Предметная деятельность - это... Определение понятия, развитие, рекомендации
Одной из важнейших сторон развития человека в раннем возрасте является овладение им предметной деятельностью. Предпосылки к этому начинают формироваться у малышей еще в младенчестве. В этот период ребенок способен выполнять некоторые манипуляции с предметами, а также научиться определенным действиям, показанным ему взрослыми.
Проходит время. Малыши растут и каждый день развиваются. Постепенно от самых примитивных видов манипуляций с предметами они переходят к действиям, носящим более осознанный характер. Каждое из них превращается из баловства и несерьезной игры в важнейший фактор, оказывающий воздействие на подрастающего человека и влияющий на его психическое развитие и формирование личности.
Определение понятия
Предметная деятельность – это ведущая деятельность детей раннего возраста. Ее основными признаками являются:
- содействие появлению у ребенка новых манипуляций;
- формирование и перестройка определенных функций психики;
- оказание влияния на видимые изменения личности.
Предметная деятельность – это деятельность детей, которая имеет непосредственную связь с открытием назначения предметов. Данный факт и отличает ее от манипуляций младенческого периода.
Предметная деятельность – это такая активность малыша, благодаря которой реализуются его познавательные интересы. Она удовлетворяет его любознательность и стремление получить новые впечатления, а также помогает в поисках новой информации о том мире, который его окружает.
Основные параметры
Предметная деятельность ребенка раннего возраста способна иметь развивающий эффект только благодаря сотрудничеству со взрослыми. Именно они являются для маленького человека носителями способов действия и культурных средств, а также источником открытия новых смыслов его активности. Первоначально ребенок производит те или иные манипуляции по поручению взрослого и находясь рядом с ним. Это подтверждает совместную направленность такой работы.
В связи с этим в предметной деятельности ребенка могут быть выделены следующие параметры уровня ее развития:
- Операционный. Данный параметр является непосредственной характеристикой выполняемых действий. Его показателями служат такие виды действий с предметами, как манипулятивные (специфические и неспецифические), а также собственно предметные, культурно-фиксированные.
- Потребностно-мотивационные. Этот параметр указывает на уровень, которого ребенок достиг в своей познавательной активности. Его показателями служат интерес малыша к предметам, его стремление к их обследованию, а также действиям с ними, эмоциональная вовлеченность в подобную активность и настойчивость.
- Общение со взрослыми во время предметных действий. Степень принятия поддержки и помощи со стороны является важным показателем потенциальных возможностей малыша.
Основные признаки
При переходе от младенчества к периоду раннего возраста происходит развитие нового отношения к окружающему малыша миру предметов. Они становятся для него не просто объектами, удобными для манипулирования, а вещами, которые имеют тот или иной способ употребления и определенное назначение. То есть рассматривать их малыш начинает с точки зрения той функции, которая закрепилась за ними благодаря общественному опыту.
При выполнении манипуляций детьми используются лишь внешние свойства и отношения предметов. То есть, беря в руку ложку, малыши выполняют ею такие же движения, как, например, совочком, карандашом или палочкой. С возрастом предметная деятельность обретает смысл. Мир ребенка наполняется новым содержанием. Все предметы при этом малыш начинает использовать только по их назначению.
Ориентировочные действия
В развитии предметной деятельности выделяют три этапа. Первый из них отмечен у малышей 5-6 месяцев. Данный этап представляет собой предметные манипуляции. К 7-9 месяцам происходит их превращение в ориентировочные действия.
На первых порах все манипуляции с предметами у ребенка осуществляются без рассмотрения их свойств. Малыш одинаково обращается с тем, что попадает ему в руки. Он сосет игрушку или любой другой объект, размахивает им, постукивает и т.д. Одновременно с этим он еще рассматривает то, что находится в его руках, перекладывает с места на место и неоднократно повторяет одно и то же движение. И лишь несколько позже у него начинают складываться специфические манипуляции. Ребенок не только замечает, но и использует особенности предметов, их наиболее простые свойства. Примером таких ориентировочных действий является складывание одного предмета на другой, продевание игрушки через решетку манежа. Любят малыши также мять бумагу и греметь погремушкой. Причем их внимание привлекают объекты, созданные не только человеком, но и природой – песок, камешки, вода и т.д.
Развивающаяся на данном этапе предметная деятельность – это один из вариантов исследовательского поведения, который проявляется благодаря любознательности ребенка и его познавательной активности. Проводя эксперименты над объектами окружающего мира, малыш извлекает информацию о них и учится устанавливать существующие связи.
Наиболее интенсивно исследовательское поведение начинает развиваться после того как маленький человек обучается самостоятельному передвижению, получая доступ к различным предметам. И здесь особенно важно общение ребенка со взрослыми. На них возлагается задача организации предметной деятельности малыша. Взрослые должны создать необходимую для развития маленького человека среду, привлекать его внимание к новым объектам, поддерживать и поощрять его любознательность.
В период раннего возраста исследовательское поведение постоянно совершенствуется. При этом оно остается одной из важнейших составляющих творческого и познавательного развития не только в этот период, но и в дальнейшем. Экспериментируя, ребенок получает настоящее удовольствие. Он начинает ощущать себя субъектом происходящих событий и источником, вызвавшим изменения в окружающей действительности.
Соотносящие действия
К концу первого года жизни активность ребенка по отношению к объектам окружающего мира приобретает несколько иной характер. Его предметно-практическая деятельность основана на использовании вещей по своему назначению. Как поступать с ними – демонстрирует малышу взрослый. Подражая ему, ребенок начинает собирать пирамидки, строить башенки из кубиков и т.д.
На этом уровне предметная деятельность – это уже не изолированные действия с различными объектами. Ведь выполняются они с предметами при их взаимодействии между собой. Подобные манипуляции называют соотносящими. Ребенок проводит различные эксперименты с предметами и определяет те связи, которые существуют между ними.
Орудийные действия
На втором году жизни предметные виды деятельности вновь претерпевают некоторые изменения. Они приобретают новое качество. Действия становятся собственно предметными и специфически человеческими, основываясь на выработанных в культуре способах применения тех или иных вещей. Они и носят название орудийных.
Каким образом происходит формирование этих действий? К концу первого года жизни ребенок начинает все чаще сталкиваться с теми предметами, которые связаны с повседневной жизнью взрослых. Это может быть расческа или ложка, зубная щетка и т.д. Действия с ними и называют орудийными. То есть они предполагают выполнение определенных манипуляций и получение предметного результата деятельности в виде достижения необходимой цели. Это может быть рисование кисточкой, мелом или карандашом. Сюда же можно отнести повороты ключика для приведения в действие заводной машинки. Развивается при этом и предметная игровая деятельность, когда малыши насыпают совочком в ведерко песок, забивают молоточком в отверстия дощечки или в землю колышки и т.д.
Техника орудийных действий
Овладение подобными манипуляциями в раннем возрасте является важнейшим приобретением ребенка. Причем осваиваются они малышом постепенно, ведь для этого понадобится прилагать определенные усилия и при этом использовать жестко фиксированный способ владения той или иной вещью.
В раннем возрасте дети способны выполнять лишь самые простые орудийные действия. Ими являются питье из чашки и еда ложкой, копание совочком песка, чирканье по бумаге карандашом или ручкой, складывание и разбор пирамидки, состоящей из 4-5 колец, а также надевание некоторых самых простых предметов одежды.
Почему малышам так сложно освоить эти действия? Прежде всего, из-за плохо развитых произвольных движений. Помимо этого, обучаясь орудийным действиям, ребенку необходимо подчинить свои манипуляции целой системе правил. Например, еда ложкой. Обучаясь ее применению, ребенок уже умеет есть руками. Для этого он берет, например, печенье и подносит его ко рту. Рука в этом случае движется от стола по косой линии. Обучаясь использованию ложки, он пытается поступать так же. Однако ничего из этого не получается. Пища, проходя путь от тарелки, вываливается на стол. К соблюдению требований использования этого предмета рука ребенка привыкает постепенно, причем при приложении немалых усилий.
Значение орудийных действий
Различные нужные предметы для человека появились благодаря трудовым процессам. Между собой и природой люди поставили определенные виды орудий и стали с их помощью воздействовать на окружающий мир. И в дальнейшем с использованием таких объектов человечество стало передавать накопленный опыт новым поколениям.
Знакомясь с предметным содержанием деятельности, ребенок постепенно начинает усваивать и то, что воздействие на вещи можно осуществлять не только с помощью зубов, ног и рук. Сделать это можно и вещами, которые специально созданы для этого. На языке психологии подобный принцип называют опосредованным действием.
Способы манипуляций с предметами
За орудиями, применяемыми человеком, закреплены определенные действия. То есть всем необходимо знать не только что делать с той или иной вещью, но и как это должно осуществляться. Это хорошо знают взрослые. Они и должны обучать этому детей. Конечно, до трех лет ребенок вряд ли научится умело владеть любым, в том числе и доступным для него орудием. Тем не менее он упорно старается, чтобы получить наилучший результат.
Но существуют и другие предметы, не столь часто используемые в повседневной жизни. Они допускают различные способы своего применения с получением одного и того же результата. И этого часто не понимают взрослые. Они показывают малышу результат, полагая, что к нему ребенок придет тем же способом, который применили и они. Но подобное бывает не всегда. Примером тому может служить разборка и складывание пирамидки. Взрослый снимает с нее кольца и раскладывает их на столе, а после по порядку, начиная с самого большого, нанизывает на стержень. Все это он делает при ребенке. Однако двухлетние малыши не в состоянии уловить всех нюансов. Да и сравнивать кольца по величине они также не могут. Если дети, разбирая пирамидку, складывают все ее детали по порядку, то нанизать их обратно в правильном порядке они смогут. Но если взрослый перемешает кольца, то задание для ребенка станет невыполнимым.
Порой дети приходят к нужному результату иначе. Они начинают нанизывать кольца без всякого разбора, а после многократно перемещают их до тех пор, пока пирамидка не станет такой, какой она должна быть. Успешно решают подобную задачу те малыши, которых предварительно научили сравнивать кольца по величине, прикладывая их друг к другу. Только так ребенок способен выбрать самую большую деталь. Далее он использует этот же принцип и в отношении оставшихся колец. Это постепенно приводит ребенка к собиранию пирамидки на глаз, то есть к способу, применяемому взрослым.
Следовательно, обучая детей орудийным действиям, им необходимо показывать не только результаты манипуляций. Малыши нуждаются в демонстрировании и самого способа выполнения задания, который явится для них доступным.
Зарождение иных видов деятельности
На третьем году жизни, то есть к концу периода раннего детства, ребенок начинает увлекаться игрой, рисованием, лепкой и конструированием. Другими словами, у него начинают развиваться новые направления познания окружающего мира. Но при этом предметно-развивающая деятельность продолжает иметь немаловажное значение.
В конце раннего детства малыши с удовольствием участвуют в ролевых играх. Этим они стремятся удовлетворить социальную потребность, выражающуюся в стремлении к совместной жизни со взрослыми, играя при этом их роли. Предметные действия в этом случае отходят на второй план.
Предпосылки к началу ролевых игр возникают в период всего раннего детства. Причем обнаружить их можно в самой предметной деятельности. Это манипуляции с игрушками, которые предлагаются взрослыми, а после самостоятельно воспроизводятся малышом. Подобные действия уже тогда называют игрой. Однако в такой ситуации применить это название можно только условно.
Начальные игры представляют собой выполнение 2-3 действий. Например, кормление куклы и укладывание ее спать. Но в дальнейшем, когда ребенок все более переносит способы воздействия взрослых на различные объекты окружающего мира, у него появляются игры с более сложными манипуляциями.