гуманизация образования: понятие и сущность

В настоящий момент общество находится на переломном этапе своего развития, характеризующемся переоценкой основных ценностей и преодолением препятствий, которые мешают продвигаться вперед. Личность человека выходит на первый план. Именно поэтому гуманизация образования просто необходима и является основным принципом, который отражает современные общественные тенденции в обучении и воспитании подрастающего поколения. Только человек, умеющий быть продуктивным, созидающим, сможет найти достойное место в обществе.

Гуманизация образования предполагает объединение социально-нравственного, профессионального и общекультурного развития личности учащегося. Это возможно только после того, как будут пересмотрены и тщательно отобраны цели, технологии и содержание обучения. Выделяют две составляющие этого процесса. Одна из них – это удовлетворение базовых потребностей детей путем создания максимально благоприятных во всех отношениях условий для их развития. Для этого педагогам важно учитывать индивидуальные, возрастные и личностные особенности учащихся.

Не менее важно уметь раскрыть детям возможности наполнения их свободного времени полноценным содержанием. Это можно сделать через приобщение школьников к культуре, раскрытие их творческого потенциала. Во многом данному моменту способствуют ФГОСы второго поколения, не так давно введенные во всех образовательных учреждениях. Приоритетным в обучении становится воспитание новой думающей личности, знающей и умеющей свои знания применять в практической деятельности.

Гуманизация образования – это неотъемлемая и важная часть воспитания нравственности у детей. Саморазвитие личности во многом зависит от творческой направленности процесса обучения. Это одна из основ индивидуально-творческого подхода педагога к ученику, который предполагает мотивацию учебной деятельности. Таким образом, школьник может ощутить гордость от осознания собственного роста в обучении, от достижения определенных целей.

Сегодня необходимо не просто дать учащемуся общенаучные или профессиональные знания, но и позволить ему овладеть общечеловеческой культурой, которая является основой для всестороннего развития личности, с учетом его потребностей и окружающих условий (сюда входят, в том числе, кадровый потенциал и материальная база обучения). Гуманизация образования связана и с профессионально-этической взаимоответственностью. Иными словами, все участники педагогического процесса должны быть готовы взять на себя ответственность за проблемы остальных при возникновении такой необходимости. Это требует высокой самоорганизованности, внутренней собранности, при которой человек не будет идти на поводу у складывающихся в педагогическом процессе обстоятельств, а может сам их творить, вырабатывать собственную стратегию, самосовершенствоваться.

Нужно отметить, что психическое развитие ребенка происходит в освоении им человеческой культуры. Здесь основным наставником выступает взрослый. Поэтому необходимо систематическое педагогическое воздействие на ученика, в результате которого его направляют на путь освоения новых знаний, а также воспитывают в нем положительные личностные качества.

Для того чтобы гуманизация образования происходила не только в теории, но и на практике, необходимо организовывать деятельность детей и руководить ею, при этом обеспечив лучшие условия для возможного развития в них определенных черт характера. При разработке программы учитываются возрастные особенности учащихся, а об индивидуальных должен помнить сам педагог – и на занятиях, и во внеурочной деятельности.

Комментарии