Сетевая организационная структура: виды, преимущества и недостатки

21 век ознаменовался тем, что в менеджменте организаций начинаются эксперименты с целью оптимизации управления и поиском новых форм, учитывающих изменившиеся реалии ведения бизнеса. Так появляется сетевая организационная структура, которая призвана преодолеть недостатки традиционных моделей оргструктур. Однако как и у любой новации, у такой формы управления тоже есть свои ограничения и особенности. Расскажем о преимуществах и недостатках сетевой организационной структуры, ее видах и практике применения.

характерная черта сетевой компании пирамидальная организационная структура

Понятие организационной структуры

Любая компания – это множество взаимосвязей: между сотрудниками, между руководителем и подчиненными, между поставщиками и продавцами. Для того чтобы сделать эти связи эффективными, наладить оптимальный режим производственного процесса, и необходима организационная структура предприятия. Она упорядочивает связи, распределяет полномочия, устанавливает круг лиц, принимающих решения, и лиц, их исполняющих. Особенность организационной структуры заключается в том, что она может быть представлена схематически. И взглянув на схему, сразу можно понять, что перед нами: линейная или, например, сетевая организационная структура. Данные схемы необходимы для того, чтобы оперативно диагностировать сбои и проблемы в работе предприятия.

Таким образом, организационная структура – это утвержденная система взаимодействия структурных подразделений компании между собой в рамках производственного процесса. Элементами данной системы являются отношения подчиненный – руководитель, внутренние нормы и инструкции, определение личной ответственности каждого руководителя структурных подразделений и исполнителей за возложенные на них обязанности по выполнению работ на определенном отрезке производственного процесса, распределение полномочий между менеджерами и персоналом.

виды сетевых организационных структур

Виды организационных структур

Организационные структуры зависят от множества факторов, в частности, от формы собственности, специфики деятельности предприятия, масштабов и ресурсов компании, особенностей реализуемого продукта и т. п. В связи с этим выделяются различные виды организационных структур. В традиционном подходе выделяют такие виды:

  1. Линейная. Это простейшая структура, в которой все подразделения подчиняются одному руководителю, действующему на основе единоначалия. У каждого отдела есть свой руководитель, который подчиняется вышестоящему менеджеру.
  2. Функциональная структура. В таких организациях подразделения объединяются в блоки в соответствии с основной функцией, руководители блоков подчиняются топ-менеджеру.
  3. Линейно-функциональная структура. Объединяет на разных участках две предыдущие разновидности.
  4. Линейно-штабная структура. В таких организациях преобладает линейная структура, но для решения особых задач могут создаваться штабы, в которые собираются сотрудники из разных структурных подразделений. На время существования штаба эти исполнители находятся в двойном подчинении: у руководителя своего структурного подразделения и у начальника штаба.
  5. Проектная структура. Для нее характерно собирание коллектива только для выполнения какого-либо проекта, для проектной группы назначается руководитель, который утрачивает эти полномочия по выполнении проекта.
  6. Дивизиональная структура. В таких организациях происходит группировка коллектива вокруг определенного продукта.
  7. Матричная структура. Объединяет особенности функциональной и дивизиональной разновидностей.

Это традиционные виды организационных структур. Однако рынок сегодня стремительно меняется, и требуются новые подходы к функционированию предприятий, в связи с чем появляются новые типы оргструктур. К ним относятся: сетевая организационная структура управления, рыночная структура, программно-целевая и адхократическая. Также зарождается новая разновидность компаний, связанных с функционированием в интернете, с виртуальной структурой.

маркетинг сетевая организационная структура

Понятие сетевой организационной структуры

В 21 веке рынки претерпевают значительные изменения, связано это с появлением новых форм ведения бизнеса и извлечения прибыли: появляется онлайн-коммерция, криптовалюты, интернет проникает во все сферы деятельности людей. Это приводит к тому, что традиционные оргструктуры не дают желаемой производительности труда, необходимы новые типы взаимоотношений. В ответ на эти вызовы времени появляется сетевая организационная структура. Она, конечно, возникла еще в 20 веке, но особую актуальность приобретает именно на современном этапе развития менеджмента.

Главным ее отличием является децентрализация управления. Она представляет собой совокупность организаций или центров торговли, деятельность которых координируется в единой точке управления. Сетевая организационная структура характеризуется высокой многовариантностью, это обусловлено разнообразием внешних условий, в которых функционируют такие организации. Участниками сетевых структур являются компании-поставщики и производители товаров, торговые и финансовые предприятия, сервисные компании.

модели сетевых структур

Признаки сетевых компаний

Разнообразие данной организационной структуры затрудняет ее выявление, не всегда понятно, является ли данное предприятие сетевым. Особенностью сетевого подхода является то, что обязанности и полномочия распределяются между ее отделениями. Каждый элемент сети имеет достаточно большую свободу в выборе действий для ведения прибыльного бизнеса, а центр выполняет координирующую и направляющую функции. Сетевая организационная структура характеризуется следующими признаками:

  1. Главным исходным принципом данных организаций является соответствие рынку, а не административным подходам в распределении ресурсов.
  2. Участники структуры имеют большую свободу в принятии управленческих решений, и предполагается их высокая активность и заинтересованность в осуществляемой производственной или коммерческой деятельности.
  3. Организации-участники структуры объединяются на основе кооперации. Это проявляется не только в наличии общего координирующего центра, но и во владении долями бизнеса в компаниях-партнерах.
модели сетевых структур

Виды сетевых оргструктур

Разнообразие форм сетевых организационных структур приводит к тому, что существует несколько вариантов их классификаций. Разные исследователи предлагают собственные подходы. По способу объединения компаний и в соответствии с принципом распределения полномочий и ресурсов выделяются такие виды сетевых организационных структур, как вертикальные и горизонтальные. По способу распределения функций между компаниями-партнерами выделяют:

  1. Цепные оргструктуры. Это такой вариант, когда предприятия объединяются по этапам производства и движения товара. В таких цепях последовательно кооперируются компании, производящие товар, транспортные организации, склады и оптовые продавцы, розничные точки торговли. Управление данной цепью осуществляется на основе единой стратегии, каждый элемент цепи вносит свой вклад в достижение общих целей. Образцом таких сетевых компаний являются сети фирменной торговли. Например, компания «Алтайская сказка» последовательно включает производителей зерновых культур, затем предприятия, выпускающие крупы и муку, собственную транспортную компанию, фирму, распространяющую товары оптом и, наконец, сеть розничных магазинов. При этом управляет всей сетью организаций головной офис, который вырабатывает маркетинговую стратегию, выбирает направление развития, распределяет ресурсы.
  2. Функциональные организационные структуры. В таких компаниях специализированные функции менеджмента распределены между предприятиями-партнерами. Одни занимаются планированием, другие – маркетингом, третьи – информационным обеспечением.
  3. Розничные сети. Это самый распространенный и самый очевидный вид сетей. В таких организациях компании объединяются в предприятия розничной торговли, их сосуществование может строиться на разных юридических основаниях, это формирует различные варианты дизайна розничных сетевых структур. Примеров розничных сетей множество: "Эльдорадо", "Спортмастер", "Остин" и т. д.
сетевая организационная структура управления

Дизайн структуры сетевых компаний

Формы кооперации предприятий могут быть разнообразными, это приводит к тому, что формируются самые распространенные типы установления взаимоотношений между компаниями-партнерами. Сетевая организационная структура характеризуется иерархией различной степени жесткости. Выделяют следующие виды дизайна сетей:

  1. Дистрибьюторская. В таких организациях часть работ по распространению товаров берут на себя отдельные компании-дистрибьюторы. Они получают специальные условия на покупку больших партий товаров при условии соблюдения оговоренных объемов регулярных закупок. Также дистрибьютор берет на себя часть работ по транспортировке, хранению, рекламированию, обслуживанию товаров.
  2. Франчайзинговая. Это особая форма отношений между крупной организацией и малым бизнесом, в которых головная фирма предоставляет небольшой компании возможность торговать товарами или предоставлять услуги под именем франчайзера. При этом обе стороны сохраняют юридическую самостоятельность. Но франчайзер оставляет за собой право контролировать цены, условия продажи, качество обслуживания и т. п. Франчайзи при этом должен выплачивать франчайзеру определенную сумму денег за предоставление имени и за маркетинговое сопровождение.
  3. Аутсорсинг. Это специфическая форма взаимодействия организаций, когда одна внешняя компания берет на себя выполнение каких-либо работ для другой, головной фирмы. Например, на аутсорсинг можно отдавать обслуживание информационных систем, бухгалтерское сопровождение и т. п.

Вертикальные организационные структуры

Традиционно оргструктуры определяют иерархию головного и подчиненных предприятий. Такая же структура является и характерной чертой сетевой компании. Пирамидальная организационная структура предполагает наличие отношений подчинения. Типичным примером таких структур являются торговые сети, в которых каждая точка прибыли является самостоятельной организацией, но стратегическое управление осуществляется из единого, головного центра.

сетевая организационная структура пример

Горизонтальные организационные структуры

Кроме привычной вертикально-ориентированной схемы, существуют и менее ортодоксальные разновидности. Горизонтальная сетевая организационная структура управления – это кооперация равноправных компаний, специализирующихся на выполнении различных функций. Эта система связана общим производственным процессом и единой стратегией развития. Интегрирующую функцию может выполнять одно предприятие или одновременно несколько. Главным признаком горизонтальных сетей является отсутствие иерархии, никто никому не подчиняется, это коллектив равноправных партнеров. Каждая компания сохраняет контроль над своим фронтом работ и встраивается в общую схему без доминирования над другими участниками.

Преимущества сетевых оргструктур управления

Преимущество новых сетевых компаний заключается в их высокой адаптивности к условиям рынка. Они имеют гибкую структуру, которая может изменяться в зависимости от изменяющихся внешних и внутренних условий. Если потребуется, часть этапов производственного процесса можно отдать для исполнения специалистам. Так, часто за пределы компании выносится консалтинг или маркетинг. Сетевая организационная структура обычно концентрируется вокруг некой уникальной технологии, на приоритетных сферах специализации, в которой компания считается экспертом. Это позволяет предлагать потребителю лучший сервис и лучший товар. Важным преимуществом данной структуры является ее высокая экономичность, она позволяет снизить затраты на менеджмент и на дублирующие производственные процессы, а также повысить рентабельность производства.

Еще одним достоинством данных структур можно назвать привлекательность для высококвалифицированных кадров и надежных партнеров. Главным секретом успеха сетевых компаний является нацеленность на достижение результата, прибыль, выраженная в конкретных цифрах. Причем каждый участник организации видит свою выгоду в общем успехе.

Недостатки сетевых оргструктур управления

Безусловно, сетевая форма организационных структур имеет и ряд недостатков:

  1. Так как главным отличительным признаком таких организаций является компетентность, то они очень сильно зависят от квалификации кадров.
  2. Высококвалифицированные кадры всегда являются объектами «охотников за головами», что может приводить к высокой текучке кадров.
  3. Укрупнение компании может приводить к усилению бюрократизации и усложнению структуры компании.

Практика применения сетевых оргструктур

Чаще всего примеры использования сетевых организационных структур можно обнаружить в сфере розничной торговли. Мы видим, что продовольственный ритейл все больше становится сетевым. Рынок торговли продуктами питания уже больше чем на треть завоеван сетям. Секрет их успеха именно в особенной организационной структуре, которая позволяет повышать маржинальность и снижать издержки.

Еще пример сетевой организационной структуры можно найти в сфере IT и маркетинга. Компании могут объединяться по функциональному признаку: одно предприятие занимается разработкой программных продуктов, другое – наполнением сайтов и социальных сетей контентом, третье занимается брендингом, но все они могут работать на одного заказчика.

Основные модели

Существует две основных модели сетевых структур. Первый тип характеризуется тем, что вокруг крупной компании объединяются небольшие, которые берут на себя решение специализированных производственных задач. Компании-спутники могут иметь собственную, вполне традиционную организационную структуру. В такой модели выстраиваются иерархические взаимоотношения между головной компанией и ее сателлитами. Обычно крупная компания характеризуется доминантным поведением, а небольшие организации, напротив, отличаются высокой гибкостью и адаптивностью.

Второй тип сетевых структур объединяет самостоятельные, с юридической точки зрения, компании примерно равного размера. Это кооперация, которая позволяет компаниям выжить на рынке, оказывая поддержку друг другу.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.