Кинооператор - это профессия в кинематографе. Лауреаты «Оскара» за лучшую операторскую работу

Кинооператор — это одна из важнейших профессий в кинематографе, наряду с актером, режиссером и сценаристом. Только благодаря их слаженной работе может получиться качественный фильм. Ведь даже самую интересную историю никто не захочет смотреть, если снята она ужасно.

Чем он занимается

Кинооператор — это человек, управляющий съемочным аппаратом. Именно от него зависит, как будет выглядеть фильм. Он — художник, его краски — это кинокамера, а его картина — это изображение, которое будут показывать в кинотеатрах.

Это интересная, но непростая работа. Недостаточно просто включить камеру и начать снимать. Кинооператор должен следить за освещением, зачастую самостоятельно выставляя осветительные приборы. Иногда они занимают намного больше места, чем сам кадр.

Также оператору нужны крепкие нервы и хорошая физическая подготовка. Когда время поджимает, приходится работать по 12-14 часов в день, таскать тяжелое оборудование и следить за качеством каждого кадра. С таким режимом справится далеко не каждый.

Но съемка - не единственная забота кинооператора. Работа не заканчивается, даже когда была отснята последняя сцена. Ему предстоит принять участие в монтаже и создании спецэффектов. Он внимательно следит, чтобы не было утеряно ни 1 кадра, а изображение отвечало всем требованиям.

Операторская группа

Если у кинооператора есть под руководством группа людей, то его называют оператором-постановщиком — или главным оператором. Сейчас только любительские фильмы могут создаваться при участии только одного оператора.

В команду входят:

  • Помощники (ассистенты). Их может быть несколько, они отвечают за технический контроль: количество снятых дублей и сцен. Всегда есть «ассистент на фокусе», который следит за точностью фокусировки.
  • Дополнительные операторы — для многокамерной и комбинированной съемки. В отличие от главного оператора, их работа заканчивается после завершения съемки.
  • Дольщик и кранмейстер. Первый следит за тележкой с камерой, а второй — за краном во время съемок с высоты.

История

Создатели профессии кинооператор — это, безусловно, братья Люмьер. В 1895 году в Париже был проведен первый платный киносеанс. Для проецирования изображения использовали кинетоскоп — улучшенную версию творения Томаса Эдисона. После чего они научили с ним работать других людей, что послужило толчком к развитию кинематографа и, как следствие, появлению профессии кинооператор.

«Оскар» за лучшую операторскую работу

Его вручают с 1929 года — то есть с самого создания кинопремии. Сначала награды присуждались отдельно за цветное и черно-белое кино. Так продолжалось до 1967 года, когда убрали разделение. И с того момента был только один черно-белый фильм, удостоившийся премии. Это «Список Шиндлера».

Лауреаты «Оскара» за лучшую операторскую работу

За время существования кинопремии «Оскар» за операторскую работу получили около 100 человек. Дальше пойдет речь о нескольких выдающихся кинооператорах:

  • Эммануэль Любецки.
  • Мауро Фиоре.
  • Януш Каминский.
  • Роджер Дикинс.
  • Джозеф Руттенберг.
  • Леон Шамрой.

Эммануэль Любецки

Один из лучших кинооператоров современности. Единственный, кто удостоился трех премий «Оскар» подряд.

Родился в 1964 году. Его мать и отец — оба кинопродюсеры. Это и определило его будущее. Окончил киношколу. В 1980-х начал работать в Мексике. Его первая работа в Америке — фильм «Двадцать баксов», снятый в 1993 году. Часто работал вместе со своим другом — режиссером Альфонсо Куароном. С ним он снял шесть фильмов.

В 2014, 2015 и 2016 годах был лауреатом премии «Оскар» за фильмы:

  • «Гравитация» (2014) — технотриллер, в котором было всего 2 актера: Джордж Клуни и Сандра Буллок. Практически все было снято с помощью компьютера, а актеры находились в кубе, на стены которого выводили изображение космоса. Это последний фильм, снятый вместе с Альфонсо Куароном.
  • «Бердмэн» (2015) — черная комедия с Майклом Китаном в главной роли. В некоторых сценах использовалась современная непрерывная съемка с помощью системы «Стэдикам». Благодаря проделанной работе, может показаться, что в фильме нет склеек, хотя на самом деле их более 100.
  • «Выживший» (2016) — остросюжетный вестерн, за который Леонардо Ди Каприо, сыгравший главную роль, получил свою долгожданную статуэтку, а Любецки стал единственным оператором, получившим 3 «Оскара» подряд.

Примеры его фильмов:

  • «Кот»;
  • «Али»;
  • «Древо жизни»;
  • «Знакомьтесь, Джо Блэк»;
  • «После прочтения сжечь».

Мауро Фиоре

Первый кинооператор, получивший «Оскар» за 3D-фильм.

Родился в 1964 году в коммуне Марци, Италия. В 1971 году переехал в США. В 1987 году вместе со своим однокурсником, двукратным обладателем «Оскара», Янушем Каминским отправляется в Голливуд.

Самая сложная и значимая работа для него как кинооператора — это фильм «Аватар». Съемки велись более года в Новой Зеландии. Была использована новая система захвата мимики: на голове у актера крепился шлем с маленькой камерой. Была впервые использована камера, с помощью которой можно было видеть виртуальные образы актеров во время реальной съемки. Такая колоссальная работа не осталась незамеченной, и фильм победил в трех номинациях, связанных с изображением.

Януш Каминский

Польский кинооператор, обладатель двух «Оскаров». Снял последнее черно-белое кино, получившее статуэтку за операторскую работу.

Родился в 1959 году. С 1981 года живет в Америке. С 1982 года учился в Колумбийском колледже вместе с Мауро Фиоре. После окончания перевелся в Консерваторию института кинематографии Америки.

Его первая операторская работа в кино — «Мрачные сказки прерий». Первый и единственный фильм режиссера Уэйна Коу, снятый в 1990 году.

С 1993 года сотрудничает со Стивеном Спилбергом. Вместе они сняли два фильма, за которые Януш получил «Оскар» — «Список Шиндлера» и «Спасти рядового Райана».

Примеры работ:

  • «Линкольн»;
  • «Мюнхен»;
  • «Терминал»;
  • «Приколисты»;
  • «Судья».

Роджер Дикинс

Один из самых известных операторов Голливуда. Первый кинооператор, получивший звание командора ордена Британской империи.

Родился в 1949 году в городе Торки, Великобритания. Обучался в Национальной школе кино и телевидения.

С 1975 года снимал документальные фильмы для английского телевидения. Иногда ему приходилось очень тяжело. Например, он девять месяцев провел в кругосветном путешествии на яхте и попал под минометный огонь в Эфиопии, когда там шла гражданская война.

Известность к Роджеру пришла после фильма «1984» режиссера Майкла Андерсона. С 1990 года работает в основном в США. После выхода черной комедии «Бартон Финк» начинает сотрудничество с режиссерами братьями Коэн . С 1995 года более десятка раз номинировался на премию «Оскар», но победить удалось только в 2018-м — за фантастический фильм «Бегущий по лезвию 2049».

Оператор фильмов:

  • «Фарго»;
  • «Бартон Финк»;
  • «Время»;
  • «Серьезный человек»;
  • «Большой Лебовски».

Джозеф Руттенберг и Леон Шамрой

Нельзя не вспомнить единственных обладателей четырех «Оскаров» за операторскую работу. Они получили свои награды в середине прошлого века. Часто номинировались в один год и становились соперниками.

Руттенберг побеждал в 1939 году (фильм — «Большой вальс»), в 1957-м («Кто-то там наверху любит меня») и в 1959-м («Жижи»).

Шамрой — в 1945 году («Вильсон»), в 1946-м («Бог ей судья») и в 1964-м («Клеопатра»).

А в 1943 году оба стали лауреатами. Джозеф — за черно-белую драму «Миссис Минивер», Леон — за цветной боевик «Черный лебедь».

Комментарии