Художник Александр Иванович Морозов

Из статьи можно узнать о жизненном пути и творчестве А. И. Морозова. Проведен анализ картины «Выход из церкви в Пскове» и полотна «Сельская бесплатная школа», раскрыты темы работ Александра Ивановича Морозова. Также рассматриваются особенности творческой манеры и его поэтичный жанр.

Биография художника

Морозов Александр Иванович – истинный художник и петербуржец родился 17 мая 1835 года в семье художника, бывшего «дворового». С 1852-го вольноприходящий ученик в Академии художеств в Петербурге, в классе художника Маркова. За время учебы был отмечен медалями: в 1857-м за портрет и рисунок, в 1858-м за этюд и рисунок, в 1861-м была отмечена малой золотой медалью картина «Отдых на сенокосе».

В 1863-м подает прошение о разрешении свободного выбора сюжетов, получает отказ и выходит из Академии, хотя продолжает экспонировать свои картины. Полотно «Выход из церкви в Пскове» приносит ему всеобщее признание и звание академика.

Морозов Александр Иванович – яркий тип художника-созерцателя. Его жизненный путь не испытывал взлетов и падений, критика оценивала его работы достаточно благожелательно, но его трудно назвать новатором или бунтарем. Хотя по молодости А. И. Морозов всегда оставался с друзьями-художниками: был одним из покинувших Санкт-Петербургскую Академию художеств (1863) после «бунта четырнадцати», руководимого И. Крамским, был членом Артели художников и экспонентом ряда выставок передвижников в 1864 году. Но дух бунтарства, борьба с социальным неравенством были чужды его натуре в целом. Однако тема несправедливости и зла не могла пройти мимо творчества Морозова Александра Ивановича, художника, пишущего современную ему деревню, не мог не проявиться и реализм, живущий в каждом русском художнике.

Поэтичный жанр

Основная масса лучших, написанных художником работ выполнена в жанре опоэтизированного быта современной художнику русской деревни (картины «Отдых на сенокосе», «Сельская бесплатная школа» и другие). В этом он явный последователь художника А. Г. Венецианова от компоновки своих работ до способов типизации крестьянского труда и самих крестьян. Пейзажи на картинах художника, солнечные и теплые, тоже очень близки к венециановским. Поэтому художник с легкой руки историков искусства А. Н. Бенуа и И. Э. Грабаря получил прозвище Запоздалого венециановца.

Но жанровую живопись России 19 века нельзя считать полной без живописных картин Морозова Александра Ивановича. Его картины просты, ясны и красивы. В них есть все, что летописец живописи Возрождения Джорджо Вазари в 16 веке называл «хорошей манерой» и очень высоко ценил.

Особенности творческой манеры художника

Все, сделанное художником Александром Ивановичем Морозовым, картины или офорты, выполнено очень тщательно. В его работах можно наблюдать старание и любовь. Но художественное наследие Александра Ивановича Морозова невелико, так как художник в жизни зарабатывал не созданием картин, а унылой нудной работой: он около 30 лет преподавал в Петербургском училище правоведения, обучая рисунку будущих юристов, давал частные уроки. Кроме того, он выполнял много портретов на заказ.

Вряд ли будет правильно сказать, что творчество Морозова Александра Ивановича – олицетворение эпохи, в которую он жил. Картины сегодня украшают экспозиции лучших российских художественных музеев: Третьяковки в Москве, Русского музея в Санкт-Петербурге и других.

Темы работ Александра Ивановича Морозова

Морозов Александр Иванович Санкт-Петербург, конечно, знал. Но любил художник и русскую деревню, русских мужиков. Как хорош пьющий чай веселый мужичок на его картине «Чаепитие». Художник много раз ездил по России, бывал во Владимирской губернии, Пскове, Вятке и Поволжье. Он исполнял заказные портреты и довольно успешно (портрет молодого графа Апраксина, портрет госпожи Корниловой и др.). В портретах Александр Иванович также близок к работам школы Венецианова. Его кисти принадлежат и заказные работы для церквей Севера России: Петрозаводска, Полоцка, Павловска и помещичьих усадеб. Неоднократно мастер работал и в технике офорта, выполнял и миниатюрные портреты на заказ.

Александр Иванович Морозов — один из самых первых русских живописцев, обративших внимание на индустриальный труд: его картина «Омутнинский завод»(1885 г.) находится в Третьяковской галерее.

Но наиболее известен он как один из самых заметных в круге, так называемых малых жанристов — мастеров повествования о типичных событиях русской деревенской действительности, которую художник хорошо изучил в своих поездках.

Полотно «Выход из церкви в Пскове»

Это одно из лучших произведений Александра Ивановича. На ней нет главного героя: все главные. Одна из особенностей полотен художника – равенство расположенных на холсте фигур и их одинаковая освещенность, что сразу вносит гармонию и смягчает остроту изображенных событий и действий.

Этому же способствует и цветовая гамма из множества светлых и теплых тонов. Выразительность каждой фигуры настолько возвращает нас к искусству Ренессанса, что невольно ищешь ангелов. И, действительно — он есть, он в самом центре картины. Это только что начавшая ходить девочка в пышном белом платьице, охраняемая взглядом старших, одетых в темную одежду. Но это фигуры заднего плана.

А передний план раскрывает совсем другую жизнь: у церкви можно после службы получить подаяние, а это уже гарантия какого-никакого ужина. Нищие на картине в живописных лохмотьях, изображенных так выразительно, что опять вспоминаешь средневековых итальянцев. Но позы, жесты и выражения лиц у них абсолютно русские. Передний план: богатая женщина оттолкнула нищих стариков, но дети протягивают ручонки снова, они так надеются на милостыню…

А здание храма такого светлого лимонно-желтого тона, что кажется не связанным со всем происходящим, кажется божественно-прекрасным и неземным, другим, нездешним.

Именно на это и рассчитывают все нищие, на милость Божию. Совсем по-другому выписаны художником богатые, они верят, прежде всего, в силу денег, службу отстаивают как дань приличиям, нищих презирают и ненавидят попрошаек. Из всех, к кому обращаются нищие, только одна женщина, усталая и совсем небогатая, подала милостыню. У нее двое малых детей и она знает, что такое голод, она отдает совсем не лишнее, но она верит в Бога.

Картина скорее настораживает, а не возмущает, оставляя осадок произошедшей у тебя на глазах не трагедии, но несправедливости.

Картина «Выход из церкви» притягивает к себе, не отпускает, заставляет думать и чувствовать.

Полотно «Сельская бесплатная школа»

Полотно изображает большую и светлую комнату в деревянном доме, где несколько милых молодых женщин в пышных юбках, явно не бедных, на деревянных лавках за деревянными столами учат грамоте деревенскую детвору.

Колорит картины сдержанный, преобладают золотисто-коричневые тона, солнечный свет согревает, делает все в комнате уютным, теплым. Повествование о сельской школе художником завершено.

Картина была написана с натуры, моделями послужили жена Александра Ивановича Морозова и ее подруги, действительно занимавшиеся с деревенскими детьми в школе.

Картина более чем мирная: совершенно не верится, что в эту школу могут кого-то не принять из-за рваной одежды или незнания элементарных вещей. Добром и пониманием пропитана атмосфера, в ней нет места ни детским шалостям, ни грубости, ни крику. О телесных наказаниях и речи быть не может. И это не идеальная картина, а реальная. В то время в сельских школах учитель был уважаемой фигурой, в классах зачастую сидели ученики разного возраста и каждый занимался по своей программе, не мешая соседям. Дети любили ходить в школу и уважали учителей. На полотне А. И. Морозова это бросается в глаза.

Комментарии