Стратегия компании - это... Определение термина, цели, задачи, процесс формирования

Процедура планирования важна для каждой организации. Она осуществляется на разную перспективу. Основой процесса планирования является выбор стратегии компании. Это обязательное условие гармоничного развития организации. Стратегическое планирование позволяет поставить главные цели компании, обозначить пути для их достижения. Что собой представляет стратегия, особенности ее выбора реализации будут рассмотрены далее.

Подходы к определению

Стратегия компании – это определенная модель действий организации, интегрированная к существующим внутренним и внешним условиям. Она определяет направление для достижения поставленных перед предприятием целей. Содержание этого понятия обуславливается рядом правил, которые учитывают при принятии решений в процессе определения главного курса развития.

В современной специализированной литературе существует два противоположных подхода к определению стратегии. В первом подходе это понятие рассматривается как долгосрочный, хорошо конкретизированный план, который разрабатывает организация для достижения определенных целей. Для этого рассматривается степень развития компании в отдаленной перспективе. Этот подход основан на том, что цели и стратегия компании строятся на предсказуемых явлениях. Все процессы в этом случае детерминированы, поддаются управлению и контролю.

Второй подход предполагает рассматривать стратегию как направление долгосрочного развития компании, которое касается средств, сферы и формы ее деятельности. Этот прогресс определяется, кроме всего прочего, в организации внутрипроизводственных отношений, позиции организации в окружающей ее среде.

Другими словами можно сказать, что стратегия деятельности компании характеризуется как направление ее функционирования. В рамках продвижения по этому намеченному пути организация максимально приближается к поставленным перед ней целям. Для разработки стратегии проводится анализ при помощи матриц БКГ, а также исследование по методике SWOT.

Эта процедура трактуется в деловой сфере как концепция, позволяющая организации достигнуть своих целей. Так она может предугадать наиболее вероятные проблемы, сдерживающие факторы на пути своего развития. Долгосрочное планирование позволяет выбрать методы для предотвращения негативных воздействий. Стратегия позволяет правильно распределить имеющиеся ресурсы, а также проводить контроль на каждом этапе реализации плана. Для этого строится система целей. Она включает в себя, в первую очередь, миссию. Затем следуют цели общеорганизационного и специфического типа.

Вторым элементом формирования стратегии является выбранная политика организации. Это совокупность правил, которые она выбрала для осуществления своей деятельности.

Стратегия разрабатывается с перспективой в несколько лет. Ее горизонт зависит от особенностей рынка, на котором функционирует компания, а также особенностей самой организации. Эта разновидность планирования конкретизируется в разных проектах, практических действиях. Стратегия редко корректируется, поэтому она выражает только общую концепцию.

Разновидности стратегий

Стратегия компании – это главный генеральный план организации, который обозначает спектр приоритетных задач, ресурсы для их выполнения.

Он определяет последовательность шагов, которые ведут к достижению цели в долгосрочной перспективе. Стратегии могут быть разными. Существует всего 4 разновидности этого типа планирования:

  1. Концентрированного роста. Эти стратегии предполагают усиление позиций организации на том рынке, где она функционирует. Также это может быть долгосрочное планирование развития самого рынка или продвижения конкретного продукта.
  2. Интегрированного роста. Это план развития обратной интеграции вертикального типа. Она может также идти вперед.
  3. Диверсифицированного роста. Подобные стратегии предполагают разработку центрированного или горизонтального разделения целей. Это позволяет снизить риски, но ресурсы распределяются в этом случае на несколько разных направлений.
  4. Сокращения. Эта стратегия еще называется «сбором урожая». Это может быть также ликвидация или сокращение деятельности компании. В некоторых случаях к ней прибегают для сокращения количества расходов.

Также основные стратегии компании могут разделяться на три уровня:

  1. Корпоративная. Определяет ценности компании, которые выражаются в финансовых или прочих целях. Она предполагает выделение и приобретении требуемых ресурсов, соответствующих возможностей. Эта стратегия определяет, в каких направлениях планирует действовать компания. Их может быть несколько, они могут быть связаны между собой. В ходе этого направления планирования определяется, на какие направления производства будут выделяться ресурсы. От некоторых из проектов компании нужно отказаться, а другие – финансировать больше.
  2. Конкурентная. Эта стратегия определяет принципы, на которых будет построена конкурентная борьба компании на рынке. Она позволяет выбрать пути для создания выгодного положения организации в отрасли. Определяются группы потребителей, для которых будут производиться готовые изделия или оказываться услуги, а также методы продвижения продукции. В ходе разработки этой стратегии определяются соответствующие виды деятельности, которые позволят привлечь новых клиентов и удержать старых заказчиков. Это позволяет укрепить потенциальные преимущества компании на рынке.
  3. Функциональные. Они усиливают конкурентные стратегии, определяют направления деятельности, которые помогут извлечь максимальную пользу из положения компании на рынке. Такое планирование позволяет лучше скоординировать разные функции.

Как развивается стратегия?

Стратегия управления компанией применяет на практике разные подходы к развитию. Это может быть анализ прибыли в отрасли, конкурентное позиционирование организации, выявление основных возможностей для производства и т. д. Подходов к построению стратегии множество. Это творческий процесс, который зависит непосредственно от менеджера, который занимается ее разработкой. Дело в том, что при помощи стратегического планирования невозможно ответить на все вопросы, которые возникают в процессе управления компанией. Для этого процедура подкрепляется анализом, а открытия случаются как прозрения.

Стоит отметить, что разные подходы к построению стратегию в большей или меньшей степени позволяют менеджеру обозреть будущие перспективы компании. Понимание этого процесса не может быть шаблонным, построенным на застывших убеждениях. Это объясняется постоянно меняющимися условиями как внутри, так и снаружи предприятия.

При разработке бизнес-стратегии компании некоторые менеджеры руководствуются самыми новыми, популярными методиками. Но при осмыслении перспектив компании это может сослужить и плохую службу. Все соперники могут выбрать такой подход к разработке стратегии. Гораздо выгоднее придерживаться собственного стиля. Оригинальный подход позволяет найти необычный, скрытый путь к достижению конкурентного преимущества. Хотя некоторые взгляды модных тенденций следует рассмотреть, чтобы понимать, как могут поступить другие организации, работающие в отрасли.

Чтобы выиграть в конкурентной борьбе, следует выбирать такие группы потребителей, для которых еще никто ничего не производит. Оригинальная стратегия компании на рынке позволяет найти незанятые ниши. Для этого применяют уникальные маркетинговые, производственные методы.

Креативность при разработке стратегии также приветствуется. Для этого берут несколько элементов анализа и соединяют их в единую систему. Независимо от выбранного подхода к осознанию перспектив и возможностей в будущем для компании, разработка перспективного плана производится в 7 этапов.

Стадии планирования

Финансовая стратегия компании или иной тип долгосрочного планирования проходит 7 основных этапов:

  1. Анализ рынка в настоящий момент и в будущем периоде.
  2. Поиски конкурентного превосходства.
  3. Исследование особенностей поведения конкурентов в прошлом и прогноз их действий в будущем.
  4. Устойчивость и влияние компании на рынок.
  5. Анализ существующих возможностей, обзор новых рынков сбыта, направлений для развития.
  6. Оценка новых перспектив в будущем.
  7. Принятие стратегического решения.

Рассматривая стратегии компаний на примере разных компаний, стоит отметить, что показатель прибыльности в разных отраслях неодинаков. Причиной тому являются структурные отличия. Так, например, прибыльность инвестиций в фармакологической отрасли составляет 25 %, а в автоперевозках – 5 %. По этой причине обязательно делается анализ отрасли. Главное для компании - достичь показателей выше средних в рамках своего рынка. Если прибыльность выше, чем у конкурентов, это считается значительным преимуществом.

Анализ отрасли позволяет определить, к какому показателю должна стремиться компания. Успех относителен и определяется только на фоне конкурентов. Исследование рынка дает информацию о факторах, влияющих на экономический результат деятельности компании. Причем важно оценить, что будет влиять на уровень прибыльности в будущем. Эти факторы значительно влияют на выбор стратегии поведения организации на рынке.

Стоит также отметить, что в каждой отрасли существуют привлекательные и непривлекательные сегменты. В ходе анализа определяются наиболее перспективные направления для компании.

Исследования позволяют оценить степень влияния организации на рынок. В некоторых случаях потенциал довольно велик. Это позволяет улучшить структуру рынка, предотвратить ее ухудшение в будущем. Влияние компании может распространяться на всю отрасль или ее отдельный сегмент.

Позиционирование

Стратегия компании на рынке предполагает проведение поисков конкурентного превосходства. Этот этап изысканий называется позиционированием. В ходе проведения этого анализа получается ответить на вопрос, почему некоторые компании имеют прибыльность выше, чем другие. Это объясняется высоким конкурентным положением компании. Она вкладывает ресурсы в новые производственные направления, что позволяет ей удерживать позиции лидера.

Чтобы позиционировать собственную организацию как имеющую превосходство, ее продукция должна иметь повышенную ценность для потребителей. Это, например, может быть низкая цена, особое качество, характеристики продукта, его уникальность. Стоит помнить, что некачественные изделия нельзя продать даже по низкой цене. Также некоторые уникальные продукты не будут продаваться по высокой стоимости. Неправильно выбранная стратегия в этом направлении сделает компанию убыточной.

Чтобы повысить для покупателя ценность товара или услуги, существует 2 фактора. Это дифференциация качества и снижение себестоимости. При выборе направления действий нужно определить, какие ценности может нести продукция для потребителей, чего не могут предложить им конкуренты.

В ходе анализа стратегий компаний можно отметить, что часто в рамках одного рынка образуются конкурентные блоки. Несколько разрозненных компаний объединяются, чтобы получить контроль в своей отрасли. Им противостоит иной блок. Союзы принимают общие стратегические решения, способные повысить ценность их продукции для потребителя.

Анализ деятельности конкурентов в прошлом

Стратегия роста компании не может обойтись без анализа конкурентов. Причем начинать такое исследование нужно с прошлых периодов. Это позволяет сделать прогноз на поведение главных игроков на рынке в будущем.

Недостаточный анализ действий конкурентов ведет к допущению стратегических ошибок. Это приводит к самым печальным последствиям. Поэтому нужно оценить вероятную реакцию конкурентов на сложившуюся рыночную среду, а также возможное поведение в будущем. Конкуренты также разрабатывают стратегии, которые могут помочь им выиграть в борьбе за рыночное превосходство. Поэтому хороший менеджер обязательно рассмотрит внимательно как прошлые действия соперников, так и предположит их шаги в будущем.

Такой подход, как показывает практика, позволяет влиять на решения конкурентов. Эта работа позволит взглянуть на собственную компанию под другим углом зрения.

В ходе анализа действий соперников нужно выявить их сильные и слабые стороны, прошлые цели и действия. Рассматривают и оценивают следующее:

  • Стратегию конкурентов, их рыночную позицию и преимущества.
  • Предполагается ли смена руководства.
  • Возможности соперников, диапазон их цен, особые черты продукта, эксклюзивность и особенности продвижения товаров.
  • Цели, преследуемые ими в настоящем и будущем.
  • Представления о будущем рынка.
  • Сигналы, посылаемые компанией-противником иным компаниям.

Анализ собственного положения

В ходе построения стратегии управления компанией проводится анализ собственной ее силы, стабильности на рынке. При этом менеджер должен оценить ситуацию в отрасли, положение конкурентов и собственной организации. Для расчета берутся финансовые результаты компании. Их анализ предоставляет информацию о сильных и слабых сторонах, а также сопоставление их с результатами работы других участников рынка.

Если в рамках отрасли существуют союзы конкурентов, собственное положение рассматривается на их фоне. Нужно рассмотреть, кто в данной ситуации может стать союзником. После этого проводится анализ действий кооператива. Тесное сотрудничество, обмен информацией, изменение некоторых процессов позволяет улучшить собственное положение на рынке, укрепить свои позиции. Также это позволяет управлять ценой, расходами.

Крайне важно рассмотреть перспективу такого сотрудничества или собственного автономного положения в отрасли. Важно не только завоевать выгодные позиции, но и суметь их удержать в будущем. Даже бесспорные лидеры оказываются уязвимыми при изменениях рыночной конъюнктуры. Новая продукция способна вытеснить прошлого лидера, заняв его место в отрасли. Существует множество примеров, что без модернизации, инвестирования инновационных проектов компания быстро теряет свои позиции. Конкуренты не перестанут вкладывать деньги в собственное развитие. Только тот, кто окажется лучше и быстрее, сможет покорить потребителя.

Анализ возможностей

Стратегия компании – это особый план, который строится также и на основе исследований собственных возможностей. Определяются новые группы потребителей, направления для развития производства. Важно найти уникальные каналы сбыта, перспективные технологии и прочие направления, дающие превосходство.

Оценка возможностей в будущем

В ходе реализации стратегии компании в будущем требуется реализовать потенциал организации в полной мере. Для этого требуются новые производственные возможности. Их не создают за один день. При стратегическом планировании учитывают возможности для производства новых товаров.

Выбор стратегии

Заключительным этапом является отсечение нецелесообразных, менее выгодных вариантов развития компании. Согласовываются выбранные направления. При этом они не могут имитировать стратегии других игроков. Это заведомо проигрышный вариант. Собственная стратегия должна быть уникальной, продуманной до мелочей.

Комментарии