунок, аппликация, фигурка из соленого теста или пластилина. Но многие родители совершают серьезную ошибку, делая все самостоятельно или выбирая слишком сложные для двухлетки задачи. Ребенок в таком возрасте еще не может ровно резать бумагу, рисовать по образцу или по клеткам, не понимает, зачем вырезать ровные квадраты и круги.
Малышу нужно дать сначала рассмотреть предложенные предметы. Кисти и краски, фломастеры, цветная бумага, другие инструменты и материалы для творчества наверняка его заинтересуют. Только когда ребенок все рассмотрит и наиграется, можно предложить какое-то простое задание. Очень хорошим результатом считается, если двухлетка умеет правильно держать в руке ножницы, аккуратно раскрашивать крупные картинки, делать из пластилина шарики и «колбаски».
Противоположный (и тоже ошибочный) подход — оставить малыша разбираться со всем самостоятельно. Любая программа развития ребенка двух лет предусматривает сначала знакомство с предметами, материалами для творчества, вспомогательными инструментами, выполнение нескольких базовых поделок и уже потом относительно самостоятельное творчество. В этом возрасте малыш еще не понимает, что можно делать с пластилином, цветной бумагой, клеем, ножницами и красками. Поэтому родителям нужно продумать программу развития моторики ребенка 2 лет так, чтобы он постепенно переходил от простых занятий (например, раскраска простого рисунка) к более сложным (рисование по образцу).
Поведение двухлетки
В двухлетнем возрасте поведение послушного и любящего малыша вдруг резко меняется. Он превращается в упрямого и непоседливого шалуна, который спорит с родителями и уверенно отстаивает свою самостоятельность. К двум годам дети понимают вопросы и отвечают на них, учатся выражать свои мысли, сообщают о собственных желаниях (иногда даже слишком настойчиво), могут поддержать беседу со взрослыми, рассказать как прошел день.
Период от двух до трех лет детские психологи называют сенситивным, потому что именно в этом возрасте проходит важный этап в развитии речи. Ребенок уже не просто учится говорить, а умеет правильно произносить слова, понимает их смысл и усваивает важнейшие составляющие родной речи, например, умение правильно строить предложения, отвечать на вопросы, произносить звуки и слоги отдельно. В этом возрасте вполне можно начинать обучение иностранному языку, но только в том случае, если у двухлетки нет проблем с родной речью. Малыш будет с удовольствием узнавать значение новых слов и выражений, а совсем скоро любимым словом станет «почему».
Развитие речи ребенка
Для развития речи ребенка двух лет важно как можно больше читать вместе с ним, рассказывать сказки и просто разговаривать. Детские психологи заметили, что современные технологии (просмотр видео на компьютере или смартфоне, мультики по телевизору) не подходят для развития речи, а дети, которые много времени проводят перед экранами устройств, испытывают трудности со связным выражением своих мыслей даже в школьном возрасте, у них слабо развито воображение и ограничен словарный запас.
В полтора-два года словарный запас ребенка составляет от 40 до 100 слов, к концу второго года может достичь 300 слов. Речевое развитие детей 2 лет предполагает умение сочетать слова в фразы и простые предложения по смыслу. Если образовывать фразы не получается, то родителям нужно научить его: правильно произносить не отдельное слово, а все предложение целиком. Пополнению словарного запаса способствует то, что двухлетка, увидев новый предмет, пытается узнать о его функциях, часто спрашивает, как называется предмет, зачем используется. На все эти вопросы родителям нужно отвечать развернуто.
Игры для развития речи детей 2 лет многочисленны, но лучше всего просто читать книги и разговаривать с малышом, ведь ничто не заменит живое заинтересованное общение. Для чтения лучше выбирать книги с яркими картинками, легким и понятным текстом. Нужно стремиться не просто быстро прочитать сказки и стихи, а читать с выражением, стараться донести до двухлетки смысл прочитанного. Необходимо вовлекать ребенка в обсуждение прочитанного, заставляя сочувствовать или сопереживать сказочным персонажам. В два года многие малыши любят несложные стихи Корнея Чуковского или Агнии Барто, сказки про животных и русские народные.
Познавательные способности
Развитие ребенка двух лет все еще определяется тем, что он не может долго сосредотачивать внимание на одном объекте. Это возрастная особенность, которой многие родители пользуются в свою пользу, отвлекая внимание малыша по необходимости. Двухлетка понимает назначение предметов в домашнем обиходе, пытается их применять, продолжает осваивать столовые приборы и предметы личной гигиены. Ребенок умеет собирать пирамидку и играть в конструктор, соотносит объемную геометрическую фигуру с плоской (куб и квадрат, круг и шар), определяет предмет по признакам (тяжелый, мягкий, твердый, большой), ориентируется в простых величинах, например, сравнивания игрушки по цвету, размеру, весу, может назвать цвет игрушки, рисует линии разной направленности и длины.
Любимые игры в два года
Развитие ребенка двух лет напрямую связано с игровой деятельностью, которая остается основной. Малыш уже осознанно совершает какие-то действия и хочет узнать побольше интересного об окружающем мире. При планировании занятий для детей 2 лет для развития нужно учитывать, что двухлетки могут сосредотачивать внимание только на небольшом количестве предметов, быстро увлекаются новым занятием, но и теряют к нему интерес за короткое время. Играть нужно в простые для восприятия игры и непродолжительные по длительности.
Самостоятельные игры двухлетки становятся боле эмоциональными и сложными. В группе дети разыгрывают сцены из сказок, сюжеты, любят играть в «домик» или «дочки-матери», готовить еду, «лечить» игрушки, создают домашние «парикмахерские» или «автопарки». Хорошо, если родители активно включаются в игру. Для развития ребенка двух лет рекомендуется использовать кубики, разные вкладыши-рамки, мягкие крупные пазлы, магнитные игрушки, мозаику, настольные игры по типу «Найди пару», деревянные конструкторы и лего.
Успешное раннее развитие ребенка в два года обязательно связано с социальными связями. В этом возрасти поведение, эмоции и предпочтения сильно меняются. Все двухлетки радуют родителей неиссякаемым интересом к окружающему миру, умением ладить с другими взрослыми и сверстниками. Дети активно участвуют в общих играх, любят проводить время с ровесниками в детском саду или на площадке.
Но к третьему году жизни характер может сильно испортиться. Большинству родителей становится тяжело справляться с непреодолимой тягой к самостоятельности во всем и желанием ребенка отстаивать свое мнение по любому вопросу. Раньше упрямство и непослушание чаще всего были связаны с усталостью или плохим самочувствием, но уже в два года дети таким образом могут даже учиться манипулировать родителями.
Важно не препятствовать тяге к самостоятельности. Родителям нужно обеспечить двухлетке возможность попробовать самому все, что только захочется (конечно, в пределах разумного). Конечно, полностью самостоятельно убирать, одевать или кушать у ребенка не получится, но даже если результаты катастрофичны (рассыпанный мусор, испачканная ванная и так далее), нельзя ругать малыша. В противном случае двухлетка очень скоро откажется от попыток сделать что-то самостоятельно, из-за чего замедлится овладение простыми бытовыми навыками и умениями.
Практические навыки
Так, не менее важным, чем развитие речи ребенка двух лет, оказывается овладение практическими навыками. Это касается в первую очередь личной гигиены и бытовых умений. Попытаться подмести полы или почистить зубы — это все игры для развития ребенка в 2 года, потому что иначе как в игровой форме осваивать умения двухлетка еще не может. В любом случае среди самых важных в этом возрасте социальных навыков психологи отмечают умение позаботиться о себе самостоятельно. Ребенок должен уметь есть жидкую или полужидкую пищу ложкой (супы и пюре), мыть руки и умываться, надевать часть вещей, проситься на горшок или самостоятельно на него садиться, обращаться к взрослым с просьбами.
Мальчики и девочки
Физическое и психические развитие ребенка (возраст 2 года) начинает зависеть от пола. Мальчики обычно немного крупнее девочек, выше и весят больше, у них быстрее увеличивает окружность грудной клетки. Но нельзя забывать и об индивидуальных особенностях семьи. У крупных родителей девочка может весить больше, чем ее ровесник-мальчик из семьи, где все худые. На втором году жизни вес ребенка ежемесячно увеличивается на 200-250 граммов, а рост — на сантиметр.
Мальчики и девочки после достижения двух лет осознают свою половую принадлежность и считают, что это в соответствии с этим у них возникают определенные «обязанности». Приблизительно к двум с половиной годам дети знают, что девочки чаще носят платья и юбки, а когда вырастут, то будут выглядеть как мамы, а мальчикам юбки носить не положено, похожи они больше на пап.
Гендерные различия проявляются и в поведении. Девочки, как правило, более спокойны и лучше овладевают речью, а мальчики самостоятельны, агрессивны и предпочитают движение. Различия можно заметить в отношении с окружающими, пристрастии к разным играм и занятиям. Девочки любят, когда на них обращают внимание и оценивают взрослых по их отношению. Мальчиков-двухлеток больше интересует навыки окружающих и желание взрослых поиграть с ними в подвижные игры.
Развивающие игры
Большинство детей с удовольствием находят сходства и различия в картинках или вещах. Например, можно предложить сравнить белочку и медвежонка. Ребенок скажет, что у обоих животных есть глазки, лапы и хвостик, но у белочки шерсть рыжая, она меньше по размеру, а у медведя шерсть коричневая, он больше. Если с таким заданием малыш справляется с легкостью, можно переходить к более сложным, предлагая сравнивать, например, две разные игрушечные машинки. Такое просто занятие хорошо развивает внимательность.
Важна регулярная двигательная активность, которой можно прерывать спокойные и творческие занятия. На полу или на столе, например, можно соорудить небольшие ворота из конструктора и устроить соревнование в том, кто первым докатит предмет до ворот. Предметы могут быть различной формы и размера, например, палочки, кубик, брусок, колесо, мяч. Нужно показать ребенку и позволить самостоятельно убедиться на практике, что круглые предметы лучше катятся, объяснить, почему так. Эта игра научит двухлетку различать разные предметы по форме.
Началом изучения математики считаются действия сравнения. Следующее занятие для развития ребенка двух лет подходит как нельзя лучше. Нужно предложить ребенку, например, четыре небольших мягких игрушки или куклы, и дать три блюдца (подходят любые предметы). Игрушки раскладывают на столе, спросить: «Хватит ли всем блюдец?». Родители могут самостоятельно сделать вывод, что тарелочек меньше, чем игрушек. Затем нужно комбинировать количество предметов и предлагать ребенку сравнивать самостоятельно. Не стоит брать слишком много предметов, начинать можно с пяти.
Обеспечивает развитие речи ребенка двух лет, воображения и мелкой моторики создание книжки своими руками. Нужно взять несколько листов картона одинакового размера, вместе с ребенком вырезать из газет и журналов понравившиеся картинки. В процессе можно научить двухлетку навыку вырезания по контуру и работе с клеем. Картинки нужно приклеить на картон, а затем все странички сложить вместе и перевязать ленточкой или веревкой. Получится небольшая книжки. Картинки можно подбирать тематические или обучающие, а потом вместе придумывать к ним историю.
Для развития ребенка после двух лет (особенно это полезно воображения и моторики) подходят разнообразные конструкторы. Можно совместно построить надежную крепость, в качестве строительного материала для которой будут использоваться коробки разных размеров (из-под бытовой техники, обуви, мелких предметов). Складывая коробки, можно соорудить башню, дом или крепость.
Программы развития
Существуют готовые программы развития ребенка двух лет, но всегда можно внести изменения, чтобы занятия соответствовали интересам малыша и уровню его умений. Некоторые родители предпочитают заниматься с двухлеткой по особым методикам: начинают учить читать по кубикам Зайцева, ищут детский сад, где занимаются по методам вальдорфской педагогики или системе Монтессори.
В рамках вальфдорской педагогики уделяется большое внимание совершенствованию эмоционального мира ребенка и творческих способностей. Предусмотрены занятия музыкой, особой системой упражнений с музыкальным сопровождением, ремеслами, резьбой по дереву, вышивание и ткачеством. В школах раннего развития детей (2 лет и другого возраста, потому что программы есть разные), работающих по этой методике, часто проводятся театрализованные праздники, кукольные спектакли, реквизит для которых делают из натуральных материалов.
Система Монтессори предусматривает занятие специальными упражнениями, которые стимулируют речь посредством развития мелкой моторики. Изначально программа была разработана для умственно отсталых детей, но оказалось, что такой метод обучения показывает отличные результаты с разными группами малышей.
Во многих европейских странах сегодня активно используется эта методика в государственных детских учреждениях. Группу составляют малыши разного возраста, практических навыков и уровня знаний, а более старшие и опытные помогают учиться младшим. Единственным недостатком системы Монтессори родители считают громоздкость материалов и обучающих пособий. Все-таки программа приспособлена больше для детского сада, чем для развития ребенка в домашних условиях.
Система Никитиных сегодня сильно критикуется. По сути, это методика технократического воспитания, где практически отсутствует эстетическая и гуманитарная стороны. Недостатков есть множество, но все же некоторые игры можно использовать. Кстати, система Никитиных (в отличие от методики Монтессори) рассчитана на домашние занятия и активное участие родителей.
Есть и более серьезные методики раннего развития, которые открыто настораживают. По системе Домана, например, все внимание родителей должно быть посвящено только обучению ребенка, что практически невозможно. Обучение на ранних этапах заключается в показывании малыш серий карточек со строго определенным набором сведений. Отвлекаться на посторонние вопросы и удовлетворять желание ребенка пощупать вещи не положено. Диалога и совместного творчества не предусматривается.
Из системы все же можно позаимствовать некоторые элементы. Это доказала француженка Сессиль Лупан, которая опубликовала книгу «Поверь в свое дитя». Ей удалось адаптировать для детей жесткую систему Домана. Красочные карточки по отраслям знаний будет интересно рассмотреть и годовалому малышу, и пятилетке, но обязательно нужно отвечать на вопросы ребенка, давать пощупать картонки, вместе вспоминать подходящие по случаю песенки, интересные истории, факты о животных или предметах, сказки.