Психологическое развитие ребенка: понятие, особенности, возможные проблемы и методы их решения
Правильность подобранных основ психологического развития ребенка должна волновать любого родителя, ведь известно, что все заложенное в детстве дает свои плоды во взрослой жизни. Рассмотрим далее основные особенности воспитания малыша и главные ошибки, которые нередко совершают родители. Более того, определим некоторые проблемы психологического развития ребенка и психической составляющей его восприятия мира, а также наиболее эффективные методики их устранения.
Что способствует становлению психики малыша
Прежде чем приступать к рассмотрению особенностей становления психики ребенка на разных этапах развития, следует определить, что же именно оказывает воздействие на данный процесс.
Следует отметить, что психика малыша формируется на фоне эмоций, испытываемых им. Психологи отмечают, что масса положительных эмоций пробуждают в ребенке большую заинтересованность миром, а также необыкновенное желание изучать его.
У малыша, достигшего 4-летнего возраста, возникает особенная тяга к развитию, в том числе и интеллектуальному. Также в этом возрасте ребенок жаждет получения новых навыков и первого опыта. Следует отметить, что через пару лет эта необходимость будет постепенно восполняться знаниями, получаемыми в школе, но до этого данная обязанность полностью возлагается на родителей и ближайшее окружение.
Общие особенности развития в дошкольном возрасте
К группе детей, пребывающих в дошкольном возрасте, относятся те, которые достигли 3-7 лет. Условно данный возрастной этап ребенка делится на три стадии:
- младший период;
- средний период;
- старший период.
На самом раннем этапе развития как ребенок, так и его родители сталкиваются с определенным кризисом, который порождает некоторые сложности в процессе воспитания. На данном этапе у малыша начинает проявляться первая самостоятельность, он стремится выразить собственное "Я".
В период протекания среднего дошкольного возраста психологическое развитие ребенка в творческой сфере начинает проявляться в том, что он демонстрирует улучшенное восприятие мира, прекрасно воспроизводит звуки, а также хорошо осваивает изобразительное искусство, умея изобразить более детализированные предметы. В дальнейшем все это прекрасно сказывается и на восприятии окружающего мира, который становится для малыша более обширным и интересным.
Что касается старшего дошкольного периода, то следует отметить формирование социального самосознания у ребенка, а также появление самооценки. В связи с этими факторами у будущего школьника, как правило, наблюдается кризис семилетнего возраста.
О кризисах и стабильном развитии
Результаты многолетней практики психологов в сфере воспитания детей показывают то, что абсолютно все малыши развиваются неравномерно, так как в течение всего периода их взросления могут наблюдаться как стабильность в эмоциональном плане, так и определенные кризисы. Рассмотрим далее характерные черты и основные особенности этих периодов.
Во время протекания кризисных периодов происходит целый ряд изменений в характере, меняется личность. Следует отметить, что такие перемены происходят постепенно и незаметно для окружающих, но в итоге имеют революционный характер.
Что касается критических периодов, то их протекание происходит с большими сложностями и имеет определенные особенности. В частности, в это время малыш довольно трудно поддается воспитанию и очень часто вступает в конфликт со всеми окружающими. Параллельно с этим ребенок постоянно испытывает некоторые волнения, которые чутко ощущают взрослые люди. В более взрослых периодах у шакольника начинает падать успеваемость, он устает гораздо быстрее, чем обычно.
Процесс протекания кризиса взрослым окружающим нередко кажется негативным явлением, однако на самом деле это совсем не так - в течение его протекания происходят сильные перемены, серьезное становление личности ребенка.
Говорить о четких моментах наступления кризиса и окончания такого периода нельзя - они проявляются внезапно, а их сроки довольно быстро изменяются. Родителям также следует учесть то, что моменты наиболее яркого обострения кризиса являются серединой его протекания.
Во время протекания кризисов родителям стоит обращать свое внимание на то, что в данный период в его развитии происходит отмирание старого и приобретение нового в характере и мировосприятии.
Что касается стабильных периодов развития ребенка, то во время их протекания также происходит активное приобретение новых знания и особенностей восприятия окружающего мира. В это время маленький человек благополучно взаимодействует с окружающей природой и обществом, тщательно впитывая все то, что его окружает. Психологи отмечают, что в такие периоды желательно производить обучение опережением.
Рассмотрим далее основные особенности психического и психологического развития ребенка в каждый из указанных периодов.
Психологическое развитие новорожденного
Новорожденным считается ребенок в возрасте от рождения до года. Какие психологические процессы развития детей надо учитывать в данный период? Рассмотрим это более детально.
Практика психологов показывает, что в рассматриваемое время малыш особенно нуждается в эмоциональном общении со взрослыми. Это связано с тем, что именно в указанном возрасте в психике малыша закладывается фундамент для его дальнейшего развития. Более того, все процессы познавательного типа ребенок осуществляет исключительно через общение с матерью.
В рассматриваемый период у ребенка начинает пробуждаться речевой аппарат. Как правило, именно в указанное время малыш произносит свои первые слова, он начинает осваивать примитивное и максимально простое взаимодействие с объектами окружающего мира.
В данном возрасте для ребенка речь имеет пассивный характер. Иными словами, в рассматриваемый период он воспринимает ее на фоне интонации и эмоций. В это время он начинает впитывать наиболее часто повторяющиеся речевые обороты, а также начинает контактировать с окружающими людьми при помощи выражения определенных эмоций путем плача, воркования, смеха, жестов, лепета и т. п.
К годовалому возрасту ребенок начинает произносить и понимать смысл некоторых слов, в числе которых присутствуют по большей части глаголы. Именно в этот период родителям и окружающим людям надо начать разговаривать с малышом не только правильно, но еще и разборчиво - в данный период в его сознание закладываются основы правильности речи.
В тот момент, когда ребенок начинает ходить, следует понять то, что он станет стремительно изучать предметы окружающего мира. Иными словами, с этого момента он довольно быстро изучает многие движения, жесты и действия, которые совершает любой взрослый человек. Именно в это время для малыша большое значение имеют игрушки, в том числе и развивающие, так как в 11-12 месяцев в ребенке закладывается первичный фундамент умственного развития.
В период с двух месяцев до года в ребенке формируются некоторые чувства, в числе которых - привязанность.
Кризис первого года
По прошествии первого года жизни у ребенка наблюдается его первый кризис. Психологи отмечают, что данная проблема не выражается столь ярко, а ее проявление связано в основном с противоречиями вербальной ситуации и уровнем развития биологической системы в данном возрасте. В рассматриваемый период малыш совершенно не умеет управлять своим поведением, в результате чего начинают проявляться проблемы со сном, чрезмерной плаксивостью, обидчивостью и даже с частичной или полной утратой аппетита.
Раннее детство
Говоря о психологических особенностях развития детей и дошкольном развитии, надо отметить некоторые особенности, о которых необходимо знать родителям, чей ребенок постепенно переходит в возрастную категорию раннего детства (1-3 года).
Психологи отмечают, что именно в указанное время у малыша начинают проявляться определенные линии психологического развития, более характерные для определенного пола. Более того, в данное время ребенок уже начинает самоидентифицировать себя и определять свою половую принадлежность.
Период раннего детства характеризуется зарождением потребности в притязании и желании получения признания со стороны взрослых. В данный период ребенку особенно нужна похвала, а также положительная оценка его действий со стороны. В это время в малыше просыпается особенная жажда познания окружающего мира, в результате чего он начинает изучать все, расширяя свой кругозор и словарный запас, в котором к трем годам насчитывается около 1000 слов.
В указанный период в сознании ребенка начинают появляться первые страхи и переживания, которые при правильном понимании их родителями могут в значительной мере усугубляться. Так, если в ответ на какую-либо боязнь ребенка родители начинают проявлять агрессию, гнев или укорять малыша, то он может замкнуться в себе и ощутить чувство отверженности.
Специалисты также утверждают, что психологическое нарушение развития детей в раннем возрасте может наблюдаться и в результате чрезмерной опеки. В особенности она противопоказана в случае борьбы ребенка со страхами. В данной ситуации оптимальным решением будет демонстрация малышу правильного обращения с устрашающим объектом на личном примере.
В рассматриваемый период малыш особенно нуждается в тактильных ощущениях. Они способствуют нормальному психологическому развитию ребенка в семье.
Кризис трехлетнего возраста
Специалисты в области психологии отмечают, что до этого периода ребенку предстоит преодолеть кризис трехлетнего возраста. Особенность этого жизненного периода состоит в определенных сложностях его характера, которые проявляются в капризах, упрямстве, а также плохом поведении. В указанное время ребенок начинает выделять себя как самостоятельную личность, а также начинает отграничивать собственные взгляды, черты характера и мнения.
Для того чтобы протекание этого периода прошло наиболее успешно, родителям стоит проявить собственную сдержанность, мудрость и спокойствие. Более того, взрослые люди должны проявлять уважение к ребенку, а также помнить о том, что им не нужно каким-либо образом принижать своего малыша. В этом возрасте ваше чадо желает ощущать то, что его понимают и слышат.
После преодоления трехлетнего возраста ребенок резко становится на одну ступень выше во взаимодействии со взрослыми людьми. По преодолению данного возрастного барьера малыша надо начать постепенно вводить в курс некоторых взрослых дел - он должен начать ощущать себя взрослым человеком и ячейкой общества. Трехлетнего ребенка надо вводить в курс дел, происходящих в семье, некоторых установленных в ней правил, а также определенных обязанностей. Это необходимо для того, чтобы при поступлении в садик малыш мог легче контактировать с другими детьми, а также воспитателями.
В рассматриваемом возрасте ребенок желает казаться гораздо взрослее, чем он есть на самом деле. Именно поэтому он стремится уподобляться старшим людям, повторяя за ними многие выражения, слова, жесты, поступки, он начинает невольно наблюдать за ними и перенимать все на себя. Именно поэтому при ребенке, который достиг трехлетнего возраста, взрослые люди должны вести себя показательно, демонстрируя только положительный пример. Стоит обратить внимание на то, что в данном возрасте надо обращать внимание не только на поведение взрослых, но еще и на то, что малыш видит на стороне, в том числе и по телевизору. Именно в этот период надо строго следить за тем, какие мультфильмы чадо предпочитает смотреть.
Особенности развития в дошкольный период
Возрастной период от 3 до 7 лет у ребенка протекает максимально спокойно. В это время он активно развивается и желает получать массу новых знаний. В этом возрасте ему перестает нравиться банальное манипулирование отдельными предметами - по душе приходятся ролевые идентификации, что проявляется в желании поиграть в игры с распределением ролей (в доктора, космонавта и т. п.). Постепенно, с взрослением, игры приобретают большое значение и начинают происходить по определенным правилам, что более ярко наблюдается в 6-7 лет.
Психологи уверяют, что родители в данное время должны учитывать определенные психологические особенности развития детей. В дошкольном развитии игры оказывают важное влияние. Они помогают ребенку справляться со страхами, формируют определенные черты характера, которые будут нужны по жизни, а также обучают роли лидера - именно поэтому надо включить их максимальное количество в число ежедневных занятий малыша. Также психологи нередко отмечают то, что игры помогают развить его нормальное отношение к действительности.
Существуют определенные показатели, по которым можно определить достижение нормального уровня психологического развития ребенка в дошкольном возрасте. К ним относится, прежде всего, наличие определенных знаний, нужных для обучения в начальной школе. Более того, к семилетнему возрасту у ребенка должны быть развиты навыки коммуникации, когнитивности, а также должна присутствовать личная готовность к началу получения новых знаний в другом формате. Более того, психологи обращают особенное внимание на то, что в 6-7 лет у ребенка эмоциональное развитие уже должно находиться на нормальном уровне, в определенной степени он уже должен уметь управлять своими эмоциями и чувствами в определенных ситуациях.
Кризис семилетнего возраста
Психологи отмечают, что в 7 лет ребенок снова попадает в кризисный период, который является неотъемлемой частью его нормального развития. Специалисты уверяют в том, что в данный период требования малыша сводятся к тем же, что и по достижении годовалого возраста - он начинает требовать особенного внимания к собственной персоне, при неполучении которого школьник становится раздражительным, а его поведение в некоторых случаях становится вычурным.
Как родителям нужно вести себя с семилетним ребенком? Следует помнить о том, что в отношении него нужно проявлять сдержанность и уважение. В данном возрасте надо поощрять своего ребенка за все те хорошие и взрослые дела, которые он совершает.
Для того чтобы не допустить нарушение психологического развития детей в данной возрасте, в рассматриваемый период ребенка ни в коем случае нельзя наказывать за какие-либо неудачи, так как в противном случае ребенок вырастет безответственным и безынициативным взрослым человеком.
Развитие в младшем школьном возрасте
С 7 до 13 лет ребенок пребывает в младшем школьном возрасте. Данный период характеризуется, прежде всего, тем, что в течение такового школьник занят учебными делами, которые для большей успешности должны проходить в форме игры.
Специалисты в области психологии отмечают, что сопровождение психологического развития ребенка в данный период является особенно важным, так как именно в это время происходит особенно важный процесс - становление взрослой личности и начало закалки характера. В данном возрасте начинают проявляться новые образования в психике - два вида рефлексии: интеллектуальная и личностная. Рассмотрим далее более детально эти два понятия.
Интеллектуальная рефлексия - это способность ребенка запоминать информацию и проявлять интерес к получению новых знаний. Более того, данная способность заключается в стремлении школьника систематизировать полученные знания, а также извлекать их из памяти и применять на практике в нужный момент.
Что касается личностной рефлексии, то данный фактор предусматривает стремительное расширение у ребенка тех факторов, которые оказывают воздействие на его самооценку, а также на составление представления о самом себе. Психологи уверяют, что в возрасте от 7 до 13 лет родителям нужно строить наиболее теплые отношения со своим чадом, так как чем они лучше - тем выше его самооценка. Соблюдение этого правила позволит избежать задержки психологического развития ребенка.
В период с 7 до 13 лет школьник приобретает те навыки, которые пригодятся ему по жизни. В частности, в рассматриваемый период начинает происходить его стремительное умственное развитие, что достигается благодаря умению ребенка конкретизировать свои мысли. В ходе этого постепенно иссякает эгоцентризм, а также маленький человек постепенно осваивает умение концентрироваться на нескольких признаках, отслеживая параллельно изменения, происходящие в них.
Социально-психологическое развитие детей в данном возрасте напрямую зависит от того, какая атмосфера царит в их семье, а также от того, какой стиль поведения предпочитают демонстрировать окружающие взрослые люди. Наблюдения показывают, что на данном возрастном этапе с ребенком надо вести больше доверительных бесед, а все воспитательные разговоры проводить в мягкой форме. Это позволит производить его воспитание довольно мягко и безболезненно для психики. В том случае, если в окружении ребенка в течение рассматриваемого периода царит авторитарная атмосфера, то это приводит только к торможению процесса его развития.
На данном этапе ребенок продолжает активно обучатся навыку коммуникабельности, общаясь со своими сверстниками. В этот период общение начинает обретать некоторые мотивы: все чащу дети собираются в определенные компании, придумывая общие пароли, шифровки, интересные ритуалы. Родителям стоит обратить внимание на правила игры, которые принимает ребенок в ходе общения со сверстниками - именно они задают тон его будущего отношения к жизни.
Что касается психологического развития и деятельности ребенка на эмоциональном уровне, то в данный период указанные показатели напрямую зависят от его окружения, а также того опыта, который был приобретен вне дома. Именно в это время некоторые вымышленные страхи, характерные для ребенка в более ранний период, сменяются реальными.
Все детские психологи отмечают, что грубое и неправильное общение с ребенком в данный период способствует развитию в нем замкнутости, которая впоследствии может перерасти в крайне обостренную форму депрессии.
Кризис 13-летнего возраста
В 13 лет родителям предстоит столкнуться с очередным кризисом в психологическом развитии собственного ребенка. Все они сводятся в основном к проблемам социального характера.
Рассматриваемый период кризиса связан с наблюдением противоречий, возникающих между социумом и собственным "Я" - подобие такого конфликта у ребенка происходит в трехлетнем возрасте. В данный период можно заметить резкое снижение успеваемости в школе, а также работоспособности. В это время ребенок становится более ленивым и довольно резко реагирует на критику извне.
Наличие у подростка рассматриваемого вида кризиса характеризуется проявлением у него падения продуктивности и негативизма во всем. В этот период дети начинают относиться враждебно ко всему тому, что их окружает, а также испытывают недовольно во всем и во всех. Некоторые из них даже стремятся изолироваться от общества и становятся более одинокими.
Специалисты объясняют, что проявление рассматриваемого кризиса, несмотря на некоторые отрицательные его проявления, является положительной характеристикой психологического развития ребенка, так как именно его протекание свидетельствует о переходе на новый уровень мышления, в котором будут присутствовать дедукция и понимание некоторых жизненных вещей. Если ранее у подростка наблюдалось критическое мышление, то на данном этапе оно сменяется логическим. Это проявляется в наглядной форме, в том, что ребенок начинает требовать доказательства во всем, а также проявляет критицизм.
Психологические особенности развития детей в данный период сводятся к тому, что в 13-летнем возрасте подросток начинает испытывать личностные внутренние переживания, а также в его сознании начинают закладываться определенные основы мировоззрения.
Подростковый период
Подростковый период начинается в 13 и заканчивается в 16 лет. Психологи отмечают, что данный жизненный этап сопровождается большими жизненными трудностями и переживаниями, которые могут становиться причиной недопонимания сверстников, а также людей старшего поколения, в том числе и родителей. Почти любая ведущая деятельность в данном возрасте сводится к интимно-личностному общению со сверстниками, в результате чего начинает происходить значительное ослабевание связи ребенка с семьей.
В течение подросткового периода у ребенка начинает наблюдаться активное развитие сексуальных признаков вторичного типа, а также бурный рост и возмужание. Нередко случается так, что данная фаза психологического роста совпадает с развитием у подростка собственных интересов. Психологи уверяют, что на данном этапе у него наблюдается проявление разочарования в приобретенных ранее навыках, взглядах на жизнь, интересах и т. п. На фоне таких разногласий нередко происходят внутренние конфликты, к которым близкие родственники и окружающие люди должны постараться отнестись с пониманием. Особенное влияние на подростковое поведение детей также оказывают гормоны секса, что начинают активно вырабатываться в организме.
Коррекция психологического развития ребенка в данном возрасте возможна только путем понимания поведения подростка. Практика показывает, что некоторые родители предпочитают не вмешиваться в его жизнь, мотивируя свое решение тем, что он достаточно взрослый и сумеет самостоятельно разобраться в сложившейся ситуации. На самом деле это только усугубляет кризис.
Анализируя особенности психологического развития и обучения ребенка на этапе подросткового развития, специалисты нередко отмечают то, что именно в это время родители совершают массу ошибок, которые впоследствии порождают возникновение эмоциональных проблем. К их числу, прежде всего, относятся авторитаризм и эмоциональное отвержение. Психологи отмечают, что на данном жизненном этапе нельзя проявлять безразличие к жизни ребенка, а также к его собственным интересам и предпочтениям, а также навязывать собственное мнение и личную модель поведения в определенных ситуациях. Запреты и излишняя строгость на данном этапе также ни к чему.
Родителям надо четко знать об основных условиях психологического развития ребенка и строго соблюдать их. Более того, на каждом этапе нужно проявлять чуткость к малышу, но на определенных этапах это требуется в большей мере, а в других - в меньшей.
Безусловно, процесс становления новой личности требует не только больших сил, но еще и терпения, а также душевного равновесия самих родителей.
При наступлении возраста, во время которого ожидается предполагаемый кризис, специалисты рекомендуют производить диагностику психологического развития ребенка, чего нельзя сделать самостоятельно - для этого желательно обращаться к помощи психолога.