Основные типы финансовой политики

Финансовая политика представляет собой комплекс определенных мероприятий, форм и методов воздействия на результаты производственной деятельности и способов распределения финансов. Существуют разные типы финансовой политики, но все они соответствуют главным принципам:

  • зависимость всех отраслей хозяйствования;
  • удовлетворение потребностей всех слоев общества;
  • определяющую роль играют стратегические цели, а тактические должны служить их достижению;
  • подчинение нормам действующего законодательства страны.

На макроэкономическом уровне финансовая политика – это инструмент, с помощью которого стабилизируется темп роста экономики, развиваются международные отношения. Ведь благодаря рациональному распределению средств у предприятия остается резерв, его можно направить на улучшение нынешнего положения организации, в частности, на развитие отношений с заграничными партнерами.

Выделяют следующие типы финансовой политики:

  1. Классическая.
  2. Неоклассическая.
  3. Регулирующая.
  4. Планово-директивная.

Классическая политика базируется на суждениях таких политических деятелей, как Адам Смит и Давид Рикардо. Она предполагает полное отстранение государства от рыночных отношений, то есть правительство не вмешивается в делах торговцев, тем самым достигается свобода на рынке. Конечно, в связи с этим значительно ограничились полномочия государства и снизилась расходная часть. А доходы пополнялись за счет системы налогообложения и регулярных поступлений в бюджет.

Разные типы финансовой политики были разработаны выдающимися экономическими деятелями. Одним из них является регулирующая политика Кейнса. Он утверждал, что государство обязано участвовать в рыночных отношениях и регулировать их, используя определенные финансовые инструменты. Впоследствии данный тип финансовой политики стал затрагивать и социальные аспекты государственного регулирования. Соответственно, изменились и принципы налогообложения. Например, ввелась прогрессивная ставка при расчете подоходного налога. Огромная роль отводилась сфере кредитования, причем кредитования государства, за счет чего достигалось равновесие платежного баланса. То есть образовавшийся дефицит бюджета покрывался за счет кредитов. Стоит отметить еще один важный факт, связанный с регулирующей политикой в области управления финансами: единый контролирующий орган был разделен на несколько самостоятельных единиц.

Неоклассическая концепция допускает государственное вмешательство и даже признает его нужным, но устанавливает границы. Предполагалось, что экономика и социальная сфера должны развиваться самостоятельно. На практике же получилось иначе, регулирование данных сфер только увеличилось, так как правительство начало использовать другие финансовые инструменты, помимо уже существующих, в том числе установление курса валют и корректировку цен на ценные бумаги и продукты первой необходимости. Делается это с целью облегчения налоговой нагрузки, особенно на малоимущих граждан.

В странах с административно-командной экономикой применялся планово-директивный тип политики. Он предполагал полное регулирование и контроль со стороны правительства над всеми сферами жизни социума. Любые средства производства являлись собственностью государства. Таким образом, органы управления стремились сосредоточить все финансовые ресурсы в их распоряжении. А расходование средств осуществлялось в соответствии с жесткой сметой, которая составлялась на основе общего стратегического плана. Руководство финансовой частью полностью принадлежало Министерству финансов, определявшему потребности населения и выделявшему средства на социальные нужды. Монополия распространялась на все аспекты рыночных отношений, включая систему ценообразования и кредитования.

Можно выделить такие виды финансовой политики, как бюджетная, таможенная, налоговая, инвестиционная, кредитная, денежная, ценовая и прочие. Каждый вид претерпевает некоторые изменения в зависимости от выбора конкретного типа. В связи с вышесказанным можно сделать вывод о том, что существуют разные типы финансовой политики, и каждый из них задает определенные властные полномочия государства. Но главной их целью является стабилизация экономического положения в стране и улучшение благосостояния граждан.

Комментарии