Производственная инфраструктура: определение, методы организации, виды, структура

Темпы экономического развития современных стран все в большей степени зависят от структурного устройства народного хозяйства. Прогрессивное развитие общественного производства не может обойтись без высокоразвитой логистики с эффективным функционированием всех ее компонентов, затрагивающих и сферу менеджмента. Каркас данной системы основывается на производственной инфраструктуре (ПИ) в целом, которая и определяет потенциал с фондами ресурсов для экономического развития страны.

Основные понятия ПИ

Для начала стоит определиться с понятием типовой инфраструктуры условного предприятия, в рамках которого осуществляется производственный процесс. В общем представлении - это перечень взаимосвязанных служб и подразделений, которые обеспечивают нормальный режим функционирования компании без остановок и перерывов.

Под объектом производственной инфраструктуры можно понимать именно функциональные компоненты, на которых базируется состав предприятия. Это могут быть самые разные хозяйственно-инструментальные отделы, отвечающие за энергетику, материальное снабжение, метрологию, контроль качества, мониторинг, кадровую политику и другие сферы деятельности предприятия. Главное, что инфраструктура такого типа не ограничивается исключительно логистикой и техническими элементами производства в разных аспектах его обеспечения. В качестве иллюстрации широкого представления ПИ можно привести понятие логистического менеджмента, в котором объединяются вполне практические задачи организации транспортных сетей и сбыта продукции с инструментами маркетинга.

Также не стоит ограничивать понятие ПИ отлаженной системой функционирования предприятия, хоть и в разных проявлениях его деятельности. В немалой степени данная инфраструктура предусматривает и работу на перспективное решение стратегических задач. Для таких целей современная производственная инфраструктура включает контрольное хозяйство с определенным перечнем служб технического обслуживания, имеющих целый комплекс собственных функций:

  • Осуществление организационной, технической и технико-экономической регламентации всех рабочих процессов на предприятии.
  • Создание условий для выпуска конкурентоспособной продукции при минимальных ресурсных вложениях.
  • Создание условий для выполнения технологических операций с высоким уровнем автоматизации, механизации и информатизации.
  • Обеспечение гибкости и преемственности с минимальными затратами при перестройке производства для ориентации на новую продукцию.

Структура производственной инфраструктуры

Форма организационной структуры производства определяется задачами, которые стоят перед предприятием. Как правило, они отражаются в целях обеспечения стабильного функционирования основных технологических процессов от исследования рынка и закупки сырья, до распространения товаров по точкам сбыта. К основным подразделениям производственной инфраструктуры, на которых держится технологическое обеспечение данных процессов, можно отнести следующие:

  • Инструментальное хозяйство. Как правило, группа мелких подразделений, каждое из которых отвечает за техническое обслуживание определенного участка на производстве или типа оборудования. Некоторые службы данного типа участвуют в ответственных процессах проектирования, изготовления и восстановления, а также в организации и распределении рабочих мест, консервации оснастки и т.д.
  • Ремонтное хозяйство. Тоже многоплановое с точки зрения функциональности подразделение, главной задачей которого является обеспечение контроля за состоянием эксплуатируемого оборудования и вспомогательных приспособлений. Работники этого цеха выполняют ремонт, профилактическое обслуживание, настройку и пуско-наладочные мероприятия.
  • Транспортное хозяйство. В обязательном порядке к производственной инфраструктуре относится и транспортная логистика, обеспечивающая каналы для перевозки сырья, готовой продукции и других необходимых для рабочего цикла материалов. Над логистической моделью обычно работает несколько разных подразделений, так как она затрагивает разные этапы производственного процесса, а обслуживанием сети занимаются сотрудники транспортного подразделения. На современном этапе развития логистики к этому цеху добавляются и службы информационного обеспечения, так как виртуальное моделирование с цифровыми каналами связи все плотнее входят в систему производственных процессов.
  • Энергетическое хозяйство. Поддержка предприятия и его рабочих процессов необходимыми источниками энергоснабжения также выделяется в отдельную структурную единицу, которая требует организации собственной логистики, инженерно-коммуникационного обслуживания и технических мощностей. Сложность бесперебойного обеспечения на многих производствах заключается в необходимости применения нескольких источников энергии, создании электротехнической защищенной сети и подключении резервных источников питания, которые в принципе могут гарантировать независимость электросилового оборудования от магистральных контуров снабжения.

Разновидности производственной инфраструктуры

Даже в рамках одного предприятия инфраструктура может быть представлена в разных функциональных пластах с точки зрения ее целей, задач и способов организации. К основным видам ПИ можно отнести следующие:

  • Техническая ПИ. Непосредственно связана с коммуникациями, на базе которых прокладываются транспортные сети, кабельные линии энергоснабжения, информационное обеспечение и прочий инжиниринг.
  • Социальная инфраструктура. Также отчасти техническая сфера, но с акцентом на психологические аспекты организации современной кадровой политики на предприятиях. Социально-производственная инфраструктура формируется управленческими, правозащитными и другими средствами обеспечения трудовых условий в рамках конкретного предприятия. Соблюдение мер по охране труда в данном случае является ключевым фактором, регулирующим инфраструктуру в ее социальной сфере.
  • Инновационная инфраструктура. Условная технико-организационная модель инфраструктурного устройства на предприятии, мощности которой могут использоваться для трансформации текущей структуры. Данный потенциал закладывается на этапах проектирования тех же логистических сетей и разработки проектов стратегического развития. В процессе модернизации предприятия, к примеру, в контексте перехода от механического к роботизированному производству наличие буфера подготовленных инновационных технологий позволит завершить переходную стадию с минимальными затратами.

Принципы создания производственно-организационной структуры

Эффективная работа предприятия возможна только при условии соблюдения ряда принципов, обеспечивающих ее полноценное существование в условиях конкурентной среды. В числе основополагающих принципов организации производственной инфраструктуры можно выделить следующие:

  • Доступность. Инфраструктура должна быть способной обеспечивать нужды потенциального потребителя в своем сегменте на конкретной территории распространения продукции. Этот принцип выражается как в территориальной близости, так и в сбалансированной ценовой политике.
  • Надежность. Аварийные ситуации и непредусмотренные сбои в работе инфраструктуры предприятия – факторы, которые также просчитываются на этапе проектирования системы. В оценке надежности используются такие параметры, как скорость обслуживания и эффективность контроля качества.
  • Сопряженность. Также представляется как достаточность производственной инфраструктуры, что отражается в ее соответствии экономическим, социальным, технологическим и другим условиям внешней среды, в которой работает предприятие. Например, если темпы развития компании не соответствуют общему уровню развитости местного производственного комплекса, то говорят об инфраструктурной недостаточности.

Теперь можно перейти к рассмотрению поэтапного создания организационно-производственной модели предприятия в разных аспектах функционирования его инфраструктуры.

Организация материально-технической структуры

Один из самых емких и ответственных узлов инфраструктуры, благодаря которому осуществляется обеспечение производства сырьевой базой, техническими средствами и энергетическими ресурсами. В частности, может разрабатываться логистическая система для организации поставок комплектующих, полимерного сырья, топливных элементов и т.д. В этой части производственная инфраструктура включает транспортную технику, погрузочно-разгрузочные машины, трубопроводы, складские помещения и другие объекты для временного хранения материалов. На некоторых перерабатывающих производствах уже в материально-технической инфраструктуре закладываются возможности начальной подготовки сырья или заготовок к основным технологическим этапам обработки.

В отличие от большинства дальнейших этапов построения инфраструктурного комплекса, на данной стадии реализуются задачи собственного обеспечения потребностей предприятия. Причем не стоит забывать, что к производственной инфраструктуре относятся не только мощности условного конвейера, но и вспомогательные функциональные блоки, за счет работы которых в принципе поддерживается деятельность предприятия. Например, в зависимости от отрасли отдел материально-технического снабжения может обеспечивать работоспособность резервных источников питания, систем вентиляции и канализации, ремонтных хозяйств и т.д.

Организация транспортно-складского обеспечения

Складская инфраструктура выступает связующим звеном в общей цепи производственного цикла от приема сырьевых материалов до хранения готовой продукции. В организации производственной инфраструктуры на этом этапе важно придерживаться следующих условий:

  • Высокая скорость перемещения ресурсов, сырья и готовой продукции.
  • Эффективное применение транспортных средств и обслуживающего персонала.
  • Обеспечение высокой степени механизации или автоматизации при выполнении типовых рабочих мероприятий.
  • Снижение себестоимости технологических процессов.
  • Согласованность производственных и транспортных операций.

Работа транспортно-складского хозяйства преимущественно строится на функциях транспортных средств, среди которых обычно выступают грузовые автомобили, вагоны, погрузчики и т.д. Выбор того или иного способа реализации логистической системы зависит от производственно-экономической инфраструктуры, которая проектируется на основе предварительных маркетинговых расчетов. В некоторых условиях оказывается приемлемым стандартный вариант обустройства гаражей с ремонтными мастерскими и обычными дорогами, а в других требуется применение специальных рельсовых путей с полноценными депо. Так или иначе, характеристики внутризаводского транспорта оказывают прямое влияние и на эффективность распространения продукции, и на ход производственного процесса в целом.

Организация энергохозяйства

В источниках энергоснабжения нуждаются практически все функциональные компоненты производственной системы. Разница в подходах к питанию разных потребителей заключается в видах топлива, способах его доставки и энергетическом объеме. На крупных предприятиях энергетическое хозяйство представляет собой целый комплекс подразделений и обслуживающих технических средств, благодаря которым обеспечиваются процессы доставки, трансформации, аккумуляции и потребления энергии. Например, для производственно-транспортной инфраструктуры в основном используются традиционные виды жидкостного топлива наподобие бензина, дизеля и солярки. Но энергетические ресурсы могут требоваться и для технологических процессов, что составляет основу энергопотребления. В данном случае создается инфраструктура, направленная на обслуживание тепловой, паровой и газовой энергии, которая может преобразовываться в механическую энергию, требуемую для поддержания функции силовых установок. Целевыми потребителями такого типа могут выступать гидравлические машины, компрессорные станции, котельные, обрабатывающие станки, а также подъемно-транспортное оборудование на конвейерах.

Организация инструментального хозяйства

Техническое обслуживание инструментов и оборудования также является обязательной составляющей общего производственного процесса на предприятии. Соответственно, к таким задачам должны быть подготовлены определенные мощности. Поддержание технической производственной инфраструктуры обеспечивается инструментальными отделами и цехами, в которых выполняются операции настройки, починки, ремонта и восстановления рабочих средств и технологической оснастки. На крупных предприятиях могут организовываться и полноценные линии производства собственных инструментов с индивидуальными наборами конструкционных и эксплуатационных характеристик. К типовым операциям, которые выполняет инструментальный цех, относится заточка режущих насадок и приспособлений – фрез, сверл, зубил, ножей и т.д.

К основным задачам инструментального хозяйства в целом относится обеспечение рабочих мест функциональной оснасткой должного качества. В расширенном виде мастерские производственной инфраструктуры также занимаются учетом, инвентаризацией, консервацией и утилизацией технических средств. Выполнение данных операций сопрягается с другими процессами логистики и контроля качества. Например, необходимость пополнения номенклатуры инструментальной базы определяется в процессе комплексной проверки с участием представителей складского отдела снабжения, которые определяют эффективность использования мощностей на текущий момент. Существует и специальное понятие нормы запаса инструментов и рабочего оборудования, параметры которой определяются на этапе разработки технологической карты производства. Номенклатура используемых технических средств определяется разными способами – к примеру, на основе данных применяемости конкретных инструментов. На мелкосерийных и единичных производствах в подобных расчетах ориентируются на оснащенность рабочих мест.

Особенности ПИ в России

На каждом витке подъема российской экономики специалисты отмечают выраженные проблемы слабого развития производственного комплекса именно в части его инфраструктурного устройства. Даже при благоприятных условиях с созидательными тенденциями на рынке реализации перспективных проектов препятствует целый ряд проблем энергетического снабжения и логистического устройства регионов.

К наиболее острым проблемам развития производственной инфраструктуры в России относят моральное устаревание и не соответствие современным нормам автомобильных и железных дорог, коммуникаций связи и коммунального хозяйства. Износ производственных фондов, так или иначе связанных с этими отраслями, составляет 50-70%. Например, газотранспортная отрасль по сей день эксплуатирует больше половины сетей, отработавших свой срок либо требующих замены компонентов.

Такое состояние инфраструктуры связано со следующим набором системных проблем производственного комплекса:

  • Отсутствие четких пропорций в выделении материальных средств на развитие инфраструктуры.
  • Отсутствие отработанных механизмов развития производственно-технологической инфраструктуры, что выражается в несогласованности региональной и экономической политики при стимуляции средств, направленных на поддержание и модернизацию эксплуатируемых фондов.
  • Различия в стандартах и регламентах, в соответствии с которыми эксплуатируется инфраструктура в разных отраслях и регионах.
  • Разные подходы в эксплуатации инфраструктуры различными ведомствами и заказчиками, что также обусловлено неясностью картины будущего развития производственного сектора страны.

В заключение

Собственная инфраструктура предприятия определяет эффективность его работы практически во всех аспектах логистики, сбыта и взаимодействия с контрагентами. Основу инфраструктуры производственного процесса образует технический каркас, который включает инструментальное обеспечение, парк оборудования и номенклатуру непосредственно рабочих станков и агрегатов, не говоря о вспомогательных приспособлениях. Но и этого набора недостаточно для формирования полноценной инфраструктуры. Особенно в наше время многое также зависит от коммуникационных сетей, средств управления и менеджмента в широком смысле, инструменты которого тоже влияют на характер устройства производственной системы.

Комментарии