Эмоциональное развитие дошкольника: показатели и методики исследования

Эмоциональное развитие дошкольника – тема чрезвычайно тонкая и интересная. Ей уделяется достаточно внимания в исследовательской сфере, в педагогике и психологической науке. Очень важно, чтобы родители тоже интересовались некоторыми изменениями в развитии своих отпрысков. Нельзя пускать все на самотек, надеясь, что трудная ситуация как-нибудь разрешится самостоятельно. С программой эмоционального развития дошкольников можно ознакомиться на специализированных сайтах, а также изучив методическую литературу по конкретно взятому вопросу. Это будет полезно как родителям, так и воспитателям.

Показатели

Социально-эмоциональное развитие дошкольников – тема, заслуживающая пристального внимания. Хорошо, когда ведущие специалисты обладают определенными знаниями, помогающими определить, как развивается ребенок. Это большая удача, которая не всегда и не у всех имеет место. Самая частая ошибка заключается в том, чтобы пытаться сравнивать детей между собой и заранее делать выводы, навешивая ярлыки.

Когда нет личностного подхода, то очень многое теряется, проблема замалчивается, а не решается. Эмоционально-личностное развитие дошкольника – вопрос чрезвычайно обширный и непростой. К нему следует подходить со всей ответственностью, при этом не забывая учитывать индивидуальные особенности. Рассмотрим подробнее значимые показатели, которые, безусловно, необходимо учитывать.

Важность оценки взрослого

Иногда со стороны кажется, что ребенок делает все, чтобы вывести родителей из себя. Он грубит сверстникам, не слушается воспитателей, бесконечно провоцирует гнев на себя, совершает некрасивые поступки. У взрослых нередко заканчивается терпение, и они переходят на крик, доминантные модели воспитания. Нередко травма детства таким образом усугубляется, еще больше разрастается. На самом же деле такое часто происходит оттого, что для малыша слишком значительным является оценка всех его действий взрослым.

Если ребенку недостает внимания, то он будет стараться компенсировать этот момент каким-то другим, более доступным ему способом. Больше всего для него является страшным лишиться одобрения и поддержки. К сожалению, родители тоже не всегда это понимают. Не все правильно выбирают средства эмоционального развития дошкольников. Многие заведомо поступают некрасиво и неадекватно самой ситуации, надеясь на то, что суровое наказание поможет ребенку исправиться раз и навсегда. Но если чадо постоянно стыдить за малейший проступок, вряд ли стоит ждать положительного эффекта. Ребенок попросту замкнется в себе, но не перестанет поступать неподобающим способом.

Уравновешенность

Одной из отличительных особенностей эмоционального развития дошкольников является такая черта, как способность контролировать сказанные слова. Если в три-четыре года она полностью отсутствует, то в пять-шесть лет мальчик или девочка уже начинают ясно себе представлять, как примерно следует вести себя, оказавшись в той или иной ситуации. Они много подражают родителям, берут пример со своего ближайшего окружения. Ребенок всегда учится, глядя на взрослых. Порой он и сам этого не осознает, однако всегда нуждается в своевременных подсказках со стороны близких людей. Дошкольника необходимо направлять во всем, при этом стараться особенно не навязывать ему свою точку зрения. Иногда даже самый спокойный ребенок закатывает истерику или ведет себя неподобающим образом на людях.

Все потому, что он хочет произвести впечатление на родителей. Втайне от окружающих он всегда надеется, что его поймут и сделают именно так, как нужно именно ему. Ребенок иногда искренне не понимает, за что его ругают и почему стыдят. Даже совершая какой-то плохой поступок, он хочет получить одобрение и признание. Редкий родитель способен так хорошо понимать собственное чадо, чтобы не травмировать его психику, не сломать в нем стремления к саморазвитию и самопознанию.

Управляемость

Является одним из ярких показателей эмоционального развития дошкольника. Этот фактор легко наблюдаем взрослыми. Ведь поведение чада бросается в глаза. Любящий родитель всегда заметит значимые перемены в поведении, с чем бы они ни были связаны. Если ребенок трех лет полностью зависит от собственных чувств, то эмоциональное развитие старших дошкольников лежит в совершенно иной плоскости. Он уже обладает элементарными навыками самоконтроля, может сдерживать гнев, раздражение, обиду там, где это необходимо.

Конечно, от ребенка не стоит ожидать большой выдержки, однако при необходимости сын или дочка постараются не показать родителям, насколько они огорчены или расстроены. Управляемость – особенность ребенка пяти-шести лет. У него начинают развиваться навыки самоконтроля, хотя и не на достаточно высоком уровне, как у взрослых людей. Чадо уже имеет представление о том, как нужно вести себя в обществе, что одобряется, а какие поступки вызывают всеобщее порицание. По этой причине и воспитывать детей становится немного проще. С ними всегда можно договориться, показать другую сторону ситуации. Родителям и воспитателям следует учиться эффективно воздействовать словом, без применения наказаний. Только в этом случае доверие будет возрастать.

Аффективное поведение

Эмоциональное развитие младшего дошкольника больше подчинено бездумным поступкам. Люди порой этого не понимают и начинают требовать от маленького ребенка соблюдения каких-то социальных норм. Это в корне неверная позиция, не позволяющая в полной мере достичь хорошего результата в воспитании. Можно навсегда испортить отношения с собственным отпрыском и потерять его доверие. Ребенок слишком сильно подвержен влиянию собственных эмоций. Он часто не может контролировать гнев, собственную обиду, разочарование.

Часто бывает так, что внешне благополучный ребенок вдруг берет без спроса чужую вещь, хотя не может объяснить себе, зачем она ему нужна. Он поддается первому порыву чувств. При этом не происходит никакого анализа возникшей ситуации, поскольку для этого необходим навык прогнозирования и осознанности. Следуя за яркой эмоциональной вспышкой, чадо не всегда может контролировать собственные поступки. По этой причине возникает детское воровство. Это явление всегда мотивировано желанием обладать какой-то определенной вещью. От реакции взрослого будет зависеть общий исход событий и отношение ребенка к сложившейся ситуации. Аффективное поведение встречается довольно часто. Оно указывает на то, что ребенок крайне нуждается во внимании взрослых. Скорее всего, родители уделяют ему слишком мало времени, постоянно отвлекаясь на что-то более значимое и ценное с их точки зрения.

Развитие самооценки

Умение адекватно воспринимать собственную личность является необходимым условием эмоционального развития дошкольников. Развитие самооценки во многом определяется тем, какие отношения у ребенка складываются с окружающим миром. Если он постоянно сталкивается с негативной реакцией окружающих, то и сам привыкает по любому поводу себя критиковать. Так развивается неуверенность в себе, страх совершить любую ошибку. В этом случае дети растут с негативным представлением о мире. Они не понимают, что необходимо предпринять для того, чтобы почувствовать себя лучше, справиться с собственными негативными ощущениями.

Когда же ребенок сталкивается с положительной реакцией, то изначально привыкает думать о себе хорошо. Он учится преодолевать всяческие препятствия на пути к цели и строить конструктивные связи. Это чрезвычайно важно для дальнейшей успешной жизни. Развитие самооценки своего чада нельзя перекладывать на педагогов и психологов. Этим должен стремиться заниматься каждый родитель. Это ответственность каждого состоявшегося отца и матери. Только от близких людей зависит, кем станет вчерашний малыш. Если мы в какой-то момент перестанем хвалить наших детей, то они не смогут достичь успеха.

Поиск похвалы

Эмоционально-нравственное развитие дошкольников невозможно без такого показателя, как ориентированность на одобрение взрослого. Ребенок понимает, что все его правильные поступки вызывают приятные ощущения у родителей. Они его хвалят за достижения, какие-то индивидуальные победы, осознанные стремления стать лучше. Надо всегда стараться поддерживать любые начинания сына или дочери, чтобы они чувствовали заботу близких людей, ощущали, что в любой ситуации могут рассчитывать на их помощь. Поиск похвалы для дошкольника – вполне естественное поведение. Только так он имеет возможность сформировать у себя положительную картину мира, убедиться в собственной состоятельности. Если дети регулярно получают одобрение от взрослых, им становится проще развиваться, учиться чему-то новому. Вот почему никогда не надо скупиться на похвалу, во что бы то ни стало настаивать на своем. Обращайтесь с ребенком как с личностью, которая заслуживает уважения всегда, а не только тогда, когда чем-то вас радует.

Соревнование со сверстниками

Можно заметить, что в дошкольном детстве и девочки, и мальчики стремятся продемонстрировать свои лучшие способности. Они хотят заслужить одобрение взрослых, почувствовать себя способными на многое. Это ощущение необходимо для формирования положительной картины мира. Социально-эмоциональное развитие дошкольников не может состояться без включенности в общественную среду. Для этого малышам необходим детский коллектив, который позволил бы проявить свои способности, отметить индивидуальные достижения. Оставаясь наедине с собой, невозможно прийти к таким результатам. Иначе каждый из нас просто бы замкнулся в себе и перестал замечать, что происходит вокруг. Возникает своеобразное соревнование со сверстниками, в ходе которого ребенок имеет все шансы почувствовать себя значимым и важным.

Только находясь в социальной среде, можно обнаружить свои истинные возможности. Вот почему специалисты рекомендуют все же отдавать ребенка в детское образовательное учреждение. Как бы вам ни хотелось оставить его в теплой домашней обстановке до школы, этого делать не рекомендуется. Именно во всяком коллективе возникает здоровая конкуренция, которая помогает сформировать столь необходимую уверенность в себе и чувство собственного достоинства.

Неспособность предвосхищать события

Эмоциональное развитие дошкольника происходит в несколько этапов, постепенно. Сразу видимых изменений не видно, поскольку многие навыки просто накапливаются, но не выражаются в то же время, как появились. Ребенок в пять-шесть лет еще слишком мал для того, чтобы спрогнозировать дальнейший исход того или иного события. Он пока не научился держать под контролем собственные поступки, а чаще всего действует под влиянием сильных впечатлений. Малышу еще трудно отодвигать эмоции на второй план, хотя он и старается вовсю подражать близким взрослым. Ребенок слишком сильно подвержен влиянию собственных чувств. Негативные и положительные впечатления действуют на него одинаковым образом, нередко заставляя переживать по тому или иному поводу.

Методики

Развитию эмоционального интеллекта у дошкольников способствуют различные упражнения. Они направлены, прежде всего, на понимание того, что испытывает сам ребенок и что чувствуют окружающие в связи с его поведением. Методы эмоционального развития дошкольников обладают высокой эффективностью. Нужно соблюдать определенные правила проведения занятий для того, чтобы они как можно ярче запомнились малышу, произвели лучший эффект. Рассмотрим их подробнее.

Игровой метод

Диагностика эмоционального развития дошкольников может состояться уже по тому, как взрослый будет осуществлять наблюдение. Игра является неотъемлемым элементом познания окружающего мира. Ее роль нельзя приуменьшать или пытаться вовсе отрицать. С помощью игры ребенок выражает свои чувства, обнажает те ситуации и переживания, которые его в данный момент на самом деле волнуют. Если девочка слишком сильно привязана к своим куклам, то, скорее всего, ей не хватает душевного тепла и внимания матери. Она стремится восполнить этот пробел с помощью укачивания и переодевания своих игрушек. Нередко мальчики любят мягких плюшевых мишек и зайчиков.

Это говорит о том, что ребенок переживает чувство одиночества и хочет, чтобы его понимали. Проявления в играх любой агрессивной направленности свидетельствует о неблагополучии в семейных отношениях. Малыш не чувствует себя защищенным. Скорее всего, он чем-то встревожен, расстроен, подавлен. С помощью чрезвычайно активных методов ребенок подсознательно стремится избавиться от страха и отчаяния.

Различные сценки

Театрализация – весьма эффективный метод эмоционального развития дошкольников. Именно так ребенок учится выражать собственные чувства и старается понять окружающих. В этом случае появляется больше шансов для осознания неподобающего поведения и исправления имеющихся ошибок. Можно организовывать такие сценки с детьми, которые учили бы их понимать, что испытывает оппонент, оказавшись в той или иной ситуации. Это чрезвычайно ценное приобретение, которому просто так вряд ли можно научиться. При этом следует избегать ярких и однозначных оценок. Выводы чадо должно обязательно делать самостоятельно, иначе воспитательный эффект будет значительно снижен. Даже простой наблюдатель, который внимательно смотрит со стороны за происходящим, способен оценить общее положение вещей. Дело в том, что в большинстве случаев маленькие дети не лукавят и в повседневных реакциях можно отследить все, что их тревожит на данный момент времени.

Арт-терапия

Специалисты ее признают настоящим спасением от негатива. Дело в том, что люди часто замалчивают собственные эмоции, так как боятся получить осуждение в лице общества. Даже взрослые мужчины и женщины порой нуждаются в том, чтобы разгрузить свое сознание от тревожных мыслей. Дети наиболее восприимчивы к любому стрессу. Они еще не умеют выражать собственных эмоций, а потому переживания могут быть весьма сильными, не сопоставимыми с тревогами взрослых людей. Арт-терапия помогает снять неуверенность в себе, скорректировать поведение, привести к хорошим результатам при регулярном использовании. Прорисовывая пугающие картины, ребенок как будто встречается с собственным страхом, учится по-новому на него реагировать, выстраивать определенные отношения с окружающим пространством.

Если постоянно обращаться к этому методу, то можно освободиться даже от интенсивных страхов. Главное – не пропускать занятия. Эмоциональное развитие дошкольников полностью зависит от того, как смогут взрослые организовать процесс преодоления трудностей.

Сказкотерапия

Метод, который позволяет душевно исцелиться и своевременно предупредить любые негативные проявления. С помощью сказкотерапии происходит быстрое развитие эмоционального интеллекта у дошкольников. Ребенок слушает занимательную историю и учится отделять зло от добра. Нередко он и сам начинает представлять себя на месте главных героев, делает соответствующие выводы.

Индивидуальный подход

Это обязательное условие, без которого вообще не может состояться ничего из вышеперечисленного. Ко всему требуется индивидуальный подход. Один ребенок не похож на другого. И в этом нет ничего удивительного. Кто-то быстро усваивает информацию, а иному для этого требуется определенное время. В любом случае не стоит торопиться, применять какие-то негативные меры воздействия, будь то угроза или наказание. Глупо создавать одинаковые требования для всех да еще ругать ребенка за то, что он не вписывается в какие-то рамки, не соответствует общепринятым нормам. Индивидуальный подход позволит высвободить большое количество созидательной энергии, а значит, сын или дочь смогут добиться больших и лучших результатов.

Таким образом, за эмоциональное развитие дошкольника прямую ответственность несут родители. Только отец и мать могут стать для ребенка первыми учителями во взрослом мире, которые научат, как себя вести в обществе, на что следует обращать внимание при выборе какого-либо решения. Не всегда у маленького человечка все будет получаться с первого раза, но нужно его направлять, подбадривать, помогать преодолевать препятствия, исправлять ошибки. Чем большую эмоциональную вовлеченность смогут проявлять сами родители, тем легче и проще будет ребенку. Не нужно постоянно тревожиться и переживать по всякому поводу. Самые близкие люди должны стремиться демонстрировать уверенность и полное доверие. Только в этом случае будет расти и развиваться гармоничная личность, способная на многие достижения.

Комментарии